Являются ли органы местного самоуправления сельских поселений налогоплательщиками земельного налога?

Найдено 1 определение —> ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В РФ форма платы за землю; З.н. является поимущественным (прямым), поскольку уплачивается владельцем имущества; регулирующим, т.е. перераспределяемым между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита; местным. Его уплачивают граждане и юридические лица (субъекты налогообложения) за земельные участки (предмет налогообложения), находящиеся у них в собственности либо постоянном (бессрочном) пользовании (объект налогообложения). З.н. устанавливается исходя из плодородия почв, других природных и экономических условий, месторасположения земельного участка. Размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника, владельца, пользователя участка; он вносится в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Уплачивается кадастровым способом, т.е. имущество облагается налогом на основе его внешних признаков, предполагаемой доходности, и, таким образом, момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Поэтому установлен фиксированный срок взноса З.н.: равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года. Граждане, имеющие в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки, суммарная площадь которых превышает установленные предельные размеры, облагаются прогрессивным З.н. на часть участка, превышающую предельный размер. Его ставки определяются законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (по принадлежности земель) посредством введения поправочных коэффициентов к утвержденным ставкам З.н. на земли данного целевого использования. За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка З.н. устанавливается в двукратном размере. Предусматриваются льготные категории налогоплательщиков, освобожденные полностью или частично от уплаты З.н. Кроме того, органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы по уплате З.н. в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты или понижения ставки З.н. З.н., уплачиваемый юридическими лицами, ими же и исчисляется. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога на земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям, возлагается (по смыслу ст. 27 НК РФ) на их законных представителей. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Налог на земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, начисляется отдельно каждому налогоплательщику пропорционально используемой площади строения. Налог за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, начисляется каждому из собственников соразмерно его доле. Учет налогоплательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. З.н. с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня. Органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органам местного самоуправления с учетом местных условий предоставлено право устанавливать иные сроки уплаты налога. Не привлеченные своевременно к уплате З.н. налогоплательщики уплачивают этот налог не более чем за три предшествовавших года. Аналогичный срок установлен для пересмотра неправильно произведенного налогообложения. Платежи за землю зачисляются на бюджетные счета: сельских органов местного самоуправления — за землю в пределах черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение; за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, — в соответствии с установленными законодательством РФ долями на бюджетные счета РФ в федеральном казначействе, субъекта РФ, соответствующую часть средств — на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления. З.н. является целевым, т.к. средства от платежей за земельные участки направляются на финансирование мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, освоению новых земель, ведению государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель, природно-хозяй- ственного районирования земель, территориального планирования использования земель, зонирования земель, а также государственного контроля за использованием и охраной земель. И.М. Музалевская

Источник: Юридическая энциклопедия

16 сентября 2021

Схема получения земельных налоговых льгот определяется на местном или федеральном уровне. В первом случае установленные нормы котируются исключительно в рамках МО (Муниципальное образование), во втором – актуальны в пределах всей страны.

На основании ст. 387, ст. 391, ст. 395 НК РФ, можно так классифицировать льготы по земельному налогу:

  1. Снятие с некоторых категорий лиц земельных налоговых обязательств.
  2. Осуществление налогового вычета (уменьшение облагаемой суммы).
  3. Льготы, определенные местными законами в городах федеральной значимости (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург).

Чтобы оформить льготу, гражданину надлежит посетить отделение налоговой инспекции с пакетом документов.

Освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан

Для ряда граждан льготы по земельному налогу представляют собой отсутствие уплаты такового. Снятие налоговых обязательств касается тех физлиц, которые представляют коренные народы Сибири, Севера, Дальнего Востока, и общины этих народов. Указанный факт подкреплен ст.395 (п.7) НК РФ.

Важно: снятие обязательств по уплате возможно, если участок принадлежит физлицу на одном из перечисленных оснований:

  • Право собственности.
  • Право бессрочного (постоянного) использования.
  • Право на наследство.

Кроме этого, обозначенные земельные участки должны территориально относится к землям малочисленных народов.

Уменьшение налоговой базы для отдельных категорий граждан

Налоговая база может быть изменена для строго регламентированного круга граждан, о чем свидетельствует п.5 ст. 391 НК РФ. В этот перечень входят представители обозначенных ниже категорий:

  • Награжденные орденом Славы всех степеней, Герои РФ, Герои СССР.
  • Лица с 1-й и 2-й гр. нетрудоспособности.
  • Граждане, являющиеся нетрудоспособными с детства, либо дети этих граждан.
  • Участники и инвалиды всех боевых действий и, в частности, ВОВ.
  • Физлица, которые в качестве участников состава особого подразделения либо испытывали разновидности ядерного оружия, либо ликвидировали аварии на объектах военного назначения.
  • Физлица, которые получили травмы либо стали нетрудоспособными в ходе каких-либо действий, имеющих отношение к ядерным установкам и космической технике
  • Все физлица, которые имеют право получить социальную помощь. В этот же перечень входят граждане РФ, которые принимали участие в устранении последствий аварии на АЭС в Чернобыле. Основание для этого – ст.1 Закон № 1244-1, ст. 1 ФЗ № 175, ст. 1 ФЗ № (в последних редакциях).
  • Лица пенсионного возраста, которые получают ежемесячную финансовую выплату на основании законодательства РФ.

Сумма, на которую допустимо снизить налоговую базу, имеет ограничения. В данном случае, ее размер не должен преобладать над размером кадастровой ценности 600 кв. м. площади участка (на одно физлицо в пределах одного МО).

Обозначенный участок может использоваться заявителем только на основании права собственности, права наследования либо права бессрочного пользования

Обратите внимание: при наличии нескольких участков получить вычет разрешено только в отношении одного из них на выбор собственника.

Местное законодательство вправе варьировать в большую сторону перечень категорий граждан, претендующих на льготы по земельному налогу. В некоторых ситуациях такое право предполагает неполную оплату взносов, либо формируется, исходя из целевого использования территории.

Порядок оформления льготы

Чтобы оформить льготы по земельному налогу (сюда же причисляется налоговый вычет), физлицу необходимо подать в налоговую инстанцию соответствующее заявление. Обращение в письменной форме следует подкрепить бумагами, подтверждающими наличие регламентированных оснований для подобного запроса.

Написание заявления осуществляется в строго установленной форме. Ознакомиться с бланком и внести свои данные можно как на официальном интернет-ресурсе в личном кабинете, так и непосредственно на месте подачи бумаг.

Если заявитель не предоставит подтверждающие право на льготу документы, а налоговый орган не располагает нужными данными, последний будет обращаться в иные инстанции для уточнения обозначенных в заявлении сведений.

Лицо, которому был направлен запрос из указанной инспекции на получение информации, обязан удовлетворить его в течение недели, либо в аналогичный период сообщить о причине непредоставления данных. Если налоговая инспекция не смогла получить сведения, заявителю сообщат о необходимости подать документы, подтверждающие его право льготника.

Если у заявителя несколько объектов, ему следует выбрать один, в отношении которого будет осуществлен налоговый вычет. Уведомление о своем выборе необходимо предоставить в налоговую инспекцию до 1 ноября. В этом случае снижение налогооблагаемой суммы начнется уже с текущего календарного года.

Отправленное в срок уведомление означает, что смена объекта на обозначенный налоговый период невозможна. Если заявитель не сделал выбор, земельный налоговый вычет будет осуществляться автоматически для объекта с максимальной пошлиной.

Возврат переплаты налога за прошлые периоды

Лицо, которому положены льготы по земельному налогу, может подать заявление на возврат переплаченной им пошлины. Для этого необходимо подкрепить свое право соответствующей документацией.

Осуществить перерасчет возможно только за 3 налоговых периода, которые предшествуют календарному году подачи заявления. Об этом свидетельствует НК РФ (ст. 78, ст. 393, ст. 397).

Важно: подать заявление на перерасчет разрешено не позднее 3-х лет с момента возникновения соответствующих прав.

Для принятия решения налоговому органу предоставляется 10 рабочих дней с момента письменного обращения заявителя. Вынесенный вердикт сообщается налогоплательщику не позднее, чем через 5 рабочих дней.

Для осуществления процедуры возврата налога также предусмотрен определенный срок – не более 30 дней с момента получения заявления, о чем свидетельствуют п.6 ст. 6.1, п.п. 6, 7, 8 ст. 78 НК страны.

Наличие у заявителя задолженностей по имущественным налогам, штрафам и пр. дает налоговому органу право сначала погасить данные просрочки в счет излишне уплаченной земельной пошлины. Во внимание принимается период не более 3-х лет с момента первой переплаты по земельному налогу. Погашение задолженности осуществляется в автоматическом режиме, без участия налогоплательщика.

5.3 Земельный налог

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо­ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи­тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе­мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об­разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер­бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ­ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало­гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа­ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово­ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас­положенные в пределах муниципального образования (городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото­рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос­новании сведений государственного земельного ка­дастра о каждом земельном участке, принадлежа­щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред­приниматели в отноше­нии участков, исполь­зуемых ими в пред­принимательской дея­тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос­новании сведений государственного земельного ка­дастра о каждом земельном участке, принадлежа­щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно­го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од­ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол­ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин­валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю­чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под­тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на­логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого­плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча­стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на­логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав­ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны­ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани­ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

Налоговая ставка

Налоговая база

0,3%

Земельные участки:

отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или зем­лям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселе­ниях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земель­ный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;

приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

1,5%

Прочие земельные участки

Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцирован­ные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:

Категории налогоплательщиков

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей

Организации

Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей)

Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности

Физические лица

Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами

Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как со­ответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.

Представительный орган муниципального образования (законода­тельные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных ка­тегорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансо­вые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законода­тельным (представительным) органом городов федерального значе­ния Москвы и Санкт-Петербурга). При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на осно­вании уведомлений налоговых органов.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа­циями и индивидуальными предпринимателями.

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода пред­ставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позд­нее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пе­риодом.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.

Земельный налог

Налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы больше не представляются, начиная с налогового периода за 2020 год и последующие налоговые периоды.

Изменения порядка перерасчета земельного налога для физических лиц

Независимо от оснований перерасчет земельного налога для физических лиц проводится не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Данные изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физлиц своевременно уплачивать имущественные налоги.

Новые правила расчета земельного налога

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете земельного налога за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Земельный налог можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость участка согласно ст. 391 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки о величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

При изменении характеристик объекта земельный налог считается согласно ст. 391 НК РФ по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Согласно ст. 396 НК РФ, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст. 396 НК РФ месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Впервые будет применяться коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом. Исключение составят участки для жилищного строительства, при расчете налога, по которым применяется повышающий коэффициент из-за их несвоевременной застройки (пп. 15 — 17 ст. 396 НК РФ).

Новые льготы

С 1 января 2019 года действуют льготы, освобождающие от уплаты земельного налога организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров (пп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение налоговой базы

Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).

С 15 апреля 2019 года уменьшается налоговая база для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Налог на недвижимость

Новые правила расчета налога на недвижимое имущество

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете налога на имущество за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Налог на имущество можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость согласно ст. 378.2 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

При изменении характеристик объекта налог на имущество согласно ст. 378.2 НК РФ считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Соответственно, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст. 382 НК РФ, месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Установлен новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Устанавливаются новые правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:

  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
  • внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений об объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в отношении ряда объектов недвижимости (в частности, машиномест, помещений, единого недвижимого комплекса).

Результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

(см. подробнее: Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514)

Уменьшение налоговой базы

С 15 апреля 2019 года, согласно ч. 6.1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома), находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Ст 396 НК РФ с комментариями и изменениями 2020-2021 года

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

7.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики — физические лица, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

11 — 13. Утратили силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

15. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Комментарий к статье 396 НК РФ:

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют суммы налогов и авансовых платежей самостоятельно. А вот за граждан эти суммы исчисляют налоговые органы. Причем представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливая налог, вправе предусмотреть для граждан уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.

Если для граждан устанавливается один авансовый платеж, то их суммы исчисляются как произведение соответствующей налоговой базы и установленной доли налоговой ставки, в размере, не превышающем одной второй ставки, установленной статьей 394 Кодекса. Если же установлены два авансовых платежа, — в размере одной третьей налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммами налога и подлежащими уплате авансовыми платежами.

Земельный налог исчисляется исходя из числа полных месяцев, в течение которых земельный участок принадлежал налогоплательщику на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения).

Так, в случае возникновения или прекращения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок или его долю суммы налога и авансовых платежей исчисляются с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом если возникновение или прекращение указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если же после 15-го числа, то полным месяцем признается месяц прекращения указанных прав.

Свои права на налоговые льготы налогоплательщики должны подтверждать, представляя в налоговые органы по месту нахождения земли соответствующие документы.

Возможна ситуация, когда в течение налогового (отчетного) периода у налогоплательщика могут как возникнуть, так и прекратиться права на налоговые льготы. В этом случае суммы налога и авансовых платежей исчисляются с учетом коэффициента использования налоговой льготы (К1). Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периодах. Обратите внимание, что при этом месяцы возникновения и прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

Формула для расчета налоговой базы выглядит так:

  • Налоговая база = КСТ — Дплощ x (1 — К1), где
    • КСТ — кадастровая стоимость земельного участка;
    • Дплощ — доля необлагаемой площади земельного участка;
    • К1 — коэффициент использования налоговой льготы.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования. Результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Территориальные органы Роснедвижимости и органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны информировать налоговые органы о земельных участках, расположенных на подведомственной им территории.

Территориальные органы Роснедвижимости и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, должны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признанных объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки, не позднее 1 марта этого года.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность гражданами и организациями для проведения на них жилищного строительства, суммы земельного налога и авансовых платежей исчисляются с учетом коэффициента 2 в течение 3-х лет проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации. И с учетом коэффициента 4 — если проектирование и строительство длятся более 3-х лет.

Если строительство и государственная регистрация были завершены до истечения 3-х лет, то налог, уплаченный в течение этого периода сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и возвращается налогоплательщику.

Что касается граждан, приобретших землю для индивидуального жилищного строительства, то они исчисляют указанные суммы с учетом коэффициента в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий