Применение огнестрельного оружия в 2017 году: Статья 23 закона «О полиции»

Нас убеждают, что государство заботится о своих гражданах, принимает меры по соблюдению прав и законных интересов граждан.

Сейчас в государственной думе рассматривается закон о внесении ряда поправок в Федеральный закон РФ «О полиции» и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

В качестве наглядной иллюстрации приведу только некоторые выдержки.

Док №1

         Первое. Проект поправок в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

         Можно не размениваться на такие мелочи данного законопроекта, как «сделка с дьяволом» в новой редакции ст.4.1. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Теперь это называется «контракт – письменное соглашение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и лица, добровольно изъявившего желание оказывать ему содействие в решении задач оперативно-розыскной деятельности, о взаимных обязательствах сторон и об условиях конфиденциального сотрудничества». Ключевое слово здесь – добровольно изъявившего желание. Ничего не будем обсуждать, промолчим. Новый закон О полиции заиграет новыми красками.

Второе. А здесь молчать нельзя.  В статью 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагается внести поправку следующего содержания:

«Причинение вреда признается вынужденным, если без такого причинения в конкретных условиях места и времени объективно было невозможно обеспечить защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Вред не может считаться причиненным вынужденно, если он заведомо связан с причинением смерти либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека».

В ходе мероприятий по проведению обыска следователь принял решение взломать полы, перед этим случайно разбил дорогой чайный сервиз, гражданин заявил о том, что он не допустить такого беспредела и подошел к шкафу со словами: «Я сам все открою, все отдам, все покажу, только ничего не ломайте». Оперативный сотрудник полиции посчитал, что это может быть уловкой и гражданин собрался достать оружие и причинить всем участникам следственного действия физический ущерб. А дальше уже как получится, вплоть до причинения смерти.

Предлагаемая поправка в ст.16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет квалифицировать это следующим образом:

«Применение физической силы, повлекшее причинение тяжких телесных повреждений гражданину, в помещении которого проводился обыск, со стороны оперативных сотрудников было вынужденным в силу реальной угрозы жизни и здоровью участникам следственных мероприятий по производству обыска – следователю, оперативным сотрудникам, понятым. Поведение гражданина свидетельствовало о крайней степени агрессивности, не оставляющей и тени сомнения в реальности применения со стороны гражданина физической филы, расправы. Угроза жизни была реальной и неотвратимой и только действия оперативных сотрудников устранили реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью участников процессуальных действий.

Дополнительно сообщаю, что действия не могут быть квалифицированы в качестве превышения пределов обороны, поскольку нет никаких данных или сведений, свидетельствующих о заведомом характере действий сотрудников полиции, понятых, изначально направленных на причинение вреда здоровью гражданину». Другими словами, телесные повреждения вполне оправдана.

Здесь уместно будет вспомнить слова: «Границы прав не могут быть беспредельными». Ошибаетесь, если подумали о том, что это злая шутка. Нет.

Док № 2

         Российская Федерация присоединилась к Европейской Конвенции по правам человека. Совет Европы, ООН.

         В конце апреля сего года в СМИ появилась информация о вынесении на обсуждение проекта Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Существует Европейский Кодекс полицейской этики. Должен быть и свой, национальный, Кодекс этики полицейских.

         Действительно, почему, зачем каждый в случае осуществлении в отношении него или его имущества противоправных действий обращается в полиции? Это вопрос. И ответ на него очевиден – за помощью, за реальной помощью в беде.

image
Новый закон О полиции

         П.5.8 проекта Кодекса говорит о необходимости «проявлении сочувствия к потерпевшему». Нам нужна помощь, но пока предлагают «сочувствие».

         Может это только первый этап чуткого помощи потерпевшим от преступлений? Читаем дальше…

П. 5.9.1. проекта Кодекса: «Проявлять готовность к оказанию помощи пострадавшим».   Вот и все, достаточно проявить готовность к оказанию помощи, о самой помощи речи нет.

         Следующий пункт (п.5.9.2.) Кодекса этики полицейских, словно в издевке, призывает последних «Быть нетерпимыми к утрате бдительности». Прямо просится вывод о прямой взаимосвязи этого пункта с более ранними. ДА, нельзя полицейскому потерять бдительность при проявлении сочувствия и готовности к оказанию помощи потерпевшему от преступлений, а то подумают еще чего…

         П.5.10 Кодекса этики полицейских рассказывает нам о поведении полицейских при инспектировании, контрольных проверках и целевых выездах. Вот, что это за формулировка «целевые выезды» – корпоратив, пикник.

П.5.10.2. «Воздерживаться от угощений, подарков, предлагаемых в ходе проверки, недопустимых знаков внимания».

Обратите внимание – «воздерживаться от угощений…» и прочее, то есть в принципе можно (вообще в новом законе О полиции много таких ляпов).

         Да, конечно, соблюдать культуру речи, точно передавать мысли, придерживаться речевых норм, воздерживаться от нецензурной брани и жаргона. Знакомое слово «воздерживаться».

         Не допускать –«воздерживаться» – от пренебрежительных отзывов о работе коллег. Ну вот у полковника Захарченко в доме нашли немного денег, миллиард – другой. Вот какие отзывы можно получить по этому поводу. Читаем Кодекс – исключительно положительные и это приказ.

         П.7 Кодекса полицейской этики сообщает нам о недопустимости для сотрудника полиции «поспешности в принятии решений».

Да они издеваются! Некоторые уголовные дела возбуждаются через несколько лет, само уголовное расследование идет год-два. И в этих условиях полицейским дают дополнительную возможность «не спешить».

         Небольшое сравнение с Европейский кодексом полицейской этики:

  1. Сотрудники полиции подпадают под действие тех же законов, что и обычные граждане.
  2. Сотрудники полиции на всех должностных уровнях должны лично отвечать за свои действия, бездействия.
  3. Полиция должна обеспечивать жертвам преступности необходимую поддержку, помощь и информацию без какой бы то ни было дискриминации.

Европейский кодекс не призывает полицейских воздерживаться от угощений, проявлять сочувствие или готовность. «Делайте свое дело и будьте людьми» — вот девиз Европейского кодекса полицейских. Вот и мы все ждём, что новый закон О полиции (как и сама полиция) будет стремиться к этому.

Мелихов Андрей Валерьевич.

Заведующий Адвокатской конторой №22 «Магнат»

  • imageАдвокатская контора «Магнат» расширяет присутствие в регионах.
  • Очередная победа группы адвокатов АК «Магнат»
  • Конституционные привилегии – досудебное соглашение о сотрудничестве
  • Закон о госконтроле N 248-ФЗ и N 294-ФЗ: сфера применения
  • Клиент защищён от субсидиарной ответственности на 300 млн. рублей.

Главная > Закон О Полиции[Закон о Полиции] [Глава 2] [Статья 5]

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

ТолкованиеПеревод

Федеральный закон «О полиции»
Федеральный закон Российской Федерации
«О полиции»
Номер: 3-ФЗ
Принятие: Государственной думой 28 января 2011 года
Одобрение: Советом Федерации 2 февраля 2011 года
Подписание: Президентом 7 февраля 2011 года
Вступление в силу: 1 марта 2011 года
Первая публикация: «Российская газета», №25, 08.02.2011, «Российская газета», № 28, 10.02.2011,

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» — Федеральный закон Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2011 года и заменивший закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».

Обсуждение проекта закона

Общественное обсуждение законопроекта было организовано в Интернете по инициативе президента РФ Д. А. Медведева[1]. Проект был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru 7 августа 2010 года и собрал более 20 тысяч комментариев, некоторая часть из которых была учтена при работе над текстом будущего закона[2]. На более широкое обсуждение законопроекта, по мнению ряда критиков, был наложен негласный запрет[3][4][5][6][7].

Принятие закона

Законопроект был внесён на рассмотрение в Государственную думу 27 октября 2010 года[8]. 10 декабря депутатами Государственной Думы в первом чтении закон был принят[9]. 28 января 2011 года он был принят во II и III чтениях. Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года. 7 февраля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О полиции»[10].

Содержание

Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, которые отсутствовали в законе «О милиции»: ст. 8 «Об открытости и публичности» и ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан»[11].

В отличие от закона «О милиции» в законе «О полиции» нет положений о социальной защите сотрудников МВД. По словам президента, должен появиться отдельный закон о социальной защите[11].

Реализация закона

Закон предусматривает проведение внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел, которая началась 1 марта 2011 года и должна была закончиться 1 мая 2011 года[12]. Но Президент РФ Д. А. Медведев подписал указ о продлении сроков переаттестации, и теперь она должна быть завершена 1 августа 2011 года[13]. Переаттестация сотрудников началась с руководителей центрального аппарата и территориальных органов МВД, а затем её начал проходить и личный состав. Сотрудники не прошедшие аттестацию или отказавшиеся от продолжения службы, были уволены из рядов МВД.

Дискуссия о переименовании

6 августа 2010 года Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию.[11] По мнению Медведева, полиция ассоциируется с профессиональными людьми, «которые работают эффективно, честно, слаженно».[11]

Противники переименования считают, что предлагаемое название имеет негативную коннотацию, напоминая опыт времён Великой Отечественной войны. Так, член Совета Федерации Анатолий Лысков выразил опасение, что сотрудников полиции население будет называть «полицаями».[14]

По данным опроса ФОМ 14—15 августа 2010 года, 52 % респондентов с безразличием отнеслись к идее переименовать милицию в полицию, 33 % — отрицательно и 11 % — положительно.[15]

13 декабря 2010 года думская фракция КПРФ внесла в текст закона 284 поправки, которые направлены на отказ от переименования.[16] Член фракции Андрей Андреев обобщил аргументы против переименования: ассоциации с «полицаями», финансовые затраты, отрицательное мнение избирателей, сомнение в исчезновении коррупции после переименования.[16][17] Впрочем, поправки не прошли, но коммунисты еще несколько раз пытались отстоять название «милиция».

Примечания

  1. Обсудим милицию. Интерфакс (7 августа 2010). Проверено 7 апреля 2011.
  2. Обсуждение законопроекта о полиции. Российская газета. Проверено 7 апреля 2011.
  3. Сергей Рыженков МВД против «Справедливости»: цензурный запрет программы Андрея Макарова (24.09.2010). Архивировано из первоисточника 9 мая 2012.
  4. Телеканал РЕН снял с эфира программу депутата-единороса (10.12.2010). Архивировано из первоисточника 9 мая 2012.
  5. Правозащитник: Обсуждение закона «О полиции» – блогерская профанация (11.08.10). Архивировано из первоисточника 9 мая 2012.
  6. Человек из телевизора. Saturday, 23.10.2010: Арина Бородина, обозреватель газеты «Коммерсантъ»; Ксения Ларина
  7. Эхо Москвы: Закон о полиции. Почему не вышла в эфир отснятая программа «Справедливость» про закон о полиции. Четверг, 23.09.2010
  8. Медведев: законопроект о полиции будет внесен в Госдуму сегодня.
  9. Закон «О полиции» принят в первом чтении.
  10. Медведев подписал закон о полиции.
  11. 1234 Закон «О полиции» очистят от неоднозначных формулировок :: Общество :: Top.rbc.ru.
  12. Милиционеров превратят в полицейских за два месяца.
  13. Набор в полицию продлевают до августа.
  14. Виталий Петров. Осознали. Российская газета (26 августа 2010). Проверено 3 сентября 2010.
  15. ПОЛИТ.РУ НОВОСТИ 14:59 19 августа 2010, четверг.
  16. 12 PосБизнесКонсалтинг — Новости дня — В КПРФ предлагают отказаться от переименования милиции в полицию.
  17. КПРФ внесла около 300 поправок к законопроекту «О полиции» — KPRF.RU.

См. также

Смотреть что такое «Федеральный закон «О полиции»» в других словарях:

  • Федеральный совет Швейцарии — Федеральный совет Швейцарии, 2012 год Политика  Портал:Пол …   Википедия

  • Федеральный суд США — (USA Federal judiciary) Федеральный суд США это орган судебной власти США федерального уровня, созданный правительством для разрешения споров федерального уровня Федеральный суд США: федеральная судебная система США, кем назначаются судьи… …   Энциклопедия инвестора

  • О полиции — Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» Номер: 3 ФЗ Принят: Государственной думой 28 января 2011 года Одобрен: Советом Федерации …   Википедия

  • Генерал полиции Российской Федерации (ФСКН России) — Содержание 1 История 2 Знаки различия 3 Генералы полиции …   Википедия

  • Генерал полиции — Содержание 1 История 2 Знаки различия 3 Генералы полиции …   Википедия

  • Гендерный закон — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм …   Википедия

  • Генерал полиции Российской Федерации — Генерал полиции Российской Федерации  высшее специальное звание высшего начальствующего состава полиции Российской Федерации. Звание установлено статьей 26 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3 ФЗ «О полиции»[1]. Звание… …   Википедия

  • Сотрудники полиции внештатные — 2. Внештатными сотрудниками полиции являются граждане, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе в порядке, установленном настоящей Инструкцией. 3. Правовую основу… …   Официальная терминология

  • Федеральные органы налоговой полиции — являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Федеральный закон от 17.12.95 N 200 ФЗ, ст.1 …   Словарь юридических понятий

  • Сотрудник полиции РФ — 1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание,… …   Официальная терминология

Книги

  • Федеральный закон «О полиции», . Издание содержит официальный текст Федерального закона «О полиции» № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года. Рекомендуется сотрудникам органов внутренних дел, юристам, преподавателям, аспирантам, и… Подробнее  Купить за 64 руб
  • Федеральный закон `О полиции`, . Вашему вниманию предлагается ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЛИЦИИ с учетом всех изменений, внесенных Федеральным закон от 28 декабря 2013 года 388-Ф 3. Текст Федерального законаподготовлен с… Подробнее  Купить за 64 грн (только Украина)
  • Федеральный закон «О полиции», . Издание содержит текст Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» по состоянию на 2016 год, дополненный комментариями юристов компании «ГАРАНТ» . В качествесредства навигации… Подробнее  Купить за 57 руб

Другие книги по запросу «Федеральный закон «О полиции»» >>

В каких ситуациях сотрудники полиции и Росгвардии могут проверять документы у гражданина?

Полномочия полицейских проверять документы возникают лишь в определенных законом случаях (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

  • Имеются данные, дающие основания подозревать человека в совершении преступления. К ним могут относиться видимые следы преступления – к примеру, кровь на одежде или орудие преступления.
  • Есть основания полагать, что человек находится в розыске, – например, поступившая ориентировка. Однако она должна содержать конкретные данные, позволяющие выявить человека, а не ограничиваться общим описанием, под которое может подпасть неограниченный круг лиц, – «в синих джинсах, темной куртке, среднего возраста».
  • Человек совершил административное правонарушение – например, перешел дорогу на красный свет или курил на автобусной остановке. Однако ничем не обоснованное подозрение в том, что у гражданина отсутствует регистрация по месту жительства, не может являться поводом для проверки документов.
  • Имеются основания для задержания – если человек совершил побег из-под стражи, попытался проникнуть на охраняемый объект или допустил нарушение комендантского часа. Полный перечень категорий граждан, которые могут быть задержаны, содержится в ч. 2 ст. 14 Закона о полиции.

Сотрудники Росгвардии вправе проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если:

  • имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении;
  • имеются основания для задержания (п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона о войсках национальной гвардии РФ2).

Что человек вправе требовать от сотрудников полиции и Росгвардии при проверке?

Сотрудники полиции при обращении к гражданину обязаны назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).

На сотрудников Росгвардии не распространяются требования Закона о полиции, а нормы Закона о войсках национальной гвардии РФ не содержат указания на обязанность росгвардейцев предъявлять гражданам служебные удостоверения. Однако это не означает, что человек не вправе попросить их представиться. В этом случае можно опираться на аналогию закона, а также ч. 2 ст. 45 Конституции, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Сотрудники полиции в любых условиях обязаны быть вежливыми и тактичными с гражданами, обращаться к ним на «вы». Свои требования и замечания они должны излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан (п. 226 Устава патрульно-постовой службы). Полицейским запрещено вступать в пререкания с гражданами, отвечать грубостью и руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229 Устава).

Наконец, полицейский обязан предоставить гражданину возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на закон, а не ограничиваться фразой о нарушении. Только после разъяснений может быть принято решение о составлении протокола или доставлении нарушителя в отдел.

Если полицейский применяет меры, ограничивающие права и свободы гражданина, – к примеру, задерживает его или требует пройти в отдел полиции (это называется доставлением), то он обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также права и обязанности гражданина (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).

Как вести себя во время проверки правоохранителей?

  • Попросите сотрудника представиться, назвать свои должность, звание и предъявить служебное удостоверение.
  • Перепишите в блокнот или телефон его имя, фамилию, должность и звание.
  • Полезно спросить у сотрудника, задержаны ли вы, и узнать причины. Если законный повод для обращения к вам имеется, полицейский обязан разъяснить основания задержания, а также ваши права и обязанности. Аналогичное требование предъявляется к сотрудникам Росгвардии.
  • Внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам.
  • Если сотрудник полиции отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо поясните, что он этим нарушает закон. Однако постарайтесь не усугублять положение – не стоит и дальше настаивать на своем. Просто перепишите номер его нагрудного знака. Помните, любой полицейский, несущий службу в общественном месте, независимо от должности и звания, обязан носить на форменной одежде нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его.
  • Личный досмотр и досмотр вещей осуществляется лишь в случае необходимости для обнаружения орудий совершения правонарушения. Безосновательный досмотр нарушает ваши права.
  • Вы не обязаны по требованию правоохранителей разблокировать телефон и показать, например, наличие тех или иных мессенджеров, поскольку каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Конституция допускает ограничение этого права только на основании судебного решения.
  • Если вы предполагаете, что требования полицейского или росгвардейца носят незаконный характер, позвоните кому-нибудь из ваших близких и адвокату. Кратко изложите суть претензий правоохранителя, продиктуйте данные, идентифицирующие сотрудника, и сообщите, где вы находитесь. Также можно сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского.
  • Помните: активные действия по защите своих прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный, так и отрицательный эффект. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

Что делать, если вас доставляют в отдел полиции?

  • Если есть возможность, включите диктофон или сделайте видеосъемку на телефон.
  • Ведите себя вежливо и тактично.
  • После того как вам разъяснили причину и основания задержания, уточните у полицейского, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом близким или родственникам, позвоните юристу или адвокату.
  • Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака и обратите внимание на особые приметы. Запишите номер служебного автомобиля.
  • Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции. Исключение составляют случаи, когда требования являются явно незаконными, – в такой ситуации постарайтесь зафиксировать происходящее или сообщить об этом близким и адвокату. Важно: сопротивление даже незаконным действиям может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.
  • Срок административного задержания не может превышать трех часов. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же после прибытия в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнале задержанных, а также уведомить об этом ваших родственников, защитника либо администрацию по месту работы или учебы.
  • Вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания и право на помощь защитника.
  • Незаконные действия сотрудника полиции или Росгвардии гражданин вправе обжаловать в административном или судебном порядке, а также в органы прокуратуры.

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

Статья номер 13 ФЗ о полиции: основные сведения

Федеральный закон о полиции был принят в 2011 году. Это достаточно новый закон и принят он был в связи с необходимостью полной переработки системы министерства внутренних дел. Ранее существовавшая милиция была переименована в полицию, в связи с этим и появилась необходимость разработки новой законодательной базы.

В статье содержится огромный комплекс прав, куда входит 39 пунктов. Эти права предусмотрены, прежде всего, в целях обеспечения исполнения обязанностей, что так же прямо указано в ст. 13 данного ФЗ. Более конкретизирован порядок реализации указанных прав в нормативных правовых документах субъектов Российской Федерации.

Права сотрудников полиции

imageСтатья 13 предоставляет сотрудникам МВД следующий комплекс правомочий:

  1. Право требования и пресечения незаконных действий.
  2. Право на проверку документов, удостоверяющих личность гражданина, независимо от его пола, расы, национальности и гражданства.
  3. Право посещать здания, сооружения и объекты при необходимости.
  4. Право на составление процессуальных документов, предусмотренных УПК РФ (например, протоколов).
  5. Задерживать граждан и доставлять их в уполномоченное место и др.

Это далеко не весь комплекс прав полицейских. Их великое множество. Более детально изучить и рассмотреть права полицейских можно изучив вышеуказанный ФЗ, иные нормативные правовые акты, в том числе и локальные.

Как правило, в зависимости от деятельности полицейского, прописан и определенный комплекс прав.

Так, например, для патрульного применяются права на проверку документов, пресечения неправомерных действий и доставление гражданина в отделение полиции. Для сотрудника ГИБДД предусмотрен другой комплекс прав и др.

Закон о полиции: проверка документов

Одним из самых распространенных прав является право на проверку документов, удостоверяющих личность. Необходимо более детально разобраться с порядком и правилами осуществления данного действия и с существенными особенностями процедуры.

Не всегда должностное лицо органов внутренних дел имеет право на такую проверку. В соответствии с 13-й статьей закона, оно возникает в следующих случаях:

  1. Когда гражданин выполняет незаконные действия.
  2. Когда имеются основания подозревать его в чем либо.
  3. В иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Нельзя просто так попросить показать документы. Сотрудник должен при этом представиться, назвать свое имя, отчество и фамилию, а также должность. При необходимости и по просьбе гражданина, сотрудник также обязан показать свои документы.

Не всегда у человека есть при себе документ, удостоверяющий личность. В этой ситуации может быть применен любой другой способ идентификации, куда относится предъявление военного билета, водительского удостоверения и др.

Еще одной правовой коллизией является то, а необходимо ли при проверке документов у гражданина показывать ориентировку, если таковая имеется? Многие правоведы полагают, что делать это необходимо, так как по сути, это прямое обоснование законности проверки документов, удостоверяющих личность.

Другие же полагают, что этого делать не нужно, так как если документы проверяются у действительного преступника, указного в ориентировке, то предъявление ему такого акта его может попросту спугнуть. В связи с наличием этих двух позиций дать действительный ответ на то, нужно ли предъявлять ориентировку, пока что юридически не зафиксирован.

Досмотр вещей и багажа

Досмотр может производиться как лично сотрудником полиции, так и с помощью специальных приборов и средств, например, металлоискателей, рамок и др.

Правом на досмотр обладают исключительно сотрудники полиции. Правовые основания для этого прописаны во внутренних локальных актах министерства внутренних дел. Сюда могут относиться, например, подозрительное поведение гражданина, сообщение о готовящемся преступлении и др. Такая проверка проводится в аэропортах, на автовокзалах и железнодорожных вокзалах. Необходимо это для общей безопасности и предотвращения террористических актов.

Действия сотрудника в данном случае те же, что и при запросе и проверке документов, удостоверяющих личность. Сотрудник также обязан представиться, обозначить свою должность, а при необходимости предъявить и удостоверение.

Доставление граждан, основания для задержания

Как указано в статье №13 ФЗ, доставление граждан в отделение полиции должно происходить в порядке и по правилам, предусмотренным российским законодательством. Как и при личном досмотре, сотрудник обязан изначально представиться. Также обязательно должны быть разъяснены основания задержания и права гражданина.

При задержании обязательно нужно подготовить приказ (протокол), форма которого устанавливается законом. Задержание должно происходит на основе принципов:

  • законности;
  • разумности;
  • гуманизма.

Не допускается без необходимости применять к гражданину насилие, наручники, электрошокеры и дубинки. Любое насильственное действие должно быть правдиво обоснованно.

Доставляется задержанный в специальном транспорте с логотипами органов внутренних дел и только сотрудниками полиции, находящимися при исполнении.

Правовая экспертиза в соответствии с ФЗ о полиции

Прежде чем проводить правовую экспертизу, нужно определиться со структурой закона о полиции с последними правовыми поправками.

Закон состоит из следующих структурных элементов:

  1. Глава.
  2. Статья.
  3. Часть.
  4. Пункт.

Правовая экспертиза позволяет установить действенность и обоснованность действующего нормативного правового акта. Стоит отметить, что данный закон практически ничем не отличается от ранее действующего нормативного правового акта, регулирующего деятельность милиции. Разумеется, что были изменены названия должностных лиц и иные не существенные аспекты. Иная информация, которая находится в данном законе, абсолютно схожа с ранее существовавшей.

Последние изменения в данный федеральный закон были внесены в марте. Основные изменения коснулись порядка проведения оперативных розыскных мероприятий. Так, теперь сотрудникам предоставляется право на использование подложных документов и применение зашифрованных материалов в целях выявления преступника и пресечения незаконных действий, им совершаемых.

Что говорит закон о полиции о предоставлении информации

Деятельность сотрудников органов внутренних дел полностью открытой быть не может. Связано это с определенным рядом причин, например, с существующей тайной следствия. Предоставление государственной и общественной информации должно соответствовать нормам законодательства.

Так, гражданин имеет право знакомиться с деятельностью министерства внутренних дел путем изучения информации, размещенной на сайте, в новостных лентах и открытых документов.

Предоставление доступа к закрытым сведениям не допускается в соответствие с законом. За это может быть предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Скачать статью 13 ФЗ о полиции с правками, изменениями и комментариями

Как отмечалось выше, новый проект закона о полиции в последней редакции предусмотрел некоторые поправки именно в 13 статью. Эти изменения коснулись порядка проведения оперативно розыскных мероприятий.

Скачать статью 13 с изменениями, дополнениями и комментариями. ⇐

Таким образом, ФЗ о полиции является действенным регулятором довольно специфического круга правоотношений. Он практически не изменялся с момента его принятия. Последние изменения и дополнения были рассмотрены выше.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий