Предписание государственного инспектора труда не является административным наказанием

imageЗа деятельностью организаций в РФ выполняется контроль. Для этого периодически проводятся проверки. Если будут выявлены нарушения, представители уполномоченного органа выдвинут требование об их устранении. Для этого будет подготовлено предписание. Документацию оформляют, соблюдая положения закона. Какие бывают проверки Разновидности проверок различаются. Контроль ведется в разных областях. Сотрудники уполномоченных органов проверяют: выполнение норм безопасности; соблюдение правил ведения документации; организацию функционирования производственных линий; соблюдение установленного качества продукции, условий изготовления и хранения; выполнение норм законодательства РФ, предъявляемых к работе организаций. Контроль осуществляют представители уполномоченных структур. Чтобы удостовериться, что проверяемые объекты соответствуют нормам законодательства, специалисты выполняют следующие действия: визуально осматривают предмет изучения; берут пробы, если речь идет о контроле продукции; осуществляют практические испытания; проводят исследования; требуют письменные разъяснения. Важно

Какие организации чаще всего проверяются

Срок проведения проверок регламентирует действующее законодательство. Период различается в зависимости от вида компании и сферы деятельности. Выделяют следующие разновидности проверок:

  • 1 раз в месяц или квартал;
  • ежегодные;
  • с трехгодичным перерывом.

Проверки делятся на плановые и внеочередные. В первом случае сотрудников организации уведомляют заранее. Внеочередные проверки проводятся после получения предписания. Действие выполняют, чтобы сотрудники контролирующих органов смогли удостовериться, что компания выполнила требования и устранила нарушение. Внеплановые проверки проводятся единожды. Они выполняются после того, как завершится срок, данный на устранение недочетов. Проверки проводятся и в ситуации, когда ранее представленные предписания не были обжалованы в установленном порядке.

Периодичность проверок напрямую зависит от деятельности организации. Чаще проверяют учреждения, которые функционируют в следующих сферах:

  • реализация продуктов питания;
  • торговля лекарственными средствами;
  • разного рода производства продукции;
  • обучения взрослых и детей;
  • медицины.

Что такое предписание

Предписание – распорядительный документ, выступающий приложением к акту проверки. Бланк используется для отражения требований об устранении найденных нарушений. Готовая документация направляется в адрес руководства фирмы, подвергавшейся проверке.

Документ носит обязательный характер. Это значит, что требования, закреплённые в нём, должны быть выполнены. Однако само по себе выдвижение предписания не влечет за собой наложение каких-либо санкций. Однако если организация или гражданин никак не отреагируют на бумагу, это станет поводом для привлечения к ответственности. Её предусматривает статья 19.5 КоАП РФ.

Основная задача документа состоит в предотвращении последующих нарушений и побуждении лица устранить их. Сотрудники учреждений, выполняющих надзорную деятельность, в последующем могут выполнить незапланированные проверки и выяснить, были ли устранены выявленные недостатки, и в какой степени осуществлено действие.

Предписание выносится, если в деятельности субъекта выявлены нарушения или несоответствия нормам действующего законодательства. Иногда нарушения закона незначительные. Устранить их удается быстро. Инспектор не стремится создавать дополнительные проблемы организации. Выявив незначительные нарушения, проверяющий потребует устранить их. Предписание не оформляется. Требования выдвигаются устно. Сообщение считается предупреждением. Основной целью инспектора выступает исключение возможности повтора нарушения.

Инфо Бытует мнение, что предписание не может быть вынесено в отношении обычных граждан. Убеждение ошибочно. Если нарушение зафиксируют во время проверки, лицо обязано устранить его. В иной ситуации человека привлекут к ответственности. Важно

Сроки устранения нарушений

В действующем законодательстве не обозначен точный период, в течение которого необходимо устранить недостатки. Контролирующая организация выносит решение с учетом индивидуальных особенностей ситуации. Во внимание принимается серьёзность нарушения. Итоговые даты фиксируются непосредственно в предписании.

Внимание

Что содержит предписание

Единый образец документа в действующем законодательстве не закреплен. Однако чтобы предписание признали действительным, в нём должны содержаться следующие сведения:

  • данные о контролирующей инстанции;
  • дата выполнения мероприятия и сведения о проверяемом;
  • данные о фирме;
  • нарушения, которые удалось обнаружить;
  • ссылка на действующее законодательство;
  • период, предоставляемый для устранения неисправностей;
  • данные о допустимых методах устранения нарушения;
  • период, в течение которого необходимо предоставить отчет о выполненных мероприятиях.

Отраслевые ведомства имеют право самостоятельно разработать собственную форму предписания. В законодательстве говорится, что в бумаге фиксируется период, предоставляемый для исправления сложившейся ситуации. Если лицо захочет составить возражение на вынесенное предписание, потребуется обратиться в контролирующий орган. Здесь удастся получить образец документа.

Инфо

Образец

Скачать Предписание устранении выявленных нарушений.doc

Последствия неисполнения предписания

Требование прилагается к документации, в которой отражается факт проведения проверки организации. Бумага выражает требование о соблюдении закона. Предписание не налагает никаких наказаний на нарушителя. Однако если требования не будут выполнены, это повлечет за собой возникновение юридической ответственности. На нарушителя могут наложить административные санкции или приостановить его деятельность, если речь идёт об организациях. Процесс регламентирует статья 19.5 КоАП РФ.

Можно ли и как обжаловать

Если лицо, подвергшееся проверке, не согласно с результатами вынесенного предписания, решение можно оспорить. Для этого потребуется составить возражение на документ. Бумагу необходимо готовить с соблюдением определенных правил. Предстоит отразить обязательную информацию:

  • сведения о заявителе;
  • данные об устранении;
  • информация о лице, выполнявшем проверку;
  • причины, из-за которых лицо считает, что вынесенное решение неправомерно;
  • доказательная база, подтверждающая представленные доводы;
  • ходатайство об аннулировании предписания.

Важно привести ссылки на нормы законодательства. Документация, которая дополняет бумагу, должна быть скреплена печатью юридического лица и подписана сотрудником, имеющим право принимать решения о необходимости подготовки возращения на полученное предписание. Если речь идет о физическом лице, достаточно подписи.

Важно image

При выявлении нарушений в результате очередной проверки инспекция как правило выносит предписание, неисполнение которого — основание для привлечения по ст. 19.5 КоАП.

Дублирующим или основным документом также может быть представление.

Чаще других наносит визиты пожарный надзор, выдвигая иногда очень необычные требования. Чтобы быть во всеоружии, необходимо разбираться в процедуре предъявления, исполнения указаний по исправлению выявленных нарушений, а также взыскания за их игнорирование.

Оглавление:

Предписание

Действительное предписание является ненормативным правовым актом и обладает следующими особенностями:

  1. Принимается уполномоченным лицом в случае, если обнаружено нарушение адресатом законодательства.
  2. Содержит обязательные для адресата правила поведения.
  3. Несёт административный, а также властный характер.

Стоит отметить: помимо соответствия вышеобозначенным свойствам предписание должно быть исполнимым и законным — то есть выданным надлежащему субъекту уполномоченным органом.

При рассмотрении дела по иску о неисполнении предписания факт законности подлежит обязательному рассмотрению. Под исполнимостью следует понимать чёткость формулировок необходимых действий для исправления нарушений.

Скорее всего, Вам пригодится информация о сроках давности привлечения к административной ответственности.

Невыполнение предписания

Истечение срока, отведённого на исправление нарушений, является основанием для внепланового визита инспекции.

Если проверка показала, что поднадзорный субъект не выполнил предъявленных требований, то контрольным органом подаётся иск на основании ст. 19.5 КоАП.

При выполнении большинства требований возможна поощрительная мера — предупреждение ввиду малозначительности правонарушения.

Последствия неисполнения предписания

При невыполнении требований в установленный срок контрольный орган подаёт иск на основании наличия состава административного правонарушения, в этом случае правом дать ход делу обладает прокурор.

После возбуждения дело направляется либо в суд, либо уполномоченному органу надзора — это зависит от части статьи, на которую ссылается истец.

Примите к сведению: в случае контрольного органа рассмотрение дела занимает до пятнадцати дней.

При направлении дела судье процесс может затянуться на два месяца, при этом вне зависимости от инстанции в силу ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ представители сторон могут подать ходатайство с просьбой продлить дело на срок до одного месяца, но не более.

Ответственность и штраф

В процессе рассмотрения дела устанавливается законность предписания.

Если акт законен, выясняется факт устранения ответчиком заявленных нарушений.

Если установлен факт невыполнения, то в соответствии со ст. 19.5 КоАП ответчик обязан выплатить штраф, величина которого зависит от статуса ответчика и истца.

Следует помнить, что нарушения должны быть исправлены в любом случае. Так, при многократном неисполнении предписаний, даже с учётом добровольной выплаты штрафов, орган надзора может подать иск о ликвидации субъекта в силу ч.2 п.2 ст. 61 ГК РФ.

При отсутствии серьёзных отрицательных последствий для общества и государства такой иск может быть удовлетворён.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет, как часто могут приходить различные инспекции:

Это интересно

  • Где и как можно получить пенсионное удостоверение
  • Пенсионное обеспечение военнослужащих — каков размер пенсии?
  • Как узнать размер своей пенсии через интернет?
  • Как рассчитать индивидуальный пенсионный коэффициент?
  • Запись в пенсионный фонд через госуслуги.ру

Очень часто по результатам мероприятий государственного и муниципального контроля индивидуальным предпринимателям вручаются обязательные для исполнения предписания, представления, постановления или решения, невыполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ. Рассмотрим, на что бизнесменам следует обратить внимание, если их будут привлекать к административной ответственности.

Как известно, с 1 января 2016 г. большинство коммерсантов могут не бояться некоторых видов проверок целых три года – до 31 декабря 2018 г. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. Однако окончательно расслабиться предпринимателям вряд ли удастся. Связано это со следующими обстоятельствами. Во-первых, указанный запрет не касается внеплановых проверок, во-вторых, он не распространяется на предпринимателей, которые в течение трех предыдущих лет допустили грубые нарушения законодательства в конкретной сфере деятельности, и, в-третьих, избежать проверок не удастся, если деятельность ИП связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, окружающей среды и иных ценностей. Во всех этих случаях сохранена возможность проведения проверок с вынесением по их результатам обязательных для исполнения предписаний, постановлений, представлений или решений. Их невыполнение может дорого обойтись для бюджета коммерсанта. Так, согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор или муниципальный контроль, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Рассмотрим, на что следует обратить внимание в предписании, если оно будет вынесено в адрес бизнесмена для привлечения к административной ответственности.

Начнем с того, что предписания контролирующих органов должны иметь три главных признака.

Обязывающий характер

Все административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ, выражаются в форме бездействия по неисполнению в установленный срок предписаний <1> органов, осуществляющих различные виды государственного и (или) муниципального контроля.

<1> В дальнейшем под предписаниями будут пониматься любые предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

При этом неисполнению должны подлежать именно предписания, являющиеся ненормативными правовыми актами. Объединяет эти акты то, что они:

  • принимаются уполномоченными лицами в случаях обнаружения нарушений законодательства подконтрольными (поднадзорными) субъектами;
  • устанавливают для подконтрольных (поднадзорных) субъектов обязательные для исполнения требования по устранению выявленных нарушений;
  • носят административно-властный характер.

В связи с этим неисполнение индивидуальным предпринимателем актов, не отвечающих таким требованиям, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ.

Показательным в связи с этим является судебное решение, о котором пойдет речь ниже.

Судебная практика. Судьи рассмотрели спор между надзорным органом и проверяемым налогоплательщиком. В результате арбитрами было установлено, что по результатам проведенной проверки уполномоченным органом была сделана отметка о выявленных фактах нарушения законодательства, из нее была сделана выписка и направлена проверяемому субъекту с указанием срока устранения нарушений. В связи с невыполнением в установленный срок требования подконтрольный субъект был привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ. Привлекая к ответственности, надзорный орган полагал, что согласно ст. 19.5 КоАП РФ штраф возможен не только за неисполнение предписания, оформленного отдельным документом с соответствующим наименованием, но и за неисполнение иных документов, содержащих письменные распоряжения контрольного органа, обязывающих в установленный срок устранить выявленные нарушения. Не согласившись с правомерностью такого толкования закона, проверяемое лицо обжаловало постановление о привлечении к административной ответственности в суде. Рассматривавшие это заявление судьи согласились с его позицией и отметили, что выписка из надзорного дела носит чисто информационный характер и поэтому несоблюдение содержащихся в ней требований не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 N 05АП-7794/2014 по делу N А59-1129/2014).

Законность

Следует также учитывать, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, будет иметь место лишь в случае, когда невыполненное предписание отвечает определенным требованиям. Основным из них является то, что такой ненормативный акт должен быть законным. На это прямо указывается в ст. 19.5 КоАП РФ.

Судебная практика. Суд Еврейской автономной области в Постановлении от 29.05.2014 по делу N 4-А-27/2014 отметил, что “обязательным признаком объективной стороны состава названного правонарушения является законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), что обязательно подлежит проверке и оценке в каждом случае привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение”. В противном случае, как подчеркнул Восьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 26.12.2012 по делу N А46-23747/2012, возложение административной ответственности будет возможно за неисполнение предписания, которое было вынесено без установленных законом оснований (например, ненадлежащему субъекту либо неуполномоченным органом и т.п.), что не отвечает задачам административного (властного) регулирования общественных отношений.

Из рассмотренных Постановлений можно сделать вывод, что существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности невыполненного предписания уполномоченного органа.

Суд для этого должен выяснить:

  • наличие материальных оснований для вынесения предписания, т.е. наличие доказательств несоблюдения индивидуальным предпринимателем норм действующего законодательства;
  • наличие полномочий органа или должностного лица на вынесение предписания;
  • соблюдение процедуры вынесения предписания.

При этом законность предписания доказывается надзорным органом, его вынесшим. Отсутствие таких доказательств влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ).

Исполнимость

Не менее важным требованием, предъявляемым к предписаниям, является то, чтобы они были исполнимыми. Иными словами, надзорный орган, принуждая предпринимателя к определенному поведению, должен ясно и недвусмысленно изложить свое требование, сформировать у коммерсанта четкое представление относительно того, что необходимо сделать или от каких действий нужно воздержаться. Прежде всего в соблюдении такого требования заинтересованы сами проверяющие. Ведь очевидно, что предписание будет исполнено лишь тогда, когда бизнесмен будет обладать реальной возможностью его исполнить.

Судебная практика. Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012 отметил, что исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания, по мнению арбитражного суда надзорной инстанции, следует понимать как “наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение”.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 03.12.2013 по делу N А43-27119/2012 в дополнение к этому указал, что “предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами”.

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу о том, что требование исполнимости предписания проявляется в следующем:

  • индивидуальный предприниматель должен быть своевременно извещен о содержании вынесенного предписания;
  • предписание должно содержать ясные и недвусмысленные формулировки;
  • у бизнесмена должна иметься реальная возможность устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Если эти требования не соблюдены, то привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, невозможно. Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае выступает отсутствие состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ), выражающееся в отсутствии вины нарушителя в неисполнении предписания.

Иные требования

Помимо необходимости соблюдения выше рассмотренных требований к предписаниям суды для квалификации административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, учитывают и некоторые дополнительные обстоятельства.

Достаточно серьезное внимание уделяется судами возможности привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за неисполнение нескольких выданных предписаний.

Судебная практика. В Постановлении ФАС Центрального округа от 29.06.2010 по делу N А14-1537/2010/50/5 разъяснено, что административное законодательство не содержит норм, позволяющих привлечь к ответственности за неисполнение нового предписания о необходимости выполнения ранее неисполненного предписания.

В то же время Восьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 13.03.2013 по делу N А75-1424/2012 особо подчеркнул, что назначение наказания по факту неисполнения ранее выданного предписания не означает отсутствия у контролирующего органа возможности и полномочия по выдаче повторного предписания об устранении нарушений законодательства.

В этом отношении интересным представляется также Постановление Оренбургского областного суда от 03.09.2013 N 4а-579/2013. В деле, рассмотренном судами, было установлено, что государственной жилищной инспекцией по результатам плановой проверки управляющей компании было выдано 104 предписания об устранении нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. При этом предписания были выданы по каждому проверенному жилому дому с указанием одного срока исполнения. Через некоторое время, проведя внеплановую проверку, государственная жилищная инспекция установила неисполнение указанных предписаний и составила акты проверки по каждому проверенному дому отдельно, что послужило в последующем основанием для составления в отношении управляющей компании протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ по каждому объекту отдельно. Оренбургский областной суд пришел к выводу, что выдача государственной жилищной инспекцией по результатам одной проверки в отношении одного лица нескольких предписаний по каждому проверенному объекту является неправомерной, поскольку фактически по результату проверки было выявлено одно нарушение, состоящее из нескольких эпизодов нарушения правил содержания и ремонта жилых домов.

Отдельно следует отметить, что, по мнению судов, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, образуется также в случае, когда предписание контрольно-надзорного органа исполнено частично (не в полном объеме). Иными словами, частичное исполнение предпринимателем вынесенного ему предписания не освобождает его от административной ответственности. Такой вывод содержит Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А75-3275/2012.

Процессуальные особенности

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ, возбуждается на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами государственных и муниципальных органов, уполномоченных на выдачу индивидуальным предпринимателям обязательных для исполнения предписаний. Перечень таких органов предусмотрен ст. 28.3 КоАП РФ. Кроме этого следует учитывать, что во всех случаях правом на возбуждение производства по делу об административном правонарушении наделен прокурор (ч. 1 ст. 25.11, ст. 28.4 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей, предусмотренных:

  • ч. 1, 12 – 15 ст. 19.5 КоАП РФ, – рассматривают мировые судьи;
  • ч. 16, 18 и 19 ст. 19.5 КоАП РФ, – рассматривают судьи районных судов;
  • ч. 6 и 15 ст. 19.5 КоАП РФ, – рассматривают судьи арбитражных судов;
  • ч. 2 – 2.3, 2.6, 2.7, 3, 5, 6, 8.1, 11, 17 и 20 ст. 19.5 КоАП РФ, – рассматривают судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов в случаях, если органы или должностные лица, к которым поступают дела о таких административных правонарушениях, передают их на рассмотрение судьям.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают возбудившие их органы в соответствии с гл. 23 КоАП РФ.

Если орган, должностные лица которого возбудили производство по делу об административном правонарушении, не уполномочен рассматривать это дело, он направляет протокол (а прокурор – постановление) об административном правонарушении судье в течение трех суток с момента его составления. На основании этих и других документов судья рассматривает дело об административном правонарушении в двухмесячный срок с возможностью его продления, но не более чем на один месяц. Если дело об административном правонарушении рассматривается иным субъектом (не судьей), то такой срок составляет пятнадцать дней также с возможностью его продления, но не более чем на один месяц.

Индивидуальным предпринимателям следует учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца с момента истечения срока исполнения предписания.

А.Чуряев

Кандидат юридических наук,

сотрудник

Академии ФСО России

Предписание об устранении нарушений – это документ распорядительного характера, издаваемый должностным лицом компетентного органа либо государственной и исполнительной власти, либо правоохранительным органом по результатам выявления фактов нарушения закона. Скачать файлы документаБланк и заполненный образец

Файлы в .DOC:Бланк предписания об устранении нарушенийОбразец предписания об устранении нарушений

Основание для вынесения

Любая сфера деятельности предприятий и организаций подвержена государственному контролю на предмет соблюдения положений закона.

Нарушения закона могут иметь различный характер, с дифференциацией в зависимости от тяжести нарушения. Тяжкие нарушения квалифицируются как уголовные преступления, нетяжкие – как административное правонарушение или гражданский деликт.

В любом случае нарушение закона влечет за собой наказание. Однако само по себе наказание не способно устранить последствия допущенного нарушения.

Например, за сброс мусора в лесной зоне (в зависимости от последствий) руководитель предприятия или должностное лицо этого предприятия могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

От того, что руководителя подвергнут административному штрафу, лес сам собой не очистится. То есть привлеченное к ответственности лицо должно устранить последствия незаконного сброса мусора и прекратить практику сбрасывания мусора в лес на будущее.

Поэтому компетентный орган (в рассматриваемой ситуации это будет лесной надзор) помимо привлечения к административной ответственности обязаны направить руководителю предприятия предписания об устранении нарушений.

Компетентные органы

Безусловным лидером по количеству предписаний об устранении нарушений являются органы прокуратуры в рамках исполнения прокурорами функций общего надзора.

Контроль органами прокуратуры осуществляется как в плановом режиме, так и по заявлениям граждан.

В целом полномочия любого органа выдавать предписания полностью связаны с их же полномочиями по возбуждению административных и уголовных дел.

Так, возбуждение уголовных дел находится в компетенции следственного комитета. Соответственно, предписания могут выдаваться прокуратурой, осуществлявшей контроль, по результатам которого было возбуждено уголовное дело.

Компетенция органов по возбуждению административных дел определена в ст. 28.3 КоАП РФ. В соответствии с этой статьей протоколы об административных правонарушениях и, соответственно, предписания об устранении нарушений, могут издаваться:

  1. органами полиции;
  2. трудовыми инспекциями;
  3. МЧС;
  4. органами лесного, водного и земельного надзора, охраны недр и лесов;
  5. органами с полномочиями по регистрации юридических лиц;
  6. органами с полномочиями по регистрации объектов недвижимости и контроля за сделками в сфере недвижимости;
  7. органами исполнительной власти;
  8. таможенными и пограничными органами;
  9. органами социальной защиты;
  10. органами в сфере здравоохранения, санитарии, фитонадзора и ветеринарии;
  11. Банком России и т.д.

Естественно, что предписания выдаются органами только в пределах своей компетенции. Упрощенно говоря, давать предписания по любому поводу вправе только прокуратура. Все остальные органы выдают предписания только по правоотношениям, находящимся в их юрисдикции.

Составление предписания

На нашем сайте вы можете не только скачать типовой шаблон предписания об устранении нарушений, но и ознакомиться с образцом его заполнения. В тексте предписания должны быть отражены следующие сведения:

  1. дата и место вынесения предписания;
  2. наименование органа и ФИО должностного лица, вынесшего предписание;
  3. обоснование предписания. Например «По результатам проверки обоснованности поступившей жалобы на директора ООО «Кузнечик» было установлено следующее»;
  4. наименование организации или должностного лица, в отношении которого выносится предписание;
  5. краткое изложение того, какие именно нарушения были выявлены;
  6. указание устранить недостатки;
  7. срок для устранения недостатков.

Предписание об устранении нарушений – это документ, составляющийся уполномоченным органом или лицом, которое по результатам проверки выявило нарушения в деятельности организации.

Такого рода документ не может быть основанием для наложения на организацию или лицо ответственности, однако является обязательным к исполнению. Нарушения, которые зафиксированы контролирующим органом, подлежат устранению в определенный срок, указанный в документе.

Форма законом не определена, из чего следует, что органы, ответственные за контроль в разных сферах, составляют документ, руководствуясь собственными стандартами.

В целом, оно содержит одинаковый набор данных: сведения о проверяющем и проверяемом, суть, срок исполнения требований.

Что это такое

Законодательство устанавливает, что уполномоченный орган, ответственный за проверку деятельности хозяйствующего субъекта, при обнаружении неисправностей выдает последнему предписание об устранении нарушений.

Оно выражает требование проверяющего и его исполнение носит обязательный характер. Но сам по себе не может повлечь за собой наложение каких-либо санкций.

В то же время, неисполнение в установленный срок влечет за собой наказание, предусмотренное ст. 19.5 КоАП РФ.

Выдача предписания, а также отдельные требования к сведениям, которые должны в нем содержаться, регулируются Федеральным законом от 26.12.2009 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон).

За что может быть выдано

Проверяющий выносит решение о существовании в деятельности субъекта нарушений, несоответствующих нормам, на основании нормативно закрепленных стандартов или иных правил. Так, обязательно должна быть указана норма, которая, по мнению инспектора, была нарушена.

Если зафиксирован случай какого-либо нарушения, которое может быть незамедлительно исправлено, проверяющий выражает требование о его устранении устно, в форме предупреждения. Помните, что цель инспектора – исключение возможности повтора.

Предписание выдается при проведении плановой или внеочередной проверки. Плановые проводятся в соответствии с Федеральным законом №294. Согласно этому акту, контроль производится не чаще раза в три года.

Исключением являются организации, предоставляющие образовательные услуги, – надзор за их деятельностью осуществляется в особом порядке.

Перечень возможных нарушений широк, но в качестве примера можно привести самовольное изменение квартирных перегородок. В этом случае, проверяющий может потребовать устранить нарушение, т.е. обратиться в уполномоченный орган для оформления необходимых документов.

Интересно заметить, что владельцы жилых помещений зачастую уверены в том, что такое предписание не может быть оформлено на них. Однако, если нарушение будет зафиксировано во время проверки, нарушитель будет обязан его устранить во избежание наступления предусмотренной законом ответственности.

Предписание выдается органом или должностным лицом, уполномоченным проводить проверку. При составлении проверяющий представляет информацию о своих полномочиях.

Ответственному за контроль инспектору дается не более трех рабочих дней с момента завершения проверки для составления документа.

Он составляется в двух экземплярах и скрепляется подписями сторон. Один экземпляр составленного проверяющим акта направляется нарушителю. Он подтверждает своей подписью – это строгое правило, которое должно быть соблюдено как в случае личной выдачи, так и при передаче посреднику. Второй экземпляр проверяющий оставляет у себя.

Как составить

Предписание не имеет единого образца, но в нем должны содержаться следующие сведения:

  1. Данные о контролирующем органе или лице, проводившем проверку.
  2. Дата проведения.
  3. Информация о проверяемом, включая место проведения контроля и наименование субъекта.
  4. Информация о форме.
  5. Зафиксированные нарушения или неполадки, которые не соответствуют законным требованиям или стандартам.
  6. Нормативные акты, которые подтверждают законность вынесенных претензий.
  7. Предельный срок устранения неисправностей.
  8. Информация о способах устранения.
  9. Срок предоставления отчета о проведении мероприятий по устранению.

Читайте также:   Какие существуют в трудовом законодательстве России уважительные причины отсутствия на работе

Отраслевые ведомства самостоятельно составляют форму предписания. Законом предусмотрено лишь одно требование – указание срока устранения неисправностей.

Более того, если нарушителю потребуется составить возражение на предоставленное ему предписание, рекомендуется обратиться в контрольный орган, который вынес данное решение, для получения установленного им образца возражения.

Срок устранения неисправностей представляется компромиссным решением нарушителя и инспектора. Однако, предполагается, что этот период не будет превышать 6 месяцев. Также, нарушитель может продлевать срок исполнения, если предоставит доказательства невозможности устранения нарушения в указанный период.

[docs]

Предписание сопровождается другими документами:

  1. Нормативными правовыми актами, несоответствие требованиям которых было установлено в ходе проверки.
  2. Результатами экспертиз, исследований, опросов и другими данными, которые являются доказательной базой для вынесения решения.
  3. Объяснительными записками, которые предоставляются ответственными лицами.

Формирование ответа

Если нарушитель не согласен с предъявленными требованиями, он может выразить свое возражение в форме претензии, которую фиксирует проверяющий. Такое возражение должно быть обосновано с привлечением документации, независимых экспертиз и иных достоверных доказательств.

Хотя законодательством не установлена необходимость отправлять отчет о результатах проведенных мер по устранению выявленных проверкой нарушений, рекомендуется предоставить этот документ в контролирующий орган.

В нем нарушитель подробно указывает, как именно производилось исполнение предписания (следует уделить внимание каждому этапу), а также подкрепляет, например, справками или данными экспертизы. Как правило, чем больше доказательств предоставит нарушитель, тем меньше вероятность передачи дела в судебные инстанции.

Истечение установленного срока влечет за собой внеочередную проверку. Документально закрепляются данные об отсутствии нарушений.

Документ составляется в двух экземплярах, подписывается нарушителем, исполнившим предписание, и контролирующим органом или лицом. Экземпляр акта о проведении проверки предоставляется обеим сторонам.

Однако, отмечается, что на практике проверяющие проводят проверку только на основании предоставленного нарушителем отчета об устранении нарушений. Если такой акт отсутствует, контролирующий орган передает дело в суд. Этим и объясняется значимость направления отчета об исполнении предписания в контролирующий орган.

Чем грозит вынесение

Предписание об устранении нарушений лишь прилагается к документам, подтверждающим факт проверки деятельности субъекта, и выражает требования закона в лице проверяющего, и оно не может налагать никаких наказаний на нарушителя. Однако, следует принимать во внимание, что неисполнение этих требований влечет за собой юридическую ответственность.

В числе мер ответственности – административные санкции и даже приостановление деятельности субъекта экономической деятельности. Подробную информацию об административной ответственности за неисполнение требований, изложенных в предписании, можно найти в статье 19.5 КоАП РФ.

Как оспорить

Если проверяемый не согласен с результатами и желает оспорить вынесенное предписание, ему предоставляется право составить возражение на решение проверяющего. Возражение должно содержать информацию о:

  • заявителе;
  • деталях об устранении;
  • проверяющем лице или органе;
  • причинах несогласия с вынесенным решениям, доказательства, опровергающие аргументы проверяющего;
  • ходатайстве об аннулировании, сопровождаемое ссылкой на нормативные правовые акты, содержащие в себе основания для подачи такого ходатайства.

Предоставленные документы, приложенные к возражению, должны быть помечены печатью юридического лица, а также подписаны лицом, уполномоченным принимать решение о направлении возражения к контролирующему органу.

Подробнее об устранении выявленных нарушений – на видео.

Об авторе

Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.07.08Иностранные организацииРезидент и нерезидент РФ: кто это и чем отличаются
  • 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
  • 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
  • 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий