Защита прав детей оставшихся без попечения родителей в 2021 году

1. Конституция Российской Федерации

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 8, 9, 10, 11, 12, 35, 292, 293 ГК РФ)

3. Семейный кодекс Российской Федерации (глава 18 «ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ», ст. 143 СК РФ)

5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

6. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» ( ст. 5, 16, 19, 50)

1. Федеральный закон от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве»

2. Закон Новосибирской области от 15.12.2007 № 175-ОЗ «Об опеке и попечительстве» (в редакции Закона Новосибирской области от 13.10.2008 № 261-ОЗ)

1. Жилищный кодекс Российской Федерации (Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

ч. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы)

2. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

4. Закон Российской Федерации от 04.06.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия с учёта граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

8. Постановление Совета министров РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР»

9. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.07.2004 № 126 «Об утверждении инструкции о порядке регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним»

10. Письмо Министерства образования России от 20.02.1995 № 09-М «О защите жилищных прав несовершеннолетних»

11. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.06.1999 № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних»

12. Письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.09.1994 № 1-3628-18

13. Закон Новосибирской области от 09.12.2005 № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» (в ред. Закона Новосибирской области от 15.12.2007 № 181-ОЗ)

14. Закон Новосибирской области от 04.11.2005 № 337-ОЗ «Об учёте органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» (в ред. Закона Новосибирской области от 07.07.2007 № 125-ОЗ)

15. Закон Новосибирской области от 24.12.2007 № 191-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»

Раздел 3: Социальное обеспечение

1. Постановление администрации Новосибирской области от 12.03.2007 № 21-па «О порядке выплаты ежемесячных денежных средств на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2. Постановление администрации Новосибирской области от 18.05.2006 № 39-па «Об установлении размера расходов на питание, обеспечение одеждой обувью, мягким инвентарем, оборудованием, культурно-массовыми мероприятиями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

3. Постановление Губернатора Новосибирской области от 19.02.2007 № 71 «О реализации Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

4. Постановление администрации Новосибирской области от 02.05.2006 № 33-па «О порядке сохранения полного государственного обеспечения на весь период академического отпуска по медицинским показаниям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя»

5. Постановление Губернатора Новосибирской области от 11.05.2005 № 299 «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся и студентов областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Новосибирской области»

6. Постановление Губернатора Новосибирской области от 16.05.2008 № 203 «О коэффициенте индексации размеров денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваемых опекуну (попечителю), приемной семье»

7. Постановление администрации Новосибирской области от 16.10.2008 № 291-па «Об установлении размера расходов на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

8. Постановление администрации Новосибирской области от 24.04.2006 № 30-па «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Содержание:

Российским законодательством четко определено несколько случаев, когда органы опеки и различные попечительства получают возможность защищать права и детские интересы согласно ст. 121 СК федерации:

  1. смерть родителей;
  2. родители были лишены или по каким-либо законным причинам ограничены в родительских правах;
  3. члены семьи были признаны недееспособными;
  4. серьезная болезнь родителей;
  5. родители отсутствуют довольно длительный промежуток времени.
  6. действия родителей направлены на уклонение от воспитания своих детей или же нарушают их права и интересы;
  7. другие случаи отсутствия родительского попечения.

Структура и формы организации органов опеки и попечительства

Чтобы обеспечить полноценную защиту интересов детей, которые еще не были удочерены или усыновлены после утраты родительского попечительства, были созданы органы опеки, которые регулируются непосредственно СК РФ. Согласно фз, существует несколько форм устройства детей, которые остались без попечения родителей:

  • семейная форма устройства;
  • воспитательная форма (подразумевается усыновление или удочерение ребенка приемной или патронатной семьей; таким семьям присваивается статус опекунов или попечителей).

Формы устройства детей на воспитание

При устраивании ребенка в какую-либо семью, необходимо учитывать несколько критериев при выборе круга попечителей, чтобы максимально эффективно подобрать нужных людей:

  • этническое происхождение;
  • религиозное воспитание;
  • возможность свободного общения на родном для ребенка языке;
  • соответствующее нормам воспитание и образование.

На тот период времени, пока идет процесс поиска соответствующей семьи для попечительства ребенка, все опекунские обязанности на себя берут органы опеки и попечительства, которые на это время получают статус опекуна.

Определение 1

Усыновление – форма семейного воспитания ребенка, который остался без попечения родителей.

Данная форма попечительства на сегодняшний день является наиболее распространенной. Усыновители, так же, как и все родственники ребенка, должны полностью придерживаться правовых отношений, которые регулируются фз о родителях и детях (ст. 137 СК РФ). Возможность усыновить ребенка появляется в том случае, если он является неполнолетним и данная процедура выполняется в его интересах. Также усыновить ребенка могут те, кто в силах обеспечить ребенку развитие в физическом, психическом и духовном аспектах.

Замечание 1

Правила усыновления детей подчеркивают тот факт, что усыновлять братьев и сестер можно только в тех случаях, если это соответствует интересам ребенка, этим не могут заниматься разные лица.

Основные условия усыновления

Чтобы появилась возможность усыновить ребенка, должно быть соблюдено одно из нижеуказанных условий:

  • Усыновителем может быть только совершеннолетнее, дееспособное, физически здоровое и материально обеспеченное физлицо. При этом у человека должны быть подтверждения касаемо его стабильного дохода и наличия жилой площади;
  • В семье запрещено злоупотреблять алкоголем или использовать наркотические средства. Также не допускаются люди, которые имеют судимости, были лишены родительских прав либо являются носителями ограничения родительских прав согласно решению суда.
  • Родители ребенка должны предоставить свое согласие на усыновление ребенка в случае необходимости. Если таковых нет, согласие должны предоставить лица, которые их заменяют.
  • Если усыновлением занимается только один из супругов, другой должен дать свое согласие.

Усыновители могут попросить об обеспечении тайны усыновления, тогда дату и место рождения ребенка можно специально изменить (если говорить о дате, то срок изменения не может превышать трех месяцев).

Обработка запроса об усыновлении производится в судебном порядке после подачи просьбы усыновителями. Порядок рассмотрения данного дела судом имеет свои правила, которые регулируются согласно гражданскому процессуальному законодательству. Во время рассмотрения дела должны присутствовать как усыновители, органы опеки и попечительства, так и юридическая сторона (прокурор).

Личные неимущественные и имущественные права и обязанности усыновителей детей приравниваются к тем же обязанностям, которые имеют родственники ребенка по их происхождению. Из этого следует тот факт, что права и обязанности обеих сторон привязываются к правам и обязанностям родителей и детей. Это возникает из факта родства, регламентируемого семейным правом и другими смежными правовыми ветвями.

Если у детей были какие-то имущественные и неимущественные привязки к их бывшим родителям или родственникам, в процессе усыновления они утрачивают все эти права и одновременно освобождаются от всех обязанностей в их отношении.

Замечание 2

Отменить усыновление ребенка также возможно в суде, однако в таком случае должны наступить определенные обстоятельства, предусмотренные фз, которые можно считать основанием для утраты или ограничения прав на родительство.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Опека и попечительство как временные формы семейного воспитания

Временные ограничения данных форм усыновления отличают их от стандартного семейного воспитания, поэтому правовое приравнивание таких организаций к родным или усыновленным не производится.

Все процессы, связанные с началом и прекращением усыновления путем установления опеки, регулируют только СК и ГК РФ, а также фз об опеке и попечительстве (сюда также относятся другие нормативно-правовые акты РФ, принятые на основе предыдущих кодексов).

Для установления опеки необходимо обратиться в органы попечительства согласно административному порядку, также можно оформить договор об осуществлении опеки. Это может быть договор о создании приемной семьи, договор о патронатной семье или семье с патронатной формой воспитания. Разница между опекой и попечительством преимущественно заключается в возрасте ребенка. Опекунство устанавливается над ребенком, который не достиг 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Однако здесь также береться во внимание мнение самого ребенка; если ребенку уже исполнилось 10 лет, он должен дать согласие на опеку.

Опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние и дееспособные лица, согласно ст. 146 СК РФ. Также опекунством и попечительством одного ребенка могут одновременно заниматься несколько людей, если ребенок остался без попечительства родителей.

Попечителями и опекунами не могут быть лица, которые:

  • страдают алкогольной или наркотической зависимостью;
  • имеют ограниченные родительские права;
  • были отстранены от выполнения своих попечительских обязанностей;
  • усыновители, которые отменили усыновление по собственной вине;
  • имеют определенные проблемы со здоровьем, не позволяющие им полностью защищать права и интересы ребенка.

Права и обязанности детей, находящихся под попечительством

Каждый ребенок, который имеет опекуна или попечителя, наделяется определенными правами:

  • возможность проживать в семье опекуна;
  • получать достаточный уровень заботы со стороны опекуна или попечителя;
  • возможность обеспечения нужных условий для содержания, позволяющих получить должное образование и всестороннее развитие;
  • получение алиментов, пенсии, пособий и других социальных выплат;
  • получить право собственности на жилую площадь, а если жилого помещения нет, тогда ребенок должен получить жилое помещение согласно жилищному законодательству
  • защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей от злоупотребления опекуном своими полномочиями касаемо воспитания ребенка.

В свою очередь, опекуны и попечители также имеют свои права и обязанности, которые они обязаны соблюдать в соответствии с законом об опеке и попечительстве:

  • в случае удержания ребенка посторонними лицами без какого-либо согласия, опекун имеет право обратиться в суд с требованием вернуть ребенка – это также касается родителей и родственников, удерживающих ребенка;
  • поддерживать должное физическое и психологическое здоровье ребенка, обеспечивать соответствующее образование;
  • попечитель сам выбирает способ воспитания ребенка на основе мнения самого усыновленного или удочеренного ребенка, а также основываясь на рекомендациях органов опеки и попечительства;
  • опекун вправе выбирать образовательное учреждение или форму обучения детей – главным его заданием является обеспечение ребенку общего образования, при этом тип и форма обучения должны совпадать с мнением самого усыновленного.
Замечание 3

Ребенок также может свободно общаться с родственниками и с родителями, при этом опекуны и попечители не имеют права этому препятствовать, кроме тех случаев, если данное общение не удовлетворяет интересов ребенка.

Чтобы сохранить имущественные права и обязанности несовершеннолетних сирот, Правительство РФ установило определенный перечень правил, который обязывает попечителей и опекунов составлять отчеты, касаемо хранения и использования имущества ребенка, а также расписывать все действия относительно управления предоставленным имуществом.

Особенности договора о приемной семье

Приемная семья считается отдельной формой устройства несовершеннолетних, в основе которой лежит подписание договора о приемной семье. Соглашение заключает опекунская организация напрямую с приемными родителями. Срок усыновления указывается уже в самом договоре (согласно ст. 152 СК РФ). В качестве приемных родителей могут выступать супруги или разные люди, которые хотят принять ребенка к себе на воспитание. Если же лица не состоят в браке, они не могут выступать в качестве приемных родителей для одного ребенка.

На приемных родителей распространяются те же права и обязанности касаемо ребенка, как и в случае полноценного родительства, при этом они несут ответственность за ненадлежащее поведение по отношению к ребенку или нарушение пунктов договора во время опекунства/попечительства.

Структура договора о приемной семье должна заверять следующие сведения:

  1. личные данные ребенка, который передается на воспитание к приемной семье (имеется в виду год рождения, имя, состояние здоровья, уровень ментального и физического развития);
  2. срок действия договора;
  3. условия, в которых будет содержаться и воспитываться ребенок (может быть также указана область проживания);
  4. права и обязанности, которыми наделяются приемные родители и органы опекунства, подписывающие договор с усыновителями;
  5. что может послужить основанием прекращения действия договора;
  6. вознаграждение, которое причитается приемным родителям за усыновление;
  7. количество денежных средств, необходимое для содержания каждого ребенка;
  8. социальная поддержка, определяемая согласно законам субъектов РФ.

Причиной отказа приемных родителей от исполнения пунктов договора касаемо опеки ребенка может быть уважительная болезнь одного из членов семьи, или же смена семейного или финансового положения. Также поводом к расторжению может быть наличие конфликтов между детьми и родителями. Со своей стороны органы опеки и попечительства также могут аннулировать договор в тех случаях, когда возникают неблагоприятные условия для содержания и воспитания ребенка в приемной семье. Расторгнуть договор можно и в том случае, когда ребенок возвращается к настоящим родителям, либо усыновляется другой семьей из-за нарушения пунктов соглашения. Статья 155.1 СК РФ регулирует все действия, которые связаны с устройством детей-сирот в приемные семьи, с целью обеспечения их полноценного уровня жизни.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться Все услуги Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р. Главная Коллекция «Otherreferats» Государство и право Процесс защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Исследование правового регулирования защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы функционирования государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы жизнеустройства детей-сирот.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.03.2017
Размер файла 66,5В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

В целях защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а равно и детей-сирот (две эти категории практически приравнены в правах соответствующим законом) государством закрепляется на законодательном уровне ряд дополнительных льгот и гарантий. Кроме этого, регулируются способы защиты прав данной категории лиц, которые были тем или иным образом нарушены. Прав за такими гражданами закрепляется действительно много, но для того, чтобы ими воспользоваться, необходимо тщательным образом разбираться, при каких условиях и в каком порядке их можно реализовать, а также какие действия предпринять в случае отказа в этом.

image

Что закреплено в законодательстве РФ

Значимость защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, прежде всего, из нормы основного закона нашей страны – Конституции о том, что государством защищается семья и детство, в том числе путем предоставления дополнительных льгот  в области образования, социального обеспечения и пр.

Наиболее полную конкретизацию данной категории прав законодатель закрепил в федеральном законе от 21.12.1996 за №159-ФЗ. Но регулируется этот вопрос и иными нормативными актами, будь то закон о занятости населения, о пенсиях, об образовании или некоторых других.

Необходимость дополнительного регулирования прав и законных интересов детей, лишенных родительского воспитания, с точки зрения закона, вызвана отсутствием соответствующей финансовой поддержки со стороны родителей, и ущемлением (по сравнению с детьми из полных семей) возможностей по адаптации в социуме, реализации себя в нем.

Хотя закон и разделяет понятия «ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей», данные категории имеют практически идентичный набор дополнительных прав, потому разделение их в контексте рассматриваемой темы нецелесообразно.

Жилищные и имущественные права

Одной из важнейших сфер защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является имущественная, и в первую очередь жилищная. Очевидно, что дети, опека над которыми со стороны родителей не осуществляется (по причине их смерти или лишения прав), не могут проживать в жилом помещении, в котором проживали до возникновения подобных обстоятельств. Защита имущественных прав таких граждан предусматривается законом в виде следующих рычагов:

  • imageза сиротой сохраняются все права на помещение, в котором он проживал на законных основаниях (будь то право пользования или право собственности), так что он может вернуться в него по достижении совершеннолетнего возраста;
  • государственный орган субъекта РФ, которым выполняется защита жилищных правтаких граждан, обязан осуществлять контроль за сохранностью их недвижимого имущества, а также формировать соответствующие списки из таких детей начиная с 14-летнего возраста;
  • при отсутствии жилогопомещения, где сироты могут проживать в нормальных санитарных и технически пригодных условиях, орган власти субъекта должен предоставить такому гражданину квартиру или дом по нормам предоставления, отвечающим средней степени благоустроенности;
  • жилье первоначально хотя и передается по договору специализированного найма, но при желании ребенка-сироты по истечении 5 лет он может заключить договор социального найма на такой объект недвижимости, что по действующему законодательству позволяет его приватизировать (бесплатно получить в собственность).

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Регламентация основных и специфических прав ребенка

Медицина и образование

Важнейшими отраслями, где требуется проявить особую защиту прав и интересов детей-сирот со стороны государства, являются медицина и образование. В целях реализации права ребенка-сироты на образование правовая база в РФ устанавливает также дополнительные привилегии для граждан данной категории, в том числе:

  • возможность поступления в учебное заведение на льготных условиях — бесплатно и не в порядке общей очереди при положительном (минимально требуемом) прохождении вступительных испытаний и при наличии соответствующей квоты (оплаченные государством места);
  • получение детьми-сиротами (и лицами до 23 лет, утратившими попечительство родителей) специальной стипендии в дополнение к общей;
  • выплата данным гражданам ежегодного пособия в целях покупки ими учебников, тетрадей и принадлежностей для письма;
  • получение бесплатного питания в учебном заведении;
  • компенсация проезда на городском транспорте;
  • возможность бесплатно пройти подготовительные курсы для поступления в учебное заведение для получения профессии.

Не обходит стороной государство и защиту законных интересов детей, лишенных родительского воспитания и материальной поддержки, в медицине. Так, прохождение всех медицинских процедур, стационарное лечение, операционное вмешательство, лечение за пределами границ нашей страны осуществляется для них на полностью бесплатной основе, за счет государственных средств.

Помимо этого, в законодательстве закрепляется право таких лиц на ежегодное оздоровление в специализированных учреждениях (различных профилакториях, пансионатах, санаториях). В этих целях для них не просто должны предоставляться бесплатные путевки, но и оплачиваться проезд к месту прохождения оздоровления. По усмотрению таких граждан оплату они могут получить как накануне поездки, так и попросить компенсировать собственные затраты на покупку билетов.

Иные формы поддержки

Защита имущественных прав детей, оставшихся без родительского воспитания и поддержки, безусловно, весьма важна. Однако одну из первостепенных ролей в нормальной адаптации к социуму играет воспитание ребенка-сироты, эмоциональные и психологические условия его жизни. Для защиты сферы личных прав ребенка законодатель закрепил в законе такие базовые нормы, как:

  • право близких родственников на попечительство над ребенком, потерявшим возможность воспитываться родителями;
  • право самого ребенка проживать в нормальных условиях как с точки зрения материальной составляющей, так и психологической, для чего функционируют специальные органы, контролирующие соблюдение данных прав ребенка;
  • защита от неправомерных действий его опекуна или попечителя, что также контролируется указанным выше органом власти;
  • право выступать на процессах и в учреждениях, где рассматривается его судьба, в том числе об установлении опекунства над ним и т.д.

С наступлением совершеннолетия при поиске места работы данные граждане также имеют дополнительные льготы, связанные с получением пособия по безработице в увеличенном размере. Касается данное право лишь тех, кто занимается поиском работы впервые. При необходимости уволить или сократить гражданина, бывшего сиротой, работодатель обязан оказать ему всякое содействие в получении другой работы в своей или в иной организации.

Региональные программы

Федеральным законодателем помимо указанных способов защиты прав детей-сирот устанавливается обязанность властей субъектов РФ разрабатывать и реализовывать соответствующую региональную программу. В подобной целевой программе не только конкретизируется процедура реализации прав таких граждан, установленных на общероссийском уровне, но и предусматривается установление дополнительных рычагов защиты.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Права ребенка на квартиру, в которой он прописан

В зависимости от субъекта таким детям предоставляется различный набор дополнительных прав и способов их реализации. В настоящее время подобные проекты в регионах разрабатываются, как правило, на основе федеральной программы «Социальная поддержка граждан». Они устанавливают процедуру получения жилья, порядок и размеры социальных выплат детям-сиротам, различные пособия и гарантии, реализуемые на территории субъекта мероприятия, направленные на поддержку данной категории граждан.

Например, лидирующие позиции среди регионов центральной России по защите прав детей-сирот занимает Костромская область. Программа  этого субъекта включает в себя, в том числе подпрограммы:

  • профилактики социального сиротства;
  • развитие семейнозамещающих форм воспитания детей;
  • «Семья для каждого ребенка»;
  • по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • профилактики правонарушений среди данной категории лиц и др.

Как видно, все предусмотренные программы не требуют серьезных финансовых затрат, но приносят хорошие дивиденды в виде сокращения числа сирот. Более богатые регионы устанавливают дополнительные финансовые выплаты, что тоже благотворно влияет на сферу защиту прав лиц из числа данной категории.

На уровне закона, права детей-сирот действительно гарантируются и защищены, но на практике зачастую возникают ситуации нарушения прав сирот, отказа в их реализации. Органы опеки, призванные служить интересам таких детей, часто, умышленно или нет, не справляются со своими обязанностями. Потому важно не просто знать свои права, но и иметь информацию, в какой орган обратиться в случае невозможности их реализации. Таковыми в нашей стране являются судебные инстанции и прокуратуры, способные также обратиться при необходимости в суд в защиту прав представляемого гражданина.

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в законе, а часть — «прячется» в формулу «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

Изменения в Семейном кодексе в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой. Итак, дети остаются без попечения родителей следующих случаях:

✓ родители (единственный родитель) умерли;

✓ родители ребёнка неизвестны (“подкидыши”);

✓ родители лишены родительских прав;

✓ родители ограничены в родительских правах;

✓ родители признаны недееспособными;

✓ родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;

✓ родители длительно отсутствуют

— в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;

✓  родители уклоняются от воспитания детей;

✓ родители уклоняются от защиты прав и интересов детей

— в том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (“отказники”); — когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от их воспитания (в данную категорию входят и случаи, когда мама «сбежала» из роддома, но личность её была установлена);

— когда одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение, не поддерживает контактов с ребёнком и не принимает участия в его воспитании;

✓  родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка;

✓ родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка;

✓ родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;

✓ все иные случаи отсутствия родительского попечения

— в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец — в местах лишения свободы. Или: отец — погиб, мать — помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей — отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине.

Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значения не имеет

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников (абзац второй п. 1 ст. 122 СК РФ не обязывает органы опеки и попечительства принять на себя функции по законному представительству в случае, если ребёнок находится на попечении родственников, но не родителей), должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка и предпринять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребёнка, за исключением необходимости немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – передать ребёнка в приют или иную организацию). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органов опеки не снимается.

Поскольку законом установлен 30-дневный срок, в течение которого органы опеки должны осуществить постоянное устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребёнка, осуществляющих заботу о нём, не обязывает органы опеки осуществлять жизненное устройство ребёнка. Однако если родители оставили ребёнка «на родственников» на срок, превышающий 30 дней, органы опеки и попечительства должны признать такого ребёнка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего, из числа заботящихся о нём родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего.

Зачем нужно устройство в семью

В отличие от взрослых и полностью дееспособных граждан, ребёнок, в силу возраста, определённой психической и физической неразвитости, не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы во «взрослом» мире, не способен сам себя прокормить, одеть и, тем более, воспитать. Некоторые решения, которые принимают взрослые в отношении самих себя (согласие на медицинскую операцию, защита своих прав в судебном и административном порядке и т. п.), ребёнок принять не вправе. Для этого у него есть специальный взрослый человек — законный представитель.

Устройством ребёнка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу полномочий по защите прав и законных интересов ребёнка (включая обязанности по воспитанию, заботе о здоровье ребёнка), законного представительства ребёнка от одного лица (субъекта) к другому

Устройством ребёнка будет являться его передача органами опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например, при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приёмную семью (законным представителем был орган опеки и попечительства — стал опекун или приёмные родители).

При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройство ребёнка (законным представителем было учреждение — стал усыновитель).

Ещё по теме: — Статья адвоката Антона Алексеевича Жарова «Устроить ребёнка, оставшегося без попечения родителей: как, куда, почему?» — Памятка «Словарь усыновители. Основные термины» — Видео «Статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей»

2+

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий