Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

Текст Ст. 15 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Комментарий к Ст. 15 Конституции Российской Федерации

1. Статья 15 Конституции РФ устанавливает основные принципы построения правовой системы в Российской Федерации. Первая часть комментируемой статьи закрепляет положение самой Конституции РФ в системе нормативно-правовых актов. Конституция РФ согласно данной норме имеет приоритет перед всеми иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми на всей на территории России. Свойствами Конституции РФ является высшая юридическая сила, прямое действие, распространение на всю территорию России.

Высшая юридическая сила Конституции РФ предполагает, что все иные нормативно-правовые акты, принимаемые на территории РФ, не могут противоречить Конституции России, а в случае такого противоречия подлежат применению положения Конституции РФ. Основной закон, таким образом, возглавляет своеобразную «пирамиду» нормативно-правовых актов, составляющих правовую систему России.

Прямое действие Конституции РФ означает, что ее нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального федерального закона или иного нормативно-правового акта. Вместе с тем, в силу краткости Конституции РФ, большинство ее норм не может быть применено напрямую. А в ряде случаев конституционная норма прямо устанавливает необходимость принятия федерального закона по тому или иному вопросу. Исходя из этого принцип прямого действия норм Конституции РФ не следует абсолютизировать.

Случаи прямого действия Конституции РФ разъяснил Верховный Суд России. По его мнению, суды должны непосредственно применять Конституцию РФ, когда:

а) закрепленные нормой Конституции России положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции России;

г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Если статья Конституции РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части*(56).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-04-17 (Москва и МО) 8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Наиболее сложной проблемой при прямом применении норм Конституции РФ является оценка противоречия того или иного нормативно-правового акта как противоречащего ей. Ведь эта функция ст. 125 Конституции РФ отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. В силу этого Конституционный Суд РФ указал, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применять его в конкретном деле и обязаны обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с таким запросом существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ*(57).

2. Часть вторая комментируемой статьи 15 КРФ закрепляет основную обязанность человека и гражданина в России — соблюдать Конституцию РФ и законы.

Соблюдение норм права всеми субъектами права — фундамент правового и демократического государства, каким провозглашена Россия в ст. 1 Конституции РФ. Поэтому рассматриваемая норма имеет особое значение.

Отметим, что Конституция РФ прямо перечисляет субъекты права, на которых она возлагает обязанность по соблюдению Конституции РФ и законов. Это — органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. Установление закрытого перечня субъектов в данном случае не совсем оправданно, поскольку он неполон. Так, например, в данном перечне отсутствуют иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России. А они также обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Следует отметить, что Конституция РФ необоснованно избегает термина «юридическое лицо», оперируя вместо него термином «объединения граждан».

Вполне очевидно, что Конституция РФ не смогла бы охватить все обязанности индивидуальных и коллективных субъектов права. В силу этого она предусмотрела универсальную норму, которая обязывает этих субъектов соблюдать законы, а следовательно, и исполнять обязанности, предусмотренные ими. Таким образом, ч. 2 комментируемой статьи 15 содержит Конституции России «универсальную» обязанность.

Вместе с тем анализируемая норма закрепляет обязанность соблюдать лишь Конституцию РФ и законы (в широком понимании — законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные, федеральные законы и законы субъектов РФ), в то время как соблюдения требуют и иные нормативно-правовые акты. В связи с этим следует констатировать, что анализируемая норма сформулирована необоснованно узко.

3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет очень важную гарантию защиты общества от произвола государства. Она запрещает применение на территории России неопубликованных актов. При этом Конституция РФ разделяет все нормативно-правовые акты в данной сфере на две части.

Первая — законы (включает законы РФ о поправках к Конституции РФ*(58), федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ) подлежат обязательному опубликованию в любом случае.

Вторая — иные нормативно-правовые акты подлежит обязательному опубликованию при условии, что они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. Тем самым авторы Конституции РФ исключили существование секретных нормативно-правовых актов, регламентирующих права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем допускается существование неопубликованных индивидуальных правовых актов и актов, не затрагивающих права и свободы.

Отметим, что традиционно в России не публикуется расшифровка отдельных статей федерального закона о федеральном бюджете на очередной год (в части расходов на оборону). Кроме того, достаточно сложным представляется определение того, затрагивает ли конкретный нормативно-правовой акт права и свободы человек и гражданина и, следовательно, подлежит ли он официальному опубликованию для вступления в силу. Эта оценка возложена на Министерство юстиции России*(59), а контроль над выполнением данных норм Конституции РФ должна осуществлять Прокуратура России.

Опубликование сведений о том, какие источники могут считаться официальными, раскрывается в текущем законодательстве.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации»*(60). Официальным опубликованием актов Президента и Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальными являются также тексты актов Президента и Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Официальным является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система»*(61).

Субъекты РФ и муниципальные образования также должны определить, какое издание осуществляет официальное опубликование их нормативно-правовых актов.

4. Часть четвертая комментируемой статьи урегулировала место международных норм в правовой системе России. В соответствии с первым предложением части четвертой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Эта норма лишь констатирует давно сложившееся правило об обязательности актов международного права, к которым присоединяется государство. Однако если с международными договорами все более или менее ясно, то проблема состоит в том, что отечественная правовая наука до сих пор не выработала общей позиции в отношении определения «общепризнанных принципов и норм международного права». Даже в международно-правовой доктрине нет единства относительно данного понятия*(62).

Единственное нормативное определение этого понятия дал Верховный Суд РФ. Он указал, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного*(63). Вместе с тем указанное определение слишком расплывчато для того, чтобы его можно было применить на практике. В силу этого, данная норма Конституции РФ не может быть признана эффективно работающей (за исключением ситуации с официально ратифицированными международными договорами).

Международный договор «означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.)*(64).

Норма, предусмотренная вторым предложением части четвертой комментируемой статьи 15 Конституции РФ, является новеллой российского законодательства. Впервые она появилась в Конституции РФ 1978 г. в соответствии с Законом РФ от 21 апреля 1992 г. N 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»*(65), но тогда преимущество перед законами РФ устанавливалось только для общепризнанных международных норм, относящихся к правам человека (ст. 32 Конституции РФ 1978 г.).

Конституция РФ закрепила приоритет перед законом только международных договоров. Общепризнанные принципы и нормы международного права во втором предложении части четвертой уже не упоминаются. Кроме того, международный договор имеет приоритет перед законом. Следует предположить, что авторы Конституции РФ понимали «закон» широко, включая и федеральные и федеральные конституционные законы. Однако более корректно было бы уточнение данной нормы, ведь ратификация международных договоров осуществляется федеральными законами, а федеральные конституционные законы имеют перед актами такого рода приоритет.

Отметим, что из Конституции РФ не следует ясности, имеют ли международные нормы приоритет перед самой Конституцией. Существуют два различных подхода к решению этого вопроса.

Конституции более старого принятия исходят из безусловного приоритета национальной конституции над международными договорами.

Новые (принятые после окончания второй мировой войны) конституции проявляют большую гибкость в данных вопросах. Признавая приоритет международных норм перед нормами национальных законов, они устанавливают некоторые особенности соотношения международных норм и норм национальных конституций. Так, Конституция Испании (ст. 95) устанавливает, что заключение международного договора, содержащего правила, противоречащие Конституции, может иметь место лишь после пересмотра Конституции*(66). А Конституция Королевства Нидерландов (ст. 91) допускает возможность ратификации международного договора, вступающего в противоречие с Конституцией, при условии его одобрения не обычным, а квалифицированным (2/3) большинством голосов депутатов Генеральных штатов*(67).

Часть шестая ст. 125 Конституции РФ закрепляет положение о том, что не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, можно предположить, что приоритет международных договоров не распространяется на Конституцию РФ. Однако этот вопрос требует более четкого отражения в Конституции РФ.

Следует также отметить, что Верховный Суд РФ сужает круг международных договоров, имеющих приоритет перед российскими законами, указывая, что в ст. 15 Конституции РФ речь идет о международном договоре, «решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона»*(68), т.е. рассматривает только ратифицированные договоры.

Верховный Суд РФ обратил внимание судов на то, что правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор*(69).

О вреде курения известно давно. Побороть подобное негативное явление пытаются всеми доступными способами. Радикальные меры к нарушителям определены законом № 15-ФЗ, запрещающим «дымить сигаретой» в различных общедоступных местах.

Документ подписан в 2013 году, регулирует базовые вопросы, связанные с курением в различных местах.

Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Общие положения закона

Закон о запрете курения включает в себя 25 статей, регулирующих вопросы употребления табака в местах общего пользования, права и обязанности граждан, полномочия федеральных и муниципальных властей. Здесь же вы найдете перечень территорий и помещений, где курение категорически запрещено. Определены ограничительные меры для продавцов никотиносодержащих изделий, а также ответственность за нарушения ФЗ о запрете курения.

Вместе с законодательным документом РФ № 15-ФЗ, называемым среди простого народа «законом о курении», были внесены изменения в административный кодекс, устанавливающие меру ответственности нарушителей.

Рассматриваемый документ призван усилить общегосударственную борьбу с курильщиками в общественных местах, а также подъездах, на балконах квартир, других общедоступных помещениях.

Помните, курение в общественных местах полностью не запрещено. Законодатель просто устанавливает перечень разрешенных мест для курения, а также тех, где присутствуют ограничения.

Где нельзя курить

Перечень мест, где по требованиям последнего закона о курении запрещено дышать табачным дымом самому и вынуждать это делать окружающих установлен в статье 12.

В этот перечень вошли:

  • помещения школ, клубов, институтов, спортивных учреждений, организаций по делам молодежи и примыкающие территории;
  • больницы, поликлиники, санаторно-курортные учреждения, а также отведенная для них территория;
  • поезда, суда, другие транспортные средства дальнего следования;
  • общественный транспорт (дальнего, пригородного, городского следования), на расстоянии, ближе 15 метров к входам в порты, вокзалы, станции метрополитена, непосредственно внутри этих помещений, на пассажирских платформах;
  • гостиницы, общежития, жилищные учреждения, прочие места для постоянного и временного проживания граждан;
  • торговые помещения, комплексы, крытые рынки, магазины, рестораны, столовые, кафе;
  • выделенные для социальных служб помещения;
  • здания, где выполняют свою функцию структуры государственной и муниципальной власти;
  • рабочие места, зоны, где сотрудники выполняют возложенные на них обязанности;
  • лифты, лестничные площадки многоквартирных домов;
  • пляжи, площадки для детишек;
  • наружная и внутренняя территория автозаправочных станций. В этих местах нельзя курить

Помните, ФЗ  № 15 о запрете курения фактически ввел мораторий на употребление табака в местах массового нахождения людей. Если это игнорировать, можно попасть под внушительные санкции со стороны государства.

Где можно курить

Введение запрета вовсе не означает необходимость сразу бросать вредную привычку. Для этого придется следовать некоторым правилам, позволяющим свободно «дышать» никотиносодержащими примесями.

Читать так же:  Потребительский экстремизм

Это можно делать в таких местах:

  1. В специально подготовленных для перекуров комнатах;
  2. На открытом воздухе, в местах, где отсутствует требование запрета курения;
  3. В отдалении от государственных, образовательных, общественных, культурных, спортивных, торговых учреждений;
  4. В своем доме, квартире, на земельном участке, даче.

Важно! Если вы желаете закурить на лестничной площадке многоквартирного дома, то сделать это можно исключительно в специальной пожаробезопасной изолированной комнате с хорошей вентиляцией. В противном случае вас могут оштрафовать.

Как должна выглядеть курилка

Место для курения, а попросту «курилка», должно оборудоваться по определенным требованиям. Правила оформления мест для курения на улице и внутри помещений отличаются. В базовый набор требований включены такие моменты:

  1. Курение на улице. Отдельно оборудованное место с наличием ночного освещения, специальной пепельницей, а также информационной табличкой, из которой следует, что это пространство для курильщиков. Выделяется с учетом базовых правил закона о запрете табачного дыма в общественных местах;
  2. Употребление табачного дыма внутри зданий. Здесь требования немного жёстче. Должно выделяться отдельное, полностью изолированное помещение с хорошей принудительной вентиляцией, иметь пепельницу, огнетушитель и указатель, что это «Место для курения». Главный момент — чтобы другие сотрудники (граждане), не испытывали дискомфорта, вызванного запахом табака.

Совет! Если правильно оборудовать курилку, всегда можно найти компромисс между сотрудниками, употребляющими табачный дым, и теми, кто не имеет такой привычки.

Какие инстанции следят за соблюдением

Законодатель предусмотрел, что нарушителей этого акта могут ожидать разные виды ответственности. В частности, это может быть:

  • дисциплинарная (применяется работодателями);
  • гражданско-правовая;
  • административная (от специально уполномоченных представителей власти).

Учитывая, что борьба с никотиновой зависимостью, это комплекс мероприятий, который обязывает контролировать принятие на федеральном уровне нормы, в качестве карательных органов могут выступать работодатели, работники полиции, прокуратуры, пожарной безопасности.

Следить же за выполнением запрещенных мер могут не только представители органов власти, но и простые граждане, общественные организации. По их заявлениям компетентные органы должны принимать соответствующие меры воздействия к нарушителям. К примеру, чтобы защитить детей от курильщиков на площадках, лестничных клетках, в подъездах необходимо обращаться к участковому, либо писать заявления в полиции. Если не реагируют — идите в прокуратуру. Там точно не оставят такие факты без внимания.

Важно! Защищать детей от воздействия никотинового дыма никто не обязан. Но, если это оставлять без внимания, вероятность перехода вредной привычки к молодому человеку или девушке, существенно возрастает.

Что грозит нарушителям

Самая распространённая ответственность, что несут нарушители последнего закона о курении, является административной. Здесь законодательно определена система административных штрафов за различные виды нарушений. Итак, если вы преступите нормы ФЗ № 15, то придется заплатить штраф, размер которого составляет:

  • до 1500 рублей за употребление никотина в общественном месте (территории или помещении), в подъезде многоквартирного дома, либо на лестничной площадке;
  • до 3000 рублей снимут во время употребления табачного дыма непосредственно, либо вблизи детской площадки;
  • до 2000 рублей взыщут в казну, когда вас «застукают» за обучением детей или подростков заниматься употреблением никотина;
  • до 3000 рублей, полагается, когда дышать дымом детей учат их родители, родственники, опекуны;
  • до 90000 рублей будет ожидать в качества штрафа руководителей компаний, игнорирующих ограничения, касающиеся организации специальных курилок, либо самостоятельно их нарушающих.

Читать так же:  Что делать, если перевел деньги не на ту карту

Ответы на популярные вопросы

Конечно, большая часть курильщиков рассматривают требования закона применительно к конкретным ситуациям. Поэтому приведем самые популярные вопросы, возникающие у потребителей табака.

Присутствуют ли ограничения по употреблению никотина в летнем кафе?

Некоторые граждане считают это открытой площадкой, на которую не должны распространяться запреты. Но регулятор иного мнения. Тут считают, что летнее кафе является частью места общественного питания, поэтому курить здесь строго запрещено.

Как можно покурить в аэропорту?

Здесь нужно учитывать требования, закрепленные в ФЗ № 15. Реализовать свою вредную привычку допускается в специально подготовленной закрытой комнате. А если такая отсутствует, выкурить сигарету можно не ближе 15 метров за пределами здания аэропорта.

Употребление табака на балконе

Многим это не нравится, и попытки наложить на подобные действия запрет присутствовали неоднократно. Сегодня это вполне законное действие и никаких ограничений для употребления никотина на своем собственном балконе нет.

Внимание! Есть примеры судебных решений (в т.ч. ВС РФ) о компенсации в пользу соседей, взысканной с желающих покурить на балконе.

Помните, употреблять сигаретный дым или нет — это ваше личное дело. Но если вы имеете такую пагубную привычку, делайте это без нарушений закона. Ибо поймете, что это очень дорогое удовольствие.

1. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, собранием кредиторов принимаются решения:

об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;

о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;

о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении графика погашения задолженности;

о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;

о заключении мирового соглашения в порядке и на условиях, которые установлены пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона.

3. Утратил силу.

4. В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.

5. Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Ст. 15 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Правомочным может считаться только решение собрания кредиторов, принятое с соблюдением требований, предусмотренных комментируемой статьей.

2. Как отмечалось (см. комментарий к ст. 12), в отличие от ранее действовавшего Закона о банкротстве 1998 г., по новому Закону о банкротстве во всех собраниях кредиторов принимают участие с правом голоса не только конкурсные кредиторы, но и уполномоченные органы (которые ранее обладали правом голоса лишь на первом собрании кредиторов).

3. По общему правилу решение собрания кредиторов считается принятым, если за него подано простое большинство голосов от общего количества голосов конкурсных кредиторов, участвующих в собрании кредиторов.

4. В п. 2 комментируемой статьи названы те решения собрания кредиторов, принятие которых требует квалифицированного большинства голосов. Четыре из указанных решений предусматривались и Законом о банкротстве 1998 г. (п. 2 ст. 14).

Решение о введении внешнего управления принимается на первом собрании кредиторов в период наблюдения или в порядке досрочного прекращения финансового оздоровления (п. 4 ст. 87).

Решение о продлении внешнего управления может быть принято собранием кредиторов в период внешнего управления, в частности в том случае, если план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, предусматривает более длительный срок его осуществления, нежели тот, который был определен арбитражным судом, но в пределах максимального срока внешнего управления, предусмотренного Законом о банкротстве (см. комментарий к ст. 108).

Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства может быть принято первым собранием кредиторов в период наблюдения по результатам заслушивания сообщения временного управляющего о финансовом состоянии должника. Такое решение собрания кредиторов, несмотря на то, что оно принимается квалифицированным большинством голосов участников первого собрания кредиторов, не является обязательным для арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве: в некоторых случаях арбитражный суд вправе все же вынести определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления (см. комментарий к п. 3 ст. 75).

Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего может быть принято собранием кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на соответствующего арбитражного управляющего обязанностей, а также несоблюдения правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего.

5. Круг решений собрания кредиторов, принятие которых требует квалифицированного большинства голосов, значительно расширен за счет следующих решений собрания кредиторов.

Решения об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов принимаются на первом собрании кредиторов. В случае если число конкурсных кредиторов составляет не менее 50, принятие указанных решений для собрания кредиторов является обязательным (п. 2 ст. 17 Закона о банкротстве). Количественный состав комитета кредиторов не может быть менее трех и более 11 человек (п. 4 ст. 17).

Решение о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов может быть принято во всякое время по усмотрению собрания кредиторов (п. 1 ст. 18 Закона о банкротстве).

Решение о введении финансового оздоровления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством принимается первым собранием кредиторов по обращению учредителей (участников) должника, органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, или на основании их решения руководителем должника, а также третьими лицами (п. 1 ст. 76 Закона о банкротстве). Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об изменении срока проведения финансового оздоровления может быть принято собранием кредиторов лишь в том случае, если новый срок финансового оздоровления не превысит двух лет (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве). Решение собрания кредиторов об утверждении графика погашения задолженности принимается одновременно с решением об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Решение о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, принимается собранием кредиторов при введении процедур финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.

Включение в повестку собрания кредиторов дополнительных вопросов (по отношению к тем вопросам, которые внесены в повестку собрания лицами, инициировавшими проведение собрания кредиторов) теперь также требует отдельного решения собрания кредиторов.

Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается квалифицированным большинством голосов при том условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (п. 2 ст. 150 Закона о банкротстве).

6. В п. 3 комментируемой статьи предусмотрены последствия отсутствия кворума конкурсных кредиторов на собрании кредиторов для принятия решения, требующего квалифицированного большинства голосов. В этом случае такое решение может быть принято на повторно созываемом собрании кредиторов. При этом отпадает необходимость соблюдения требования о квалифицированном большинстве голосов: решение принимается простым большинством голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, участвующих в собрании кредиторов, которое должно составить более 30 процентов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Обязательным условием правомочности такого решения является уведомление всех конкурсных кредиторов о времени и месте проведения собрания кредиторов.

7. Законом о банкротстве 1998 г. не предусматривалась возможность признания решений собраний кредиторов недействительными, хотя на практике арбитражные суды нередко принимали соответствующие определения, пользуясь (по аналогии закона) нормами корпоративного законодательства.

8. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает основания и порядок признания недействительным решения собрания кредиторов. Правом на обращение в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с соответствующим заявлением наделены лица, участвующие в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), лица, участвующие в процессе по делу о банкротстве (ст. 35), а также третьи лица. Основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании решения собрания кредиторов недействительным может служить нарушение прав и законных интересов заявителей либо то обстоятельство, что обжалуемое решение собрания кредиторов принято с нарушением предусмотренных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов.

Для подачи соответствующего заявления отводится двадцатидневный срок, исчисляемый с даты принятия собранием кредиторов обжалуемого решения. Однако, если заявитель не был уведомлен надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего обжалуемое решение (см. комментарий к ст. 13), заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение 20 дней с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о принятии собранием кредиторов соответствующего решения.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение о признании решения собрания кредиторов недействительным или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов, которое подлежит немедленному исполнению. Данное определение может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня его принятия. Суд апелляционной инстанции должен вынести соответствующее постановление в течение 14 дней. Указанное постановление является окончательным и пересмотру не подлежит.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий