Принудительная ликвидация юридического лица: основания, особенности проведения процедуры

11 августа 2021

Вопрос Клиента: Организация начала процедуру ликвидации ООО – приняла решение, уведомила регорган, дала публикации. Но через месяц ООО не смогла урегулировать претензию и получила иск от покупателя на поставленную продукцию. Более того, истец подал в налоговую инспекцию по месту нахождения ООО возражение относительно предстоящей ликвидации. Можно ли ликвидировать организацию до завершения судебного спора?

Ответ Эксперта: До марта 2015 года мы бы отвечали – да, можно. И обоснование было такое – покупатель должен был соблюсти как кредитор установленный законодательством порядок предъявления требований при ликвидации организации. Но были внесены изменения в закон о регистрации №129-ФЗ. Теперь в регистрирующий орган необходимо сообщить о составлении ликвидационного промежуточного баланса. А его нельзя составить нулевым, так как имеется неурегулированный судебный спор. Составление промежуточного ликвидационного баланса без задолженности может быть расценено судом как злоупотреблением правом, целью которого является уклонение от ответственности и избежать исполнения имеющихся между истцом и ответчиком. Может быть и если. Во всяком случаи многие регистрирующие органы стали отслеживать судебные споры при регистрации ликвидаций. И завершить процедуру ликвидации до завершения судебного спора удается не всем ликвидаторам.

Подробное обоснование:

Ситуация Клиента такова. Единственный учредитель ООО 10.12.19 принял решение о начале процедуры добровольной ликвидации и назначении ликвидатора. В ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии названного решения. 27  января 2020 года Покупатель подал исковое заявление о взыскании суммы ущерба за некачественный товар. Забегая вперед, судебный спор был окончен мировом соглашением.image

Общество, выполняя процедуру ликвидации, представило в регистрирующий орган:

  1. уведомление о принятии решения о ликвидации общества по форме Р15001;
  2. промежуточный ликвидационный баланс;
  3. решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  4. заявление о ликвидации по форме Р16001;
  5. справку, подтверждающую представление сведений в ПФР;
  6. решение об утверждении ликвидационного баланса;
  7. ликвидационный баланс;
  8. документ об оплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган по истечении 2 (двух) месяцев с момента публикации о ликвидации при подаче окончательного заявления отказал в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Основание – ликвидационный бухгалтерский баланс считается не представленным, поскольку имеется информация о судебном споре в отношении ООО.

Не согласившись с мнением регистрирующего органа, Общество самостоятельно обратилось в арбитражный суд. Суд принял сторону регистрирующего органа, мотивируя следующим.

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу. Процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган для ликвидации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким органом для ООО является ИФНС.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 (трех) рабочих дней после даты принятия решения обязаны уведомить в письменной форме:

  • о ликвидации с приложением решения;
  • о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора;
  • о составлении промежуточного ликвидационного баланса;
  • об утверждении ликвидационного баланса.

В подаваемом о ликвидации заявлении должно подтверждаться соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица и завершение расчетов с его контрагентами. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (ст. 23 129-ФЗ).

Судами установлено, что на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением по форме Р16001 в производстве арбитражного суда находилось дело, в рамках которого рассматривались требования к заявителю (иск), в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что при ликвидации Общества ликвидатор не принял во внимание, что у него имелись неисполненные обязательства и, следовательно, ликвидационный баланс общества составлен без учета этих данных, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица. На основании изложенного, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица соблюден не был и у регистрирующего органа имелись основания для принятия решения, являющегося предметом оспаривания в рамках настоящего дела, поскольку представленные ему документы содержали недостоверные сведения.

Фирммейкер, июль 2020 (следим за актуальностью) Екатерина Морозова При использовании материала ссылка обязательна

Добровольная ликвидация ООО

бесплатная консультация

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица относится к категории довольно редких ситуаций. Сама по себе отмена ликвидации юридического лица действующим законодательством РФ не  запрещена, хоть прямо и не предусмотрена. Отменить ликвидацию можно в любое время до момента внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ. В данной статье речь пойдет об отмене налоговым органом ранее внесенной в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица или на основании решения суда по заявлению налоговых органов или по заявлению третьих лиц (кредиторов, участников и т.п.), чьи права были нарушены ликвидацией.

В каких случаях возможна отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица?

В нашей статье: «Приостановление и отмена процедуры ликвидации, реорганизации в форме присоединения юридического лица. Последствия. Отмена регистрационных действий решением регистрирующего органа» мы рассказывали про основания отмены ликвидации юридического лица. Сами же налоговики указывают, что при наличии в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, отменить ее уже не получится. Возможно, только такое  требование  необходимо  предъявлять  вместе  с  требованием признать  решение   налоговой            инспекции  недействительным, то  есть незаконным,  не правомерным. Смысл заключается в том, что заинтересованному лицу нужно оспаривать не саму запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица, а решение налогового органа, на основании которого такая запись была внесена в ЕГРЮЛ (см. п. 5 ч. 1 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Для этого вполне достаточно  предъявить одно требование  – «о признании решения налогового органа недействительным». Если суд удовлетворит данное требование, то в решении будет указано на обязанность налоговой инспекции устранить допущенные нарушения (см. п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Помимо этого, суд обяжет налоговую инспекцию исключить из ЕГРЮЛ запись о ликвидации юридического лица (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2017 года № Ф06-21147/2017 по делу № А55-12462/2016). Если заинтересованное лицо обратится в суд с требованием признать недействительной запись в ЕГРЮЛ, в ходе рассмотрения дела заявителю следует ссылаться на  Постановление Президиума ВАС от 15 января 2013 года № 11925/12. Важно учитывать, что у суда нет права отказать заявителю в удовлетворении требований признать запись недействительной лишь на том основании, что заявитель не указал суду на неправомерность решения налоговой инспекции.

Отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица налоговым органом

Основанием отмены ликвидации ООО может стать неверное составление ликвидационного баланса, с таким нарушением возможна отмена ликвидации по решению суда. Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициирована как самими участниками путем принятия добровольного решения о таком прекращении, так и по инициативе государственных органов, и другими заинтересованными лицами по решению суда (например, кредиторами ликвидируемого юридического лица). Как мы уже отмечали ранее, отмена процедуры ликвидации юридического лица в законодательных актах не отражена, но и одновременно не запрещают сегодня прекращать начатые процедуры ликвидации юридического лица. На практике для отмены ликвидации может быть несколько оснований, это могут быть устранение обстоятельств, изначально подтолкнувших к принятию решения о ликвидации юридического лица, ликвидация утратила свою актуальность, у юридического лица произошли изменения, благодаря которым собственникам удается вывести компанию из кризисной ситуации. Что касается отмены записи о ликвидации юридического лица, ранее внесенной регистрирующим органом в ЕГРЮЛ, в поле зрения налоговых органов, по-прежнему, попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом. Если налоговым органом будет установлено, что представленный на этапах ликвидации ликвидационный баланс содержит кредиторскую задолженность, то запись в ЕГРЮЛ о ликвидации организации будет признана недействительной (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014г. № 4407/14).

В случае если налоговым органом в ЕГРЮЛ уже была внесена запись о ликвидации юридического лица, отменить такую запись будет возможно только по правилам Главы 19 Налогового кодекса РФ, только путем оспаривания действий налоговых органов и признания недействительной записи в ЕГРЮЛ, а также при условии одновременного присутствия двух оснований для ее отмены:

  • действия налогового органа по внесению сведений в ЕГРЮЛ произведены с нарушением законодательства;
  • действия налогового органа нарушают права и законные интересы лица, обратившегося с жалобой.

Закон предусматривает два способа обжалования действий налоговой инспекции: путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или в арбитражный суд. В свою очередь, судебный порядок обжалования действий налоговиков возможен только после подачи такой жалобы в вышестоящий налоговый орган. Такое требование определяется как своего рода, обязательный претензионный порядок урегулирования сложившегося спора с налоговой инспекцией.

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА» Евгения Булатова 89134323913 apgmag.com@gmail.com

Отмена записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица на основании решения суда по заявлению заинтересованных лиц

Обжаловать решение налоговой инспекции о государственной регистрации ликвидации юридического лица можно в вышестоящем налоговом органе или суде (п.1 ст.25.2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если вышестоящий налоговый орган отказал заинтересованному лицу, обратившемуся с заявлением об отмене записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица, либо вовсе не принял решение в течение установленного законом срока, у заинтересованного в отмене ликвидации лица появляется право на обращение в суд с требованием признать действия налогового органа незаконными, а запись в ЕГРЮЛ – недействительной. На основании одного лишь поданного в налоговый орган заявления заинтересованного лица о признании внесенной в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица не получится (см. Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2015г. №305-КГ15-7657, Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2015г. № 305-КГ15-7657). В действующем законодательстве РФ не содержится норм, предусматривающих восстановление или удаление ранее внесенных в ЕГРЮЛ записей – возможна их замена при представлении заинтересованным лицом документов, необходимых для регистрационных действий по изменению сведений в ЕГРЮЛ. Подать заявление нужно в течение трех месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, то есть о том, что должник ликвидирован. По общему правилу считают, что срок начинает течь с момента, когда налоговая внесла запись о ликвидации в ЕГРЮЛ. Однако эта дата не является безусловной точкой отсчета срока обжалования (см. ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Определение Конституционного суда РФ от 18.11.2004г. № 367-О, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2017г. № Ф05-938/2017 по делу № А40-166560/16). Судебная практика по рассмотрению дел об отмене ликвидации неоднозначна. Важную роль здесь играет наличие или отсутствие доказательств нарушения процедуры ликвидации (см. Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.10.2011г. № 7075/11, Решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-9882/2016 от 14.02.2017г.).

Обосновать заявление можно следующими доводами:

  • должник не уведомил кредитора о ликвидации в нарушение норм абзаца 2 пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ;
  • документы, представленные в налоговую инспекцию, содержат недостоверные сведения о кредиторах должника (в частности, в ликвидационном балансе не отражена задолженность перед заявителем (кредитором)).

В Постановлении от 13 октября 2011 года № 7075/11 Президиум ВАС РФ указал, что представление ликвидационного баланса, в котором отсутствует информация о задолженности должника перед кредитором, является основанием для отказа в регистрации ликвидации в силу  подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Помимо этого, заявителю необходимо доказать, что он являлся кредитором компании на момент ее ликвидации, а для этого необходимо представить суду документы о задолженности, а также доказательства, что должник об этой задолженности знал (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.01.2018г. № Ф07-16101/2017 по делу № А56-2129/2017). Для подтверждения долга заявителю можно представить в суд:

  • документы, подтверждающие наличие долга (договор между кредитором и должником, акты сверки, акты выполненных работ и т.п.);
  • решение суда о взыскании долга, вступившее в законную силу;
  • иск о взыскании задолженности, с которым заявитель (кредитор) обращался в суд до ликвидации должника.

Некоторые суды сходятся во мнении, что налоговая инспекция не обязана проверять достоверность ликвидационного баланса, поскольку ее задача заключается в установлении соответствия документов должника установленным законом формам (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.01.2016 № Ф10-4524/2015 по делу № А84-933/2015).

Последствия признания судом недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица

Как известно, решение налогового органа о государственной регистрации ликвидации юридического лица, является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (см. п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ). Вопрос о последствиях признания судом недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица возникает в случае удовлетворения судом требования участников Общества или иных заинтересованных лиц, обратившихся в суд с заявлением о признании решения налогового органа о государственной регистрации ликвидации Общества недействительным.

С 28 июня 2018 года начнет свое действие пункт 3.1. статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которой кредиторы смогут вернуть свои долги с руководителя и участников ликвидированного юридического лица путем привлечения их к субсидиарной ответственности. Помимо указанного, в течение трех лет такие лица не смогут:

  • зарегистрировать на свое имя новое юридическое лицо;
  • приобрести долю участия в любом юридическом лице;
  • стать руководителем другого любого юридического лица.

Аналогичные меры применяются в случаях, когда в ЕГРЮЛ содержится запись, что сведения об адресе компании недостоверные; в ЕГРЮЛ содержится отметка, что компания представила недостоверные данные о единоличном исполнительном органе; компания не выполнила решение о принудительной ликвидации.

О злоупотреблении правом со стороны единственного учредителя компании свидетельствуют действия по фиктивному выводу активов в процессе ликвидации, при наличии у компании долгов (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016г. №А33-876/2015). Основные преднамеренного (фиктивного) банкротства реорганизуемой компании – передача активов вновь созданной компании, в результате чего реорганизуемая компания (должник) не имеет возможности удовлетворить требования кредиторов (см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016г. № А59-5465/2014). Если суд установит наличие причинно-следственной связи между действиями учредителей при реорганизации компании-должника по передаче всей дебиторской задолженности в новую компанию и наступившими последствиями в виде банкротства компании-должника, то учредители, которые довели компанию банкротства, будут привлечены к субсидиарной ответственности (см. Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2016г. № 303-ЭС16-10794). Если учредители добровольно отменили ликвидацию юридического лица или получили отказ в налоговой инспекции, повторная ликвидация такого юридического лица станет возможной только через шесть месяцев (см. п. 2 ст. 1 Федерального закона № 488 от 28.12.2016г., вступившего в законную силу 01.09.2017г.).

Содержание страницы

Прекращение деятельности юридического лица, или его ликвидация, при определенных обстоятельствах может быть отменено. При этом руководствуются понятиями, изложенными в ряде законодательных актов: ФЗ №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08-02-98 г.; аналогичных законах, касающихся деятельности АО, НКО, банков; ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП» от 08-08-01 г. Следует учитывать тот факт, что ни в одном из них процедура отмены ликвидации не прописана.

Кто вправе принять решение об отмене ликвидации?

При запуске процедуры отмены ликвидации руководствуются нормами ГК РФ: принятое ранее решение можно отменить при отсутствии на это действие прямого запрета.

Вопрос: Возможно ли изменение места нахождения организации (ООО) после подачи уведомления о ликвидации? Возможно ли для этого отменить решение о ликвидации? Если да, то как? Посмотреть ответ

Всегда ли ликвидацию можно отменить

Ликвидация бывает двух видов, связанных с причинами, которыми она была вызвана:

  1. Ликвидация по решению ФНС или суда. Она назначается извне вследствие обнаруженных злоупотреблений, нарушений законодательства, регистрационных нарушений, процедуры банкротства. Отмена такой ликвидации весьма проблематична. Однако есть возможность оспорить решение о принудительной ликвидации в судебном порядке.
  2. Ликвидация по решению руководящего органа организации, ее учредителей. В подобном случае процедуру можно обратить вспять согласно рекомендациям ФНС. Это необходимо сделать до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации. Если срок упущен, то придется регистрировать новое юридическое лицо.

Какие существуют основания для отказа в госрегистрации ликвидации (ее отмены) общества с ограниченной ответственностью?

При проведении добровольной ликвидации до внесения записи в Реестр возможны два варианта развития событий:

  1. До начала официальных мероприятий по ликвидации. Органы ФНС и другие официальные инстанции еще не осведомлены о намерении ликвидировать ООО, АО, иное юридическое лицо. Принятое решение о ликвидации в этом случае отменяется другим соответствующим решением внутреннего характера, и организация продолжает свою работу.
  2. После того как официальные инстанции были извещены, а в Реестре сделана запись о нахождении организации в процессе ликвидации. Для отмены процедуры необходимо обратиться в налоговую службу с пакетом соответствующих документов.

Кстати говоря! За отмену ликвидации не взимается госпошлина. Необходимость ее уплаты возникает только при внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Порядок действий при отмене ликвидации

ВАЖНО! Форма Протокола внеочередного общего собрания акционеров акционерного общества об отмене ранее принятого решения о ликвидации общества от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Такой порядок разработан ФНС РФ и содержится в нормативных документах указанной структуры. В частности, процедура детально рассматривается в Письме ФНС №ЧД – 6- 09/439 «О госрегистрации в связи с ликвидацией юридических лиц». Отмена ликвидации уже запущена на уровне государственных органов, но не завершена записью в ЕГРЮЛ о ликвидации и предполагает определенную последовательность обязательных действий:

Шаг 1. Организация общего собрания, на котором большинством голосов в добровольном порядке принимается решение об отмене ликвидации. Особенности проведения этой процедуры зависят от формы собственности юридического лица и соответствующих ей правовых моментов в каждом конкретном случае.

Шаг 2. Подготовка пакета документов в ФНС, в который входят:

  • форма заявления Р14001, содержащая информацию о необходимости правок в Едином Госреестре;
  • форма уведомления Р15001 с информацией об отмене ликвидации юридического лица;
  • протокол собрания, в котором озвучено решение об отмене ликвидации; по аналогии – решение единственного участника (например, ООО).

Документы следует заверить нотариально.

Шаг 3. Передача документов в ИФНС лично, через представителя либо по почте. Возможна и передача по сети Интернет с использованием цифровой подписи. Заявителю вручается расписка о приеме. Обращаться следует в ту же инспекцию, которая занимается ликвидацией юрлица.

Кстати говоря! Документы в ФНС готовятся в течение трех суток. С момента их принятия в течение пяти дней будет принято решение об отмене ликвидации.

Факт отмены ликвидации отражается в форме Р50007, которая передается организации по завершении процедуры рассмотрения пакета представленных юридическим лицом документов. Лист вручается лично или может быть передан по почте и другими способами, предусмотренными законом.

Налоговая служба самостоятельно информирует статистическую службу ПФР, ФСС, о том, что ликвидация юридического лица отменена.

Важно! Заявителем при отмене ликвидации является руководитель юридического лица. Ликвидационная комиссия и ее ответственные лица к этому моменту утрачивают свои полномочия.

Содержание решения об отмене ликвидации

Обязательной формы протокола собрания с соответствующим решением или решения единственного участника об отмене ликвидации законом не предусмотрено. Такой документ должен учитывать организационно-правовую форму юридического лица, локальные, регулирующие его работу, нормативные акты, положения его учредительных документов. В противном случае на этапе нотариальной работы с пакетом после оплаты соответствующих услуг могут выявиться несоответствия, приводящие к потере времени и денег.

Следует соблюсти обязательные реквизиты: указать дату, место проведения собрания, номер протокола, участников собрания, наличие кворума, повестку, характер решения. Формальным требованием является и указание причины, по которой ликвидация была отменена. Указывается и назначенный новый руководитель юридического лица. Все участники ставят под протоколом свои подписи.

Персонал и трудовые отношения

Процедура ликвидации юридического лица предполагает увольнение всех работающих граждан, с которыми ранее были заключены трудовые договора. В связи с отменой процедуры сотрудник может потребовать своего восстановления на рабочем месте. Согласно ст. 392 ТК РФ он имеет право обратиться в суд в течение месяца с момента получения на руки документов, фиксирующих увольнение: копии приказа или трудовой книжки в связи с нарушением своих прав. Более того, даже если это время истекло, но гражданин докажет, что произошло событие по уважительной причине, суд может восстановить срок, а также обязать юридическое лицо выплатить тому заработную плату за время вынужденного прогула.

Суд также может принять решение о восстановлении на рабочем месте гражданина в организации, ликвидация которой отменена. Судебные издержки по делам о трудовых спорах при этом гражданин не оплачивает (ст. 393 ТК РФ).

Внимание! Рекомендуется восстановить персонал на работе, чтобы избежать проблем с нарушением ТК РФ и дополнительных расходов.

Подведем итоги

  1. Отмена ликвидации юрлица возможна до того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации. В противном случае регистрировать организацию придется заново.
  2. Ликвидацию по решению суда или ФНС можно попытаться оспорить в суде при наличии достаточной законодательной базы.
  3. Если принято решение о ликвидации, но о нем не извещены государственные органы, то для отмены достаточно принять новое протокольное решение.
  4. Если госорганы получили соответствующие документы о ликвидации, придется предоставить новый пакет, чтобы отменить этот процесс.
  5. Уволенные сотрудники могут восстановить свои права, в том числе и по суду. При этом юридическое лицо может понести значительные материальные издержки, компенсирующие нарушение ТК РФ. Целесообразно восстановить трудовые отношения с уволенными ранее сотрудниками в как можно более короткие сроки.

Одним из возможных вариантов прекращения деятельности юрлица является его принудительная ликвидация через суд по требованию налогового органа. Однако правомерность данной процедуры можно оспорить. На практике у налогоплательщика есть ряд преимуществ при оспаривании оснований принудительной ликвидации, о них и пойдет речь в данной статье.

  • при обнаружении грубых нарушений закона, допущенных на этапе создания юрлица, причем если эти нарушения нельзя исправить или устранить;
  • при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • при невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Ликвидация недействующего юрлица во внесудебном порядке

Обратите внимание! Налоговики вправе требовать через суд ликвидации юридического лица в случае обнаружения допущенных при его создании грубых и неустранимых нарушений закона.

Устранимые нарушения – не причина для ликвидации!

Важно знать. Если стоимость чистых активов ООО становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации, если не устранит это снижение в установленном порядке (п. 4 ст. 90 ГК РФ).

Связь с фирмой по юрадресу невозможна

  • указание недостоверных сведений в учредительных документах юрлица препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля;
  • нарушение требований к форме и содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию;
  • неосуществление с момента создания финансово-хозяйственной деятельности, непредоставление отчетности, отсутствие открытых счетов в банке (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А82-10460/2012).
  • адрес обозначен как местонахождение большого количества других юрлиц (адрес массовой регистрации), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна;
  • адрес в действительности не существует, или находившийся по нему объект недвижимости разрушен;
  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юрлицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти и т.п.);
  • имеется заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юрлица по этому адресу.

На заметку. Стоит иметь в виду, что налоговый орган при установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юрлица, должен доводить информацию об этом в 10-дневный срок до банков, в которых открыты счета организации для приостановления операций по ним (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).

Чистые активы организации ниже минимального размера уставного капитала

  • увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 90 ГК РФ в ред., вступившей в силу с 01.09.2014);
  • или же зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала (п. 4 ст. 90 ГК РФ)

Фирма предоставила в налоговую недостоверные сведения

  • об учредителях (участниках) организации;
  • о размерах и номинальной стоимости долей участия учредителей в уставном капитале;
  • о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг;
  • о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли;
  • о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования;
  • о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица, либо в иных целях, направленных на приобретение прав на чужое имущество.

Такие незаконные действия наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей либо принудительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового (постановление президиума Московского городского суда от 31.01.2014 по делу N 44у-17/14, постановление Московского городского суда от 30.05.2013 N 4у/2-3453).

Можно ли подавать на ликвидацию?

Нас часто спрашивают, можно ли ликвидировать компанию, если против нее подан иск в суд, и истец настроен взыскать с компании по суду крупную сумму денег.  Есть ли какие-то риски в этой связи и существует ли подобная судебная практика. В настоящей статье мы попытались проанализировать данный вопрос, собрать весь имеющийся материал, в том числе судебную практику и выработать правовую позицию по данному кейсу.

О чем говорит закон

В первую очередь отметим, что ни в одном нормативно-правовом акте нет запрета на подачу заявления о ликвидации юридического лица в регистрирующий орган или признании его банкротом в ситуации, когда в отношении организации инициирован судебный процесс. Законодателем в п.б ч.4 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ закреплено, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации. А в силу пп. с), т) ч. 1 ст. 23 указанного выше ФЗ неуведомление кредиторов при реорганизации/ликвидации влечет отказ в государственной регистрации. К нормам, регулирующим процедуру ликвидации компании следует также отнести ст.ст. 61-64 Гражданского кодекса РФ, о которых речь пойдет ниже.

На практике часто компании все же пытаются избежать несения расходов, которые может повлечь принятие судебного решения не в их пользу. Должники не уведомляют кредиторов о принятии решения о ликвидации и не включают их ни в промежуточный, ни в ликвидационный баланс, благополучно ликвидируются, таким образом избегая гражданско-правовой ответственности. Такое явление весьма распространено, в связи с тем, что ни уголовной, ни административной ответственности за нарушений указанных выше требований норм ФЗ, не установлено Однако существует и довольно серьезные риски такого нарушения.

Основные правовые риски

Главным риском является право кредиторов на обращение в суд с требованием о признании произведенной ликвидации недействительной и восстановлении записи о ликвидированном юридическом лице в ЕГРЮЛ. Также возможна ситуация, когда кредиторы, полагая, что из-за неправомерных действий ликвидатора они утратили возможность удовлетворить свои требования за счет имущества ликвидированного юридического лица, на основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ обратятся в суд с иском о взыскании с ликвидатора убытков на сумму неполученной задолженности, а также убытков, причиненных в связи с нарушением процедуры ликвидации. Такие ситуации довольно часто встречаются на практике. В целом, принимая решение уйти от ответственности, стоит учесть множество нюансов, как и тот, что в последнее время законодатель идет по пути ужесточения положений о регистрации ликвидации юридических лиц с целью воспрепятствования таким действиям.

Особенности, установленные Гражданским кодексом РФ

Отдельно подчеркнем, что если Вам все-таки удалось ликвидировать общество, но кредиторы решили признать ликвидацию недействительной или взыскать с Вас убытки, стоит учесть, что суды при рассмотрении исков к ликвидатору обращают внимание на то, соблюден ли порядок ликвидации, установленный статьями 61 — 64 Гражданского кодекса РФ.

Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) — пункт 6 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса РФ).

О чем говорит судебная практика

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу п.п. а пункта 1 статьи 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ. Если же Вы решили пойти на банкротство, пока должник с вас не взыскал денежные средства и судебный процесс в «самом разгаре», чтобы избежать оплаты задолженности, также стоит учесть следующее: кредитор может узнать о процедуре банкротства и вступит уже в нее и там доказывать обоснованность своих требований. Если у него это получится, его включат в реестр требований кредиторов.

Ознакомиться с услугами юридической компании «ГидПрава», связанными с правовым сопровождением процедуры ликвидации юридических лиц, Вы можете на странице Ликвидация юридических лиц раздела Регистрация/Изменения/Ликвидация юридических лиц.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий