Физическая охрана образовательных учреждений

В перечне требований к тем, кто охраняет детские сады и школы, обязательно должны быть критерии физической и психологической подготовки сотрудников частных охранных предприятий, заявил заместитель Председателя ГД, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов
image
Здание Государственной Думы

«Сложно даже подобрать слова для родителей, чей ребенок был убит в детском саду Нарьян-Мара. Шок и горе. Но эта беда вновь подняла вопрос об охране детских учреждений», — сказал Сергей Неверов image Неверов Сергей Иванович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0175 (Смоленский – Смоленская область) .

Парламентарий напомнил, что 10 сентября на пленарном заседании им был поднят вопрос о ЧОПах, с которыми обязаны заключать договоры на охрану – это предписывает Постановление Правительства. 

«Везде, где учеников и педагогов более 100 человек, нужно нанять ЧОП. Суды уже выносят решения, которые обязывают это сделать. В некоторых поселках даже нет самих ЧОПов. Но главное – и я об этом как раз и говорил – толку от этого нет. И увы, трагедия в Нарьян-Маре это еще раз продемонстрировала», — добавил он.

Сергей Неверов отметил, что «в глубинке в ЧОПах часто работают люди предпенсионного возраста, без какой‑либо физической подготовки. А в случае с охраной детских учреждений важна и психологическая подготовка».

«Комитеты по безопасности и противодействию коррупции и по образованию и науке сейчас вместе с Министерством просвещения и Росгвардией прорабатывают вопрос о необходимых изменениях в Постановление Правительства и к перечню требований к тем, кто охраняет детские сады и школы. И очевидно, что нужно, чтобы эти требования были выполнимы не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах, на отдаленных территориях. И в этих требованиях обязательно должны быть критерии физической и психологической подготовки сотрудников ЧОПов», — резюмировал заместитель Председателя ГД.

Последние вопросы по теме: «Охрана образовательных учреждений закон»

Может ли охранник школы не пускать в учреждение граждан, не предъявляющих паспорт?

Добрый день. Мой сын учится в школе, в 9 классе.

Завуч вызвала меня, необходимо было обсудить сдачу ОГЕ. Охранник на входе потребовал предъявить паспорт. Когда я ему свой паспорт предъявил, он стал переписывать все данные с паспорта себе в журнал. Когда я его спросил на каких основаниях он записывает мои данные — он ответил что с распоряжения директора, но никакого приказа и т.п. не предъявил.

1. Меня интересует вопрос в праве ли он записывать мои персональные данные себе в журнал, который лежит у него на столе (обычный стол около входа в школу) и находится в доступе всем когда охранник отлучается со своего рабочего места? Без записи в журнал он не пропускал меня (соответственно нарушая Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ). Т.к. ситуация повторяется при каждом посещении школы. Учителя которые находились в этот момент в фойе узнавали меня и здоровались.

2. При другом посещении школы (я специально раньше ушел с работы, мне понадобилось подойти к классной руководительнице, её не предупредил т.к. освободился случайно) охранник меня не пропускал в школу, т.к. директор велел сегодня никого не пускать в школу. И в следствии этого классная руководительница получила выговор за то, что я пришел без предупреждения! Насколько это правомерно?

Юрист: Максим Смирнов сейчас offline

Действия образовательного учреждения основаны на нормах законодательства. 

Приказом Федерального агентства по образованию № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу. При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации,системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно Стандарту безопасности общеобразовательной организации  основными требованиями по обеспечению антитеррористической защищенности общеобразовательных организаций являются, в том числе: наличие физической охраны в общеобразовательной организации, осуществляемой охранными организациями (подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел, либо подразделениями ФГУП «Охрана» МВД России по Ульяновской области, либо частными охранными организациями, осуществляющими охранную деятельность не менее трех лет, имеющими лицензию на ведение охранной деятельности), или иными лицами, состоящими в штате образовательного учреждения; наличие системы видеонаблюдения в здании общеобразовательной организации с численностью более 100 обучающихся, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны (центральный вход, крыльцо, холл первого этажа) на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток; наличие пропускного режима для прохода в здание общеобразовательной организации работников и обучающихся, обеспечиваемого путем привлечения на договорной основе частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел (далее — охранные организации), в том числе за счет внебюджетных средств, либо назначенными на основании распорядительного акта общеобразовательной организации работниками данного общеобразовательной организации (далее — лица, ответственные за охрану).

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Как следует из п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Таким образом,  требование об организации охраны является обязательным.

Работа с персональными данными в данном случае основана на законе. 

Опубликовано 09.11.2014 — 12:03 —

Часто родители учащихся задают вопросы, связанные с правомерностью сбора пожертований на охрану школы. Попыталась разобраться в данном вопросе, чтобы ответить назлободневные  вопросы.

Скачать:

Вложение Размер
shkolnaya_okhrana_ostryy_vopros.docx 18 КБ

Предварительный просмотр:

Острый вопрос: охрана в школе

     Вопрос об охране в школе стоит в наше время остро. Дело в том, что многие родители обучающихся   не понимают ее необходимости и  не знают источников финансирования. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе на примере Селятинской школы № 1.

Безопасность

    Канули в Лету беззаботные времена, когда порядок в школах поддерживали дежурные классы, а воровство считалось происшествием вселенского масштаба. Теперь потенциальная угроза жизни и здоровью школьников растет пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей. Именно необходимостью, а не модой вызвано появление у дверей школ, гимназий и прочих учебных заведений фигуры охранника. «Школа охраняется» звучит для иных родителей так же магически, как «граница на замке». Какие функции выполняет школьная охрана, действительно ли она отвечает за  жизнь и здоровье наших детей?

   На этот злободневный вопрос нам ответила директор Селятинской школы № 1 Попова Наталья Николаевна: «Наша школа – это гордость поселка, красивая, хорошо оборудованная, большая. Но за огромной пришкольной территорией и четырьмя этажами самой школы нужен контроль, поэтому школе необходима охрана. Она выполняет множество функций: не пропускает посторонних на территорию школы, следит за безопасностью детей и школьного имущества. Примеров необходимости охраны множество: в прошлом году во время ремонта школы грабители пытались увезти из школы новую плитку для полов, именно охрана остановила их и сохранила школьное имущество. Или во время праздников часто пьяные пытаются проникнуть внутрь школы на детские дискотеки, а охрана стоит на страже. Что бы смогли сделать в данном случае дежурные учителя или учащиеся? Буквально месяц назад охрана предотвратила попытку взлома кабинета информатики, когда бандиты пытались разрезать оконное стекло, чтобы вынести школьные компьютеры. Благодаря охране учителя не боятся отпускать детей в туалеты на уроках, зная, что школа охраняется и чужих нет. Работа охраны в школе не всегда заметна глазу родителей. Но, поверьте, она огромна и крайне необходима. Хорошо, что многие родители нас поддерживают и понимают всю сложность и ответственность данной работы».

    Итак, охрана здоровья и безопасность учащихся – одна из главных школьных задач.

Вот пример должностной инструкции охранника одной из школ РФ:

1. Охранник обязан перед наступлением на дежурство проверить все выходы в здание объекта. Убедиться, что все они заперты и их невозможно открыть снаружи, осмотреть прилегающую территорию.

2. Находиться неотлучно на своем посту с 7.00 до 19.00 часов.                                                      3. Покидать свой пост в случае необходимости только при условии подмены его на время отсутствия вторым охранником или представлением администрации школы.

 4. Запуск в здание объекта работников объекта и родителей с детьми производить только по специальности пропускам (паспортам) в соответствии с образцом.

 5. Запуск посторонних лиц строго запрещен. Все лица, не имеющие пропуск, являются посторонними.

 6. Вход родителей в школу для беседы с учителем осуществляется по предъявлению пропуска (паспорта)  охраннику и сопровождается дежурным учителем с соответствующей записью в книге регистрации или учитель приглашается на вахту для встречи с посетителем.

 7. Данные всех посетителей заносятся в специальный журнал.

 8. При обнаружении на территории объекта и прилегающей к нему территории бесхозных предметов (сумок, сверток, ящиков и.т.д.), вызывающих подозрение, немедленно сообщить об этом руководству объекта, руководству Охраны, вызывать полицию, принять меры к недопущению к обнаруженному предмету людей.

 9. Во время дежурства охраннику запрещается отвлекаться на построение разговоры.

 10. По окончании дежурства обо всех выявленных недостатков докладывать руководству объекта и делать запись об этом в постовой ведомости.

  11. При чрезвычайных происшествиях (пожар, стихийное бедствие и т.д.) действовать по соответствующим инструкциям и планам, находящимся на объекте, предварительно их изучив».

Юридический аспект

     В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение должно создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Финансирование деятельности муниципальной школы осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом выделяемых из бюджета субъекта РФ субвенций в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Дополнительные к региональным нормативы могут быть установлены органом местного самоуправления.

   Это означает, что охранное предприятие, с которым школа (от лица директора) заключает договор, не входит в часть расходов, финансируемую из бюджета Московской области или Наро-Фоминского района. Получается, что охрана нужна, а средств на оплату нет. Как же выйти из сложившейся ситуации?

      Как следует из пункта 3 статьи 101 Закона РФ «Об образовании», организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

    Вышесказанное означает, что МАОУ Селятинская СОШ № 1 обязана обеспечить безопасные условия обучения в школе, исходя из имеющегося бюджета — путем найма на работу охранников или иных сотрудников, отвечающих за безопасность. Школа вправе заключить договор гражданско-правового характера с охранной организацией в пределах имеющихся дополнительных средств, привлеченных за счет предоставления дополнительных услуг или получения добровольных пожертвований.

Финансовый аспект

     Если у школы нет средств на охрану, родители вправе по своей инициативе, на добровольной основе заключить договор с охранной организацией. В Селятинской школе № 1 есть активные члены родительских комитетов классов, множество неравнодушных родителей, готовых оказывать посильную помощь образовательному учреждению. При их поддержке на заседании Управляющего Совета 22 мая 2014 был создан Попечительский совет, в который вошли родители обучающихся из разных классов. Представители Совета собирают и  вносят на счет фонда добровольные пожертвования или платежи, определенные уставом фонда, и платят средства непосредственно на счет охранной организации со счета созданного фонда безналичным путем.

     Иными словами, Попечительский Совет – это распорядитель и контролер поступающих пожертвований и спонсорских средств. Решение школы (родительского комитета) — договор — расчетный счет — отчет использования денежных средств.

    Подробно ознакомиться с функциями и работой Совета можно в  «Положении о Попечительском Совете», деятельность которого регламентирована следующими нормативными актами: Закон «Об образовании» от  29.12.2012 №273-ФЗ и нормативными базами создания и деятельности Попечительских Советов.

       Так что в Селятинской школе № 1 вопрос об оплате охранных услуг  разрешен правильно.

Лариса Сергеевна Кузнецова,

классный руководитель 6 а класса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали,…

Практика чтения для 7-11 классов обычных школ (текст, вопросы, заполнение таблицы)

Текст заимствован из приложения к ИЯШ «Методическая мозаика», автор текста Е.В. Измайлова, школа с углубленным изучением английского языка №1289, г.Москва. Уровень сложности – от 7 класса и выше (обыч…

«Школа рекламы книги – основа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования читательской культуры»

Данный проект рассчитан на обучающихся 3-4 классов. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 3-4–х классов через использование совместных форм работы семьи и…

Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д…

Общешкольное родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики опасных зон воспитания.»

Данное родительское собрание было нацелено на решение острых проблем, волнующих в настоящее время семью и школу….

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения

Статья расскрывает проблемы и возможности взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания, обучения, организации совместной деятельности классного руководителя, детей и их родителей….

Тест «Знания учащихся начальной школы по вопросам персональных данных»

В данном тесте учащимся начальной школы предлагается ответить на вопросы о том, что такое персональные данные, как часто они заходят в социальные сети  и пользуются компьютером, планшетом и тд, м…

  • Мне нравится

 Общество00:00, 14.08.2021

Министерство образования и науки Республики Татарстан готовится получить 5,4 млрд рублей на оснащение системами безопасности школ и «вылечить» родителей от боязни за своих детей

Фото: Максим Платонов

Власти Татарстана запросили 5,4 миллиарда рублей на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности общеобразовательных школ после майской трагедии в 175-й гимназии Казани. Ожидается, что в начале осени будут разыграны первые тендеры на охрану школ среди частных охранных предприятий. Есть большая вероятность того, что в этом году родителей освободят от охранных обременений и им не придется платить взносы на эти цели. Между тем страх перед угрозой повторения стрельбы в школе до сих пор сильно тревожит казанцев, став второй по распространенности фобией в Татарстане, отмечается в исследовании «Национального индекса тревожностей», подготовленного московской компанией развития общественных связей (КРОС).

Чего боятся директора казанских школ

К началу этого учебного года казанские школы готовятся с большим чувством тревоги. Мало кто из директоров признается в своих страхах, но они есть. Причем опасения возникают сразу по нескольким причинам. С одной стороны, именно руководителям школ предстоит убеждать педагогический коллектив в необходимости тотальной вакцинации. В этой связи у них есть опасение, как бы не «потерять» из штатной обоймы «сомневающихся» учителей-предметников. Ведь не все педагоги цепляются за эту сложную работу, а найти им замену не так-то и легко.

Но еще больше руководство боится допустить вспышку заражения среди учителей и детей в течение учебного года.

— Лично меня как руководителя волнует то, чтобы максимальное количество сотрудников школы сделали прививки от ковида, — рассказала «Реальному времени» директор одной из казанских школ, пожелавшая остаться неназванной. — Чтобы не было распространения этой инфекции. Чтобы дети учились в штатном режиме. Вот меня сильно волнует этот вопрос.

Фото: Максим Платонов

Кстати, о подготовке школ к 1 сентября с точки зрения безопасности с «Реальным временем» практически никто из директоров не согласился разговаривать. Похоже, что в силу недавних трагических событий в школах предпочитают пока не фокусировать внимание СМИ на этом моменте. По крайней мере, несколько опрошенных нами директоров отказались от общения с прессой, ссылаясь на необходимость согласования комментария с Управлением образования Казани.

Возможно, ответы на некоторые вопросы даст традиционный августовский педсовет, который состоится чуть позже, к концу августа.

О чем говорят родители

А между тем, родителей всерьез волнует безопасность детей в школе. В исследовании «Национальный индекс тревожностей», подготовленном федеральной коммуникационной компанией КРОС по итогам второго квартала 2021 года, говорится, что одна из главных фобий жителей Татарстана — это недостаточная защита детей в школах. Результаты исследования имеются в распоряжении «Реального времени».

И тут обнаружился интересный социологический факт. Если в большинстве мегаполисов страны главные страхи людей связаны с приходом третьей волны коронавируса или, например, вакцинацией, то в шкале тревожности у жителей Татарстана на первом месте именно страх за детей в школах. А вот третья волна коронавируса и вакцинация в нашей республике лишь замыкают десятку. Иначе говоря, страх за детей у татарстанских родителей перекрывает все глобальные угрозы мира.

Казанская школа №175. 11 мая 2021 года. Фото: Максим Платонов

Причина повышенной тревожности очевидна — трагедия, потрясшая страну, случилась в Казани, объясняют исследователи КРОС. «11 мая 2021 года в Казани 19-летний Ильназ Галявиев (бывший ученик гимназии №175) убил и ранил десятки детей и взрослых. В школе не было охраны — только вахтерша, которая успела нажать «тревожную кнопку» Росгвардии. Во многих регионах родители жаловались в соцсетях, что в школах нет подготовленных охранников, помещения охраняются вахтерами, зачастую пожилыми. В зданиях не работают рамки металлоискателей, турникеты и кодовые замки. Минпросвещения направило в регионы рекомендации по усилению мер безопасности в детских садах, школах и колледжах. В частности, от руководства образовательных учреждений требовалось провести проверки состояния защищенности организаций, организовать разъяснительную работу в педагогических коллективах, говорится в пояснении к рейтингу страхов жителей республики.

Где родители платят — там профессиональная охрана и есть

Наталья Фролова, председатель республиканского родительского совета при МОиН РТ подтверждает, что страхи у родителей еще остались. Она напомнила, что до сих пор дополнительные меры безопасности оплачивались из их кармана.

«Там, где семьи готовы были вкладываться и содержать ЧОП при школе — там и есть профессиональная охрана», — констатировала она. Как в этом году будет решаться вопрос с финансированием охраны на уровне республики — до республиканского родительского совета пока не доводили, сообщила Фролова.

Тем не менее после публикации сенсационных выводов КРОС республиканский родительский совет при МОиН РТ провел собственный опрос татарстанских родителей. Им был предложен внушительный ассортимент ужасов и страхов, из которых нужно было выбрать самые «сильнодействующие». В опросник включили страхи социальные (террор, война, вакцинация), личные (потеря близких, болезнь, боязнь темноты, высоты, воды), профессиональные (остаться без работы, отсутствие перспектив, опоздать на работу).

Среди вопросов были и экзотические. Например, «боюсь что в Татарстане выкачают всю нефть и начнутся землетрясения» или «боюсь людей, когда они задают вопросы», или «боюсь, когда горит газовая плита». А среди личностных характеристик есть и такой страх, как «остаться без совести».

За первые два дня в опросе приняли почти две сотни человек, исследование еще продолжается.

Фото: Олег Тихонов

Первые результаты показали, что в системе страхов татарстанцев главенствует боязнь потерять ребенка. В пользу этого проголосовало больше всего опрошенных. «Каково ваше мнение по поводу безопасности в школе? Что нужно изменить в системе безопасности детей в образовательных организациях?», — спрашивали у родителей. Большинство ответило, что надо усилить безопасность, нанять профессиональную охрану. Родители — за то, чтобы ставить в школах видеонаблюдение. Многие высказываются и в пользу охраны сельских школ.

В Министерстве образования и науки Татарстана сообщили «Реальному времени», что в адрес Минпросвещения России направлена заявка: чтобы оснастить все 3 600 образовательных учреждений республики охранными системами, потребуется 5,4 млрд рублей. К этому моменту Министерство образования Татарстана провело предварительный аудит существующей системы безопасности в школах и оценило необходимые расходы на ее модернизацию.

Детальный список потребностей не разглашается, так как эти данные относятся к ДСП. Но согласно стандартам безопасности, которые закреплены в федеральном законодательстве, здание школы и прилегающие территории должны быть оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией. Основной центр контроля должен располагаться в отдельной комнате с пультом охраны на первом этаже здания. Здесь аккумулируются данные, получаемые с систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в Росгвардию. Плюс к этому основные входы по периметру здания должны быть оснащены системой управления и контроля доступа, а непосредственно на входе в здание школы ставятся металлоискатели. По оценкам Министерства образования, затраты на оснащение одной школы могут составлять в среднем от 150 млн до 300 млн рублей. Сказать точно сложно, так как уровень оснащенности школ различен и зависит от активности непосредственного руководителя.

Фото: Максим Платонов

В «старых» школах начали оборудовать пульты охраны

Как выяснило «Реальное время», процесс переоснащения все-таки идет в некоторых школах Казани, но его инициируют сами директора.

казанские школы готовы оплачивать услуги охраны по средней цене 80 рублей в час, тогда как сами ЧОП требуют 150 рублей. Фото: Максим Платонов

Остальные игроки называли заоблачные расценки, но мало кто мог объяснить, что же входит в эти услуги. В основном высокая стоимость связывалась с ношением оружия.

— А они видели, сколько платят учителям? — негодует директор одной из казанских школ. — За эти деньги можно с вертолета следить за несколькими школами, а не сидеть, пузо наращивать за пультом…

ОбществоОбразованиеВласть Татарстан

Организация охраны в общеобразовательной школе – комплексная задача, которая в нашей стране, как правило, делегируется частным охранным предприятиям. Система безопасности учебного учреждения имеет свою специфику и требует профессионального подхода, при котором будут учтены особенности объекта, режим его функционирования и другие параметры, прямо или косвенно влияющие на безопасность детей и персонала школы.

Тщательное планирование и организация комплексной системы охраны, внедрение пропускного режима, обеспечение порядка на территории – всё это используется в качестве базовых мер безопасности школы. При разработке защитных мероприятий сотрудники ЧОПа обязательно учитывают, что угроза теракта в образовательном учреждении выше, чем на многих других объектах. Поэтому традиционный пост охраны – минимально необходимая, но недостаточная мера безопасности, особенно для школ, расположенных в регионах с неблагополучной криминогенной обстановкой.

image
image
image

Несмотря на это, частый вопрос, возникающий у обывателя: «Есть ли реальная необходимость в привлечении ЧОПа для охраны школы?» Учитывая немалую стоимость услуг таких компаний, многие учебные заведения (особенно в регионах) решают эту задачу своими силами. Есть стереотипное мнение, будто со всеми вопросами безопасности может справиться обычный вахтёр или сторож. Практика не раз показывала, что эффективная система безопасности может быть реализована только с привлечением подготовленных специалистов с соответствующими навыками. При выборе исполнителя рекомендуем отдавать предпочтение состоявшимся авторитетным ЧОПам, имеющим опыт организации подобных охранных мероприятий, или вневедомственной охране при ОВД.

Специфика охраны школы

Внедрение системы безопасности общеобразовательной школы начинается с создания концепции, которая ориентирована на базовую задачу – защиту детей. Это выставляет особые требования как к режиму охраны, так и к предпринимаемым охранниками мерам. Концепция безопасности общеобразовательных учреждений подразумевает решение ряда задач, а именно:

  • контроль порядка и соблюдения внутренних правил, действующих в школе;
  • охрана жизни и здоровья детей, учителей и персонала от любых посягательств изнутри и извне;
  • охрана материальных ценностей и собственности школы, учеников, учителей и персонала.

Разрабатываемая специалистами частной фирмы концепция безопасности в обязательном порядке согласовывается с директором школы и должностными лицами, которые отвечают за безопасность в школе. При наличии в учебном учреждении начальника службы безопасности (что на практике бывает очень редко) ЧОП налаживает тесное взаимодействие с ним. Если же в школе не предусмотрена такая должность, то эти функции берёт на себя начальник охраны объекта, являющийся сотрудником ЧОПа. При этом должны быть выработаны такие механизмы взаимодействия, которые сделают систему безопасности максимально эффективной. Начальник охраны налаживает контакт с замдиректором, социальным педагогом и школьным психологом. Это необходимо, чтобы охрана имела объективную картину, что происходит в школе, какие отношения складываются между учащимися и какие риски актуальны для конкретного учебного заведения в данный момент.

image

Не секрет, что в общеобразовательных школах сами ученики нередко являются источником опасности друг для друга. Речь идёт не только о нарушениях внутреннего распорядка и внутриобъектного режима, но и об административных правонарушениях и даже уголовных преступлениях. В частности, такое явление как буллинг (травля) нередко приводит к конфликтам с нанесением физических увечий, которые могут быть классифицированы как телесные повреждения средней тяжести. Поэтому в задачи охраны входит не только патрулирование территории и соблюдение пропускного режима, но и контроль безопасности каждого отдельного ученика. При этом охранники не должны вмешиваться в педагогический процесс, а вступать в дело только в том случае, если ученикам грозит реальная опасность.

Ещё одна актуальная проблема, которая обязательно должна учитываться ЧОПом при внедрении системы безопасности, заключается в том, что сами педагоги редко заботятся о безопасности, что приводит к печальным последствиям. Поэтому одна из задач начальника охраны объекта – наладить работу с учителями через завучей и других должностных лиц во избежание эксцессов. В ситуации, когда персонал общеобразовательных школ не готов и не желает участвовать в обеспечении безопасности объекта, эти задачи полностью ложатся на охранное предприятие.

image
image
image

Внедрение эффективной системы защиты школы должно сопровождаться введением соответствующих норм и правил через официальную документацию. В документах подробно прописываются базовые положения, описывающие меры охраны объекта, действующий внутриобъектовый режим и порядок функционирования отдельных элементов системы безопасности. В список обязательной документации входит наблюдательное дело. Также должны быть составлены:

  1. Положение о пропускном и внутриобъектном режиме.
  2. Инструкции для персонала относительно реализации действующего режима безопасности.
  3. Информация для учащихся и работников общеобразовательной школы относительно функций службы охраны.

Организация постов охраны и других мер безопасности

Посты охраны являются базовыми элементами системы безопасности любого учебного заведения. При организации постов охраны специалисты выявляют зоны повышенной опасности, где и устанавливаются опорные пункты. Весь объект распределяется на зоны, которые классифицируются по уровню опасности. Сюда входит: периметр и территория школы, периметр здания, внутренние помещения.

image

В школе могут быть задействованы следующие меры безопасности:

  • стационарный пост охраны на входе;
  • система видеомониторинга;
  • патрулирование здания и территории;
  • система контроля и управления доступом;
  • охранная сигнализация;
  • опечатывание помещений и др.

Рекомендации по охране школы

Что касается количества и состава охраны, то эти параметры зависят от размера объекта и численности учащихся. Ниже представлены рекомендации, на которые ориентируются ЧОПы:

1. В учреждениях, где учится менее 500 человек, задействуется 1 старший смены, 1 оператор видеомониторинга и 2 патрульных. При большем числе учащихся количество задействованных сотрудников должно быть пропорционально увеличено.

2. Охранник должен нести службу в режиме сутки через трое. Каждый чоповец, заступивший на службу, имеет право на 4-часовой отдых в ночное время.

3. В качестве патрульных рекомендуется отдавать предпочтение женщинам-охранникам, так как они отличаются повышенной внимательностью в отношении детей и лучше ориентируются в особенностях детской психологии. На стационарном посту охраны предпочтительней разместить физически подготовленных мужчин, которые смогут оказать сопротивление нарушителям порядка. При этом сотрудники ЧОПа, задействованные для охраны общеобразовательных школ, не должны иметь вредных привычек.

4. Перед тем, как заступать на службу, охранники должны пройти специальную подготовку для корректного обращения и коммуникации с детьми. Высокую отдачу показывает инструктаж, проведенный инспектором полиции по делам несовершеннолетних. В идеале начальник охраны должен активно взаимодействовать с инспектором, чтобы знать обо всех правонарушениях, совершенных подростками в непосредственной близости от учебного заведения.

Охрана общеобразовательной школы – задача, к решению которой следует привлекать исключительно профессионалов. К сожалению, практически на всём постсоветском пространстве к этому вопросу руководство образовательных учреждений относится поверхностно, ограничиваясь в лучшем случае одним постовым охранником, а в худшем – сторожем-вахтёром, неспособным обеспечить адекватный уровень безопасности. Поэтому для организации качественной системы безопасности учебного заведения настоятельно рекомендуется привлекать частные охранные компании, имеющие соответствующий опыт. Квалифицированные специалисты, знакомые с особенностями учебных объектов, выработают результативную систему безопасности и в кратчайшие сроки внедрят её. В зависимости от бюджета, который школа готова потратить на безопасность, ЧОПы предлагают адекватные меры защиты, которые обеспечат безопасность жизни и здоровья учеников, учителей и персонала, а также сведут до минимума вероятность краж, порчи имущества и других правонарушений.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий