Статья 270 КАС РФ 2021. Подача административных исковых заявлений, связанных с административным надзором

Административный надзор — это новая мера, предусмотренная для людей, отбывших уголовное наказание. Надзор предполагает, что за освобожденным наблюдает полиция, а сам он подвергается некоторым ограничениям. Разберемся, в чем именно состоят эти ограничения и каковы полномочия сотрудников МВД при осуществлении надзора. 

  • Причины принятия ФЗ об административном надзоре
  • Задачи ФЗ 64-ФЗ «Об административном надзоре»
  • В чем именно состоит административный надзор?
  • За кем устанавливается административный надзор после отбытия наказания
  • Порядок, установленный приказом 818 об административном надзоре
  • Сроки по закону об административном надзоре
  • Иные виды административного надзора

Причины принятия ФЗ об административном надзоре

image

Понятие «административный надзор» по отношению к лицам, недавно отбывшим наказание, было введено в российское законодательство с принятием в 2011 году федерального закона «Об административном надзоре…» от 06.04.2011 № 64. Ранее это понятие тоже употреблялось, однако речь шла прежде всего о контроле соответствующими органами федеральной, региональной и местной администрации различных видов экономической деятельности. С другой стороны, подобный вид надзора существовал еще во времена СССР на основании положения, принятого в 1966 году (было отменено в 2009 году).

Основной причиной принятия нового закона и введения понятия административного надзора является высокий уровень рецидивов среди лиц, уже судимых и понесших наказания. До половины преступлений, фиксируемых МВД РФ, совершается именно лицами, ранее лишавшимися свободы. Особенно велик процент рецидивистов среди отбывавших наказание сроком от 3 до 10 лет. Чтобы побороть тенденцию, решено было дополнить систему наказаний административным надзором со стороны полиции за теми, кто уже освобожден, но чья судимость еще не снята.

Задачи ФЗ 64-ФЗ «Об административном надзоре»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ в статье 2 прямо устанавливает задачи, которые выполняет административный надзор:

  1. Предотвращение новых нарушений закона наиболее опасными категориями преступников.
  2. Индивидуальное воздействие на судимых граждан с целью их исправления.

В чем именно состоит административный надзор?

Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано в силу ст. 11 ФЗ № 64:

  1. Не менять место жительства или работы, не уведомив сотрудников МВД.
  2. По первому же вызову являться и давать объяснения, если возникают вопросы по соблюдению режима надзора.
  3. Сообщать обо всех поездках за пределы города или района.

Кроме того, на поднадзорного дополнительно могут быть наложены обязанности, предусмотренные ст. 4 ФЗ № 64:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • быть дома в определенное время (например, по ночам);
  • не посещать определенные места (питейные заведения, школы, детские сады, рынки, вокзалы и т. п.);
  • являться не по вызову, а по определенному графику не менее 1 раза за месяц и т. д.

Конкретный режим, который должен соблюдать поднадзорный, определяется исходя из его личных данных и обстоятельств, при которых он ранее совершил преступление. Ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, могут быть как усилены, так и ослаблены (решение принимается начальником УВД/РОВД, на территории которого проживает поднадзорный).

За кем устанавливается административный надзор после отбытия наказания

Согласно ст. 3 ФЗ  64 надзору подвергаются лица, у которых не снята и не погашена судимость за совершение преступлений:

  • относящихся к категории тяжких или особо тяжких;
  • умышленно совершенных против детей и подростков;
  • совершенных при рецидиве.
  • двух и более преступлений в сфере оборота наркотическими средствами.

В отношении этих лиц административный надзор устанавливается, если соблюдены следующие условия:

  1. Находясь в местах лишения свободы, осужденный злостно нарушал внутренний порядок.
  2. Уже освободившись, человек за год совершил два и более нарушения общественного порядка и был привлечен за это к административной ответственности.

При этом есть категории лиц, для которых административный надзор устанавливается в любом случае. К ним относятся:

  • совершившие половые преступления против несовершеннолетних (сюда же относятся и люди, страдающие педофилией, но при этом признанные судом вменяемыми);
  • совершившие преступления, относящиеся к категории опасного или особо опасного рецидива;
  • совершившие ранее, во время нахождения под административным надзором, преступление, за которое были направлены в места лишения свободы.

Порядок, установленный приказом 818 об административном надзоре

Нормы ФЗ № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года конкретизируются ведомственным приказом МВД «О порядке осуществления…» № 818 от 8 июля 2011года. Этот документ устанавливает порядок действий ответственных лиц, осуществляющих административный надзор. В соответствии с приказом, сотрудники МВД из соответствующих подразделений:

  • ведут дела на лиц, в отношении которых судом введена такая мера, осуществляют регистрацию и учет поднадзорных;
  • при необходимости запрашивают документы из колоний, где поднадзорные отбывали наказание;
  • истребуют материалы о поведении поднадзорного по месту его проживания или работы;
  • вызывают и опрашивают лицо, подвергнутое административному надзору, проводят с ним профилактические беседы, разъясняют его права и обязанности;
  • оформляют маршрутные листы при переезде поднадзорных.

Основная же тяжесть работы по осуществлению административного надзора ложится на участковых. Именно они осуществляют фактический контроль за соблюдением ограничений поднадзорными, контролируют их по месту жительства не реже чем раз в месяц и при необходимости задерживают нарушителей.

Подпишитесь на рассылку

Задержание и наблюдение за поднадзорными, находящимися на улицах, осуществляют также сотрудники ППС. Фактически тем или иным образом в осуществление административного надзора включены дополнительно линейные отделы на транспорте, уголовный розыск, ГИБДД и другие структуры МВД (без отрыва от основных задач).

Сроки по закону об административном надзоре

Административный надзор устанавливается только судом в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ — новым нормативным актом, введенным в действие в 2015 году. Заявление о введении надзора могут подать:

  1. Администрация учреждения, где лицо отбывало или еще отбывает наказание (надзор может устанавливаться и заранее — в этом случае он вступает в действие с момента освобождения).
  2. Органы МВД.

Минимальный срок административного надзора составляет 1 год и по заявлению контролирующих органов МВД может продлеваться (но не свыше времени, установленного для того, чтобы судимость была погашена). Исключением являются педофилы: для них надзор устанавливается на тот же срок, что и медицинские меры, и время погашения судимости в этом случае обозначает лишь минимальный период.

Административный надзор может быть снят досрочно. Решение здесь тоже принимает суд, а заявление может подать как сам поднадзорный или его адвокат, так и контролирующий сотрудник МВД. Для этого требуются следующие условия:

image
Скачать форму заявления
  1. Должно пройти не менее половины срока надзора.
  2. Поднадзорный должен положительно характеризоваться и выполнять все установленные обязанности.

Если суд отказал в досрочном снятии надзора, новое заявление может быть подано не ранее чем через полгода.

Кроме того, административный надзор может быть снят досрочно в следующих случаях:

  1. С поднадзорного снята судимость.
  2. Человек вновь совершил преступление и по приговору суда отправился отбывать наказание (в этом случае за его поведением будут следить уже сотрудники не МВД, а ФСИН, деятельность которых не включается в понятие административного надзора).

Если поднадзорный находится под стражей или безвестно отсутствует, срок приостанавливается.

Иные виды административного надзора

Понятие административного надзора шире, чем контроль за поведением осужденных. Дополнительно этим термином может обозначаться:

  • надзор, осуществляемый государственными органами в отношении различных отраслей деятельности (к примеру, финансовой);
  • надзор сразу за несколькими сферами общественной жизни.

Также административный надзор (в широком значении) включает в себя:

  • таможенный надзор;
  • сертификационный надзор;
  • промышленный надзор и т. д.

Именно поэтому, говоря об административном надзоре, часто необходимо уточнять, о чем конкретно идет речь.

***

Таким образом, рассматриваемая процедура призвана ограничить возможность вышедшим из тюрьмы осужденным осуществлять действия по неконтролируемому перемещению по территории страны, посещению определенных мест, с целью недопущения возможного рецидива.

В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.

Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Максимальный срок административного надзора

Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.

Если лицом было:

Читайте также:  Страхование жизни и трудоспособности заемщика

  • совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • имелся рецидив преступлений;
  • лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,

Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.

Если лицом было совершено:

  • умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
  • имелся опасный или особо опасный рецидив;
  • совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
  • если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,

Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.

Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.

Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.

ВАЖНО: стоит отметить, что не всегда может быть установлен надзор, если лицо, например, совершило тяжкое преступление. Более подробно о том, в каких случаях устанавливается надзор, смотрите ниже в разделе «как избежать надзора после освобождения».

ФЗ № 64: официальный текст и основные положения

Первая редакция законопроекта относится к 2011 г. Тогда его одобрили депутаты Госдумы. ФЗ 64 определяет, кто попадает под надзор, каким образом он может осуществляться, какими полномочиями наделены официальные структуры, ведущие наблюдение. Также официальный текст содержит сведения о возможных ограничениях, накладываемых на лиц, ранее нарушавших закон.

Законопроект представлен 4 главами, каждая из которых содержит подпункты:

  1. В эту главу включены статьи с 1 по 5. В ней представлены сведения о главных положениях проекта, перечислены цели административного надзора, составлен список граждан, попадающих под государственный контроль. Также в первых статьях дан перечень ограничений, налагаемых на тех, кто находится под надзором, и приведен срок, в течение которого он осуществляется.
  2. Вторая глава включает информацию о введении, условиях пролонгации, прекращении и способах исполнения надзора.
  3. Третий раздел определяет права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за нарушителями закона. Установлены границы допустимого для служб внутренних дел при исполнении надзора.
  4. В последней главе законопроекта отведено место лишь заключительным положениям, регламентирующим его вступление в силу.

В отношении кого устанавливается надзор

Проект определяет круг лиц, подлежащих строгому контролю со стороны государственных органов. В первую очередь под наблюдение попадают граждане, ранее осужденные за преступления:

  • тяжкие и особо тяжкие;
  • намеренные злодеяния в отношении ребенка;
  • рецидивы.

Постоянного наблюдения не миновать освобожденным заключенным, если во время отбывания тюремного срока они неоднократно нарушали правила исправительного учреждения либо в течение 12 месяцев больше двух раз были пойманы на административных правонарушениях.

Государственный контроль распространяется на освободившихся осужденных граждан, если они находились в местах лишения свободы за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Перечень возможных ограничений

Ограничения при административном надзоре обычно не действуют в обязательном порядке. В некоторых случаях их могут сначала назначить, а затем отменить (частично либо полностью) по решению суда. Решение принимается, исходя из того, какой образ жизни ведет освободившийся заключенный и соблюдает ли он законодательные нормы. В случае если бывший преступник ведет себя не лучшим образом, ограничения дополняют и продляют.

Читать так же: ФЗ о тишине в 2021 году

На гражданина, находящегося под усиленным наблюдением, чаще всего накладывают ограничения:

Читайте также:  Отказ от освидетельствования на алкогольное опьянение

  • запрет на нахождение в некоторых местах;
  • запрет на посещение и участие в мероприятиях, которые собирают большое количество людей;
  • ограничение на выход из дома после установленного времени (чаще в ночное время суток, например, с 21.00 до 7.00);
  • запрет покидать город (регион, страну), если суд установил определенные границы для поднадзорного.

Достаточно часто освободившимся заключенным предписывают обращаться в отделение полиции по месту жительства несколько раз в месяц, чтобы подтвердить факт своего присутствия в населенном пункте.

Скачать текст закона

Полный список ограничений и условия ведения контроля за гражданами, ранее отбывающими тюремный срок, представлен в тексте законопроекта. Вы можете скачать закон об административном надзоре по следующей ссылке.

Как снять надзор после освобождения?

После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:

  • заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
  • до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
  • в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.

Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.

ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке

Процедура установления административного надзора

Порядок установления судимому лицу ограничений в рамках административного надзора регулируется главой 29 Кодекса административного производства РФ.

Решение выносится по результатам рассмотрения иска. Административным истцом по таким делам является руководитель УМВД, административным ответчиком – освободившийся из мест лишения свободы гражданин. Иск подается в районный суд по месту жительства ответчика, как и по общему правилу в гражданскому процессе. Если административный иск подается исправительным учреждением при освобождении лица из колонии, то это будет районный суд по месту нахождения этой колонии.

В соответствии со ст. 271 КАС РФ, в административном исковом заявлении должно быть указано:

  • наименование суда, в который обращается административный истец.
  • данные об истце и ответчике, включая место проживания, количество приговоров, по которым осуждался ответчик. Если гражданин не имеет постоянного места жительства или прописки, разрешается подать заявление по месту нахождения, где человек больше всего проводит время, ночует и т.д. Об этом тоже необходимо указать.
  • основания для установления административного надзора в соответствии с Федеральным законом – правонарушения, рецидив и т.д.
  • срок административного надзора, на который, по мнению административного истца, необходимо установить надзор, а также виды ограничений.

К исковому заявлению необходимо приобщить приложение — копии приговоров, постановлений об административных правонарушениях, рапорт-характеристика, а также документ, подтверждающий вручении копии искового заявления ответчику.

В отличие от общих положений гражданского судопроизводства, данное исковое заявление не может быть оставлено без движения, даже если обязательные рекомендации по содержанию не соблюдены. Недостатки устраняются при непосредственном рассмотрении административного дела. В то же время, возвратить судья заявление может – к примеру, если оно подписано не уполномоченным лицом или неподсудно данному суду.

Все участники извещаются судом о назначенной дате рассмотрения искового заявления. В судебном заседании принимает участие прокурор, который проверяет обоснованность заявленных требований административного истца и дает свое заключение. Неявка представителя ОВД и прокурора не препятствует рассмотрению дела, а вот ответчик должен быть обязательно. Вместе с тем, в отдельных случаях – к примеру, когда он находится в розыске, его интересы может представлять адвокат, назначенный судьей.

Законом установлено, что обязанность доказывать предмет иска, то есть необходимость в установлении надзора, возложена на истца – представителя органов внутренних дел. Он обязан представить суду доказательства, свидетельствующие об антиобщественном поведении ответчика, его образе жизни, выявленных в ходе проверках негативных обстоятельствах и т.д. В то же время, суду предоставлена возможность принятия решения об установлении надзора на другой срок, нежели было заявлено в иске, а также о других ограничениях.

Напомним, что являться на регистрацию (то есть, отмечаться у участкового) является обязательным ограничением, которое должно быть указано в решении суда.

Заявление об установлении административного надзора должно быть рассмотрено в течение 10 дней со дня поступления, решение изготавливается в день оглашения и вручается сторонам. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней в вышестоящий суд.

Административное исковое заявление об установлении дополнительных ограничений или о продлении срока подается и рассматривается по тем же правилам органом внутренних дел. Подать заявление о частичной отмене установленных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора может сам поднадзорный или его представитель. Таким же правом обладает и прокурор, если ввиду уважительных причин (к примеру, по болезни) гражданин не может самостоятельно обратиться в суд.

Читайте также:  Пошлина за регистрацию по месту жительства

Как избежать надзора после освобождения?

Как мы уже знаем надзор устанавливается при совершении определенных преступлений, а также с учетом того, имелся ли рецидив.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:

  • ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • ♦ имеющий рецидив преступлений;
  • ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами

устанавливается только в том случае, если:

  • лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
  • лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.

С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.

Помощь адвоката по административному надзору

Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые

  • ► проконсультируют по вопросам административного надзора
  • ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
  • ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
  • ► могут представлять Ваши интересы в суде
  • ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме

Как и кем устанавливается административный надзор для осужденных к принудительным работам

В соответствии с изменениями, прописанными в ФЗ №331 от 01.10.2019, течение срока административного надзора теперь приостанавливается для тех граждан, которым заменили часть неотбытого тюремного наказания принудительными работами на срок этих работ (четвертая часть статьи 5 ФЗ №64 от 06.04.2011).

Надзор за гражданами, осужденными на исправительные работы, согласно статье 60.18 УИК РФ, осуществляется администрацией исправительного центра, которая наблюдает и контролирует осужденных. Если действия поднадзорного могут оказаться противоправными, а также угрожают жизни и здоровью окружающих или его самого, гражданина могут поместить в помещения для краткосрочного содержания заключенных на срок до суток.

Межрегиональный интернет-журнал «7×7» Новости, мнения, блоги Андрей Бабушкин

  1. Права человека
  2. Чем опасен административный надзор

Права человека Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7×7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7×7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

Москва, пр. Шокальского, д. 61, корп. 1, 2018 год Москва, 10 июня, в режиме ВКС Рекомендации круглого стола «Проблемы законодательства и правоприменительной практики административного надзора за освобожденными».

В 2011 году был принят Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”. Данным законом был восстановлен институт административного надзора, существовавший в советский период.

Все освобожденные этим законом были разделены на две группы:

  • те, кому может быть установлен административный надзор в случае, если они были признаны злостными нарушителями порядка отбытия наказания либо в течение года совершили два административных правонарушения против порядка управления и общественного порядка и при этом отбывали наказание: а) за особо тяжкие и тяжкие преступления; б) при любом рецидиве преступлений; в) за преступления в отношении несовершеннолетних; г) за преступления, связанные с оборотом наркотических или иных запрещенных законом веществ;
  • те, кому он устанавливается в обязательном порядке: а) лица, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений либо против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, б) либо совершившие преступления во время нахождения под административным надзором, в) либо осужденные по п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 4 ст. 111 УК РФ и некоторых других. 

Поставив под определенный контроль поведение освобожденных и оказав некоторое воздействие на снижение постпенитенциарного рецидива, новый закон создал и достаточно многочисленные и острые новые проблемы.

Хотя административный надзор на предотвращение новых преступлений и имел профилактическое значение, для многих он стал дополнительным наказанием, не предусмотренным Уголовным Кодексом РФ. 

Для ряда категорий освобождаемых назначение административного надзора не зависит от того, как человек вел себя в колонии и в какой мере достигнуты в отношении его цели наказания, включая исправление или недопущение совершения им новых преступлений.

Устанавливаемый для некоторых освобождаемых запрет покидать место жительства после 22:00 препятствует устройству на работу в вечернее и ночное время.

Распространенной является практика, когда сотрудники полиции, чтобы проверить местонахождение поднадзорного, приходят к нему домой в ночное время, поднимают на ноги и пугают малолетних детей и престарелых граждан.   

Известны и случаи, когда сотрудники полиции, вместо того чтобы позвонить поднадзорному по телефону, звонят в звонок или домофон, который на ночь отключен, после чего составляется рапорт о том, что поднадзорный отсутствовал дома в ночное время. Это нарушает права членов семьи поднадзорного на частную жизнь и нормальный сон.

Известны случаи, когда у поднадзорных на почве страха не услышать сигнал телефона или звонка развиваются психические расстройства.

Регулярные ночные визиты полиции в семьи, где проживают поднадзорные, нередко приводит к конфликтам в семьях и разрушению семей.

В особенно сложном положении оказываются лица, которые снимают жилье, так как постоянные проверки поднадзорного приводят зачастую к утрате им жилья.

Не всегда сотрудники полиции проявляют уважительное отношение к лицам, находящимся под административным надзором, правильно выстраивают с ними свои отношения.

Выявлено значительное количество случаев, когда поднадзорные, проживающие в сельской местности и не обеспеченные работой, не имеют средств, чтобы добраться до должностных лиц полиции, которые должны поставить им отметки. В особенно сложном положении оказываются поднадзорны в регионах, где не обеспечена занятость населения: лица, находящиеся под надзором, вынуждены искать себе работу и в связи с этим находиться в разъездах, что расценивается надзорным органом как уклонение от административного надзора.

Устанавливаемые при административном надзоре ограничения чаше всего носят формальный характер и не влияют на характер и мотивы совершения преступления, не выполняя своей профилактической функции.

Формальный характер надзора, отсутствие со стороны полиции помощи поднадзорным лицам в решении их проблем не позволяет ему влиять на снижение преступности.

Необходимо понизить тонус репрессивности законодательства об административном надзоре, ориентировать его на социализацию освобожденных.

Административный надзор также не должен использоваться для воспрепятствования осуществлению политической деятельностью.

Судами часто применяется суммирование административных наказаний, и административно арестованным назначается до 90 или даже до 120 суток ареста. При этом не учитывается то обстоятельство, что специальный приемник для административно арестованных не предназначен для отбытия человеком наказания более чем на один месяц. Участники круглого стола рекомендуют:

Внести изменения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”:

  • Предусмотреть, что первично установленный срок административного надзора не может быть более трех лет;
  • Предусмотреть, что в случае положительного поведения освобождаемого из мест лишения свободы, ранее не отбывавшего наказание, административный надзор в отношении его не устанавливается.   
  • Предусмотреть, что характер ограничений, устанавливаемых поднадзорному лицу, должен иметь индивидуальный характер, зависеть от характера и мотивов совершенного преступления, личности осужденного, интересов потерпевшего.
  • Предусмотреть, что с учетом занятости осужденного надзорный орган вправе пересмотреть ограничения, установленные судом.  
  • Предусмотреть ограничение нахождения на улице в ночное время только в отношении лиц, которые совершили преступление в ночное время, либо лиц, допустивших после освобождения нарушения административного законодательства.
  • Установить, что частота отметки лиц, находящихся под административным надзором, не должна превышать два раза в месяц.
  • Предусмотреть, что запрет на выход за пределы места жительства может быть установлен только для лиц, которые совершили преступление в ночное время либо после освобождения в течение года совершили два правонарушения.   

Верховному суду РФ проанализировав судебную практику по назначению и осуществлению административного надзора, установить:

  • что сроки административного ареста, назначенного за несколько нарушений в сфере административного надзора, не суммируются;
  • что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями со стороны лица, которому установлен административный надзор, необходимо обеспечить индивидуальный подход, тщательно выяснять причины и характер допущенных нарушений.

МВД России:

  • Установить, что при осуществлении контроля за местом нахождения поднадзорного лица в ночное время его вызов из жилого помещения должен осуществляться по телефону или иным способом, не доставляющим неудобства совместно проживающими с ним лицами.
  • Установить, что инспекторы административного надзора обязаны оказывать поднадзорным лицам помощь в трудоустройстве во взаимодействии с социальными службами.
  • Установить, что, если наложенные ограничения препятствуют работе поднадзорного лица, выполнению им своих семейных или гражданских обязательств, инспектор выходит в суд о пересмотре установленных ограничений.  

Оригинал

Мы меняем регионы и вдохновляем людей на изменения. Поддержите «7×7» и независимую журналистику в России.

В 

Федеральный закон N 64-ФЗ от 06.04.2011г.

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

(в ред. от 28.о5.2017)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ст.1В  N 64-ФЗ понятие административного надзора

ст.2 N 64-ФЗВ  задачи надзора

ст.3 N 64-ФЗВ  кому устанавливается надзор

ст.4 N 64-ФЗВ  виды ограничений при надзоре

ст.5 N 64-ФЗВ  срок административного надзора

ст.6 N 64-ФЗВ  порядок установления, продления и прекращения

ст.7 N 64-ФЗВ  продление надзора

ст.8 N 64-ФЗВ  исполнение надзора

ст.9 N 64-ФЗВ  прекращение надзора

ст.10 N 64-ФЗВ  права поднадзорного

ст.11В  обязанности поднадзорного

ст.12 N 64-ФЗВ  полномочия ОВД при осуществлении надзора

В 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей используются следующие основные понятия:

1) административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим законом;

В 

Примечание: административный надзор не является уголовным наказанием. Он не входит в перечень:

– уголовных наказаний (13 видов, перечислены в 44 УК );

иных мер уголовно-правового характера (3 вида, перечислены вВ  Разделе VI УК).

В 

2) административное ограничение – временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим законом;

3) поднадзорное лицо – лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор.

4) место фактического нахождения – избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения.

Статья 2. Задачи административного надзора

Административный надзорВ устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В 

Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

1)В административный надзорВ устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 ст.3, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1).В тяжкого или особо тяжкогоВ преступления;

2). преступления приВ рецидивеВ преступлений;

3). умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

2) Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 ст.3, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

1). совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч.2.1 ст.3,);

2). совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3). совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного:

п.”л” ч.2 105 УК,

п.”е” ч.2 111 УК,

п.”з” ч.2 117 УК,

ч.4 150 УК (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы),

– статьями 205 УК205.5 УК, 206 УК,В 208 УК, 211 УК, 220 УК, 221 УК, 277 УК279 УК, 282 УК282.3 УК, 295 УК, 317 УК, 357 УК, 360 УК и 361 УК,

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч.2.1 ст.3.

2.1)В административный надзорВ устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 ст.3.

Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с законом.

3) В отношении указанного в ч.1 ст.3 лица административный надзор устанавливается, если:

UrlДополнительная информация:

п.15 пленума № 22 В установление надзора для злостных нарушителей

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий