§ 4. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд

Опубликовано 25 апреля 2016 Сфера закупок для государственных или муниципальных нужд – это отдельный мир правоотношений. Соглашение, по которому исполнитель оказывает заказчику возмездные услуги для государственных или муниципальных нужд, подчиняется не только правилам Гражданского кодекса РФ, но и Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Рассмотрим порядок заключения договора в таком случае с помощью сервиса Конструктор договоров СПС Консультант Плюс. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ Содержание

Основное отличие государственного или муниципального контракта от обычного возмездного договора на оказание услуг в том, что стороной здесь выступает государственный или муниципальный заказчик, осуществляющий закупочные процедуры. Понятия заказчика, государственного заказчика, муниципального заказчика даются в статье 3 Федерального закона № 44-ФЗ. В договоре четко указывается наименование заказчика услуг, кто действует от его имени, а также ссылка на проводимую процедуру закупки (конкурс, электронный или закрытый аукцион, запрос котировок и т.д.) с указанием идентификационных данных закупки (номер, дата извещения).

Форма контракта

Как правило, государственный (муниципальный) контракт подписывается сторонами в простой письменной форме единым документом (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Законодательство о закупках допускает заключение контракта в виде электронного документа, заверенного усиленной электронной подписью сторон (ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Ряд заказчиков, например, федеральные органы исполнительной власти, ГК по атомной энергии «Росатом», ГК «Роскосмос» утверждают типовые контракты, а также типовые условия контрактов на основании Порядка, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 г № 606.

Предмет контракта

Федеральный закон № 44-ФЗ прямо 

предписывает, что контракт на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд заключается на условиях, которые указаны в извещении об осуществлении закупочной процедуры, приглашении на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в документации о закупке, заявки и т.д. (ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ). Так, вид деятельности, перечень действий исполнителя указывается в данном разделе — предмет контракта — подробно. Указывается также место оказания услуг. Причем эти условия должны соответствовать условиям проекта государственного (муниципального) контракта, являющегося приложением к конкурсной документации или извещению. Вот так порядок составления данного раздела представлен в сервисе Конструктор договоров системы Консультант Плюс:

image

Качество услуг

Условия о качестве услуг по государственному контракту обязательно должно присутствовать в контракте на том основании, что п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ предписывает, что в документации о проведении закупки должно быть требование о качественных характеристиках услуг. А раз контракт заключается в соответствии с документацией, следовательно, он должен содержать условия о качестве оказываемых победителем услуг. Если услуги должны соответствовать установленным законодательно стандартам, регламентам, техническим условиям, требованиям о техническом регулировании, то в контракте достаточно ссылки на данные документы:

image

Сроки и условия исполнения контракта

Срок исполнения – также одно из необходимых условий документации (извещения), а значит, и контракта. Если заключается контракт, где не предусматривается наличие графика работ, то сроки начала и окончания оказания услуг фиксируются по общим правилам – календарной датой, указанием на событие и т.д. Часть 12 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ содержит случай, когда контракт обязательно должен содержать в себе график оказания услуг: срок действия контракта более трех лет и сумма его более ста миллионов рублей.

Среди условий исполнения контракта описанию подлежат следующие моменты – какая сторона предоставляет материалы, и необходимое оборудование для оказания услуг, возможности (либо обязанности) привлечения третьих лиц (соисполнителей) к исполнению контракта, как осуществляется информирование заказчика о процессе оказания услуг, порядок оформления результатов оказанной услуги (причем в силу ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ оформление результатов оказания услуг – одно из необходимых условий контракта).

За помощью всегда можно обратиться к Конструктору договоров, который предложит правильные формулировки:

Цена услуг и порядок оплаты

С ценой государственного контракта все просто – она является твердой в течение всего срока исполнения госконтракта. Так установлено императивно частью 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Отдельные виды государственных контрактов допускают иные формы установления цены. Например, в контракте на оказание услуг в целях обеспечения обороны и безопасности РФ может прописываться ориентировочное значение цены, что допускается Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275. В Постановлении Правительства от 13.01.2014 г № 19 перечислены случаи, когда цена госконтракта может быть установлена формулой или максимальным значением.

При описании порядка оплаты решаются следующие вопросы: предварительная, смешанная или последующая оплата, безналичным расчетом или в иной форме, на основании каких документов заказчик должен произвести оплату и др.

Обеспечение исполнения контракта

Законодательство о закупках определяет случаи, когда заказчик вправе не устанавливать условия об обеспечении, и когда обеспечение должно быть установлено обязательно. Если обеспечение контракта включается в его условия, то указывается:

  1. Вид обеспечения (по законодательству обеспечением может быть либо банковская гарантия, либо внесение денежных средств на определенный счет заказчика). Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства от 08.11.2013 г № 1005. Для банковской гарантии прописывается ее дата, номер в реестре банковских гарантий и иные реквизиты, для обеспечения в виде денежных средств указывается номер счета, куда они перечисляются.
  2. Сумма обеспечения — процент от начальной (максимальной) цены контракта.
  3. Сроки внесения обеспечения.
  4. Обязанности исполнителя в случае утраты или ухудшения обеспечения.

Ответственность сторон контракта

Ответственность по государственному (муниципальному) контракту, в том числе по контракту на оказание услуг, также установлена императивно, частью пятой статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ. Для сторон контракта она разная.

Для установления ответственности заказчику руководствуемся нормой ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ – пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, установленной на день уплаты пени, от не уплаченной в срок суммы. Ответственность исполнителя регулируется ч. 7 ст. 34 того же закона № 44-ФЗ – не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Хотя точного размера пени для исполнителя законодательством не установлено, существует специальный нормативный акт для расчета его ответственности, — Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Прекращение контракта

Контракт может быть прекращен:

  • по соглашению сторон;
  • в связи с отказом стороны контракта от его исполнения;
  • расторжением его в судебном порядке.

При расторжении контракта по соглашению сторон составляется двустороннее соглашение, определяющее, с какого момента прекращается контракт. При этом сведения об исполнителе расторгнутого по соглашению сторон контракта не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков.

Сторона контракта вправе отказаться исполнять контракт в одностороннем порядке, но только если такая возможность будет прямо предусмотрена условиями контракта. Но здесь следует учитывать ч. 19 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой исполнитель может отказаться только в том случае, если контракт содержит условие об одностороннем отказе заказчика.

Расторжение контракта через суд регулируется общими нормами ГК РФ, причем стороны могут в контракте предусмотреть и отдельные, не поименованные в ГК РФ, случаи для расторжения госконтракта через суд. Контрагент, кстати, в этом случае попадет в реестр недобросовестных исполнителей.

Прописать условия данного раздела легко с помощью Конструктора договоров:

На что следует обратить внимание, имея дело с контрактом на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд:

  1. Включение большинства условий в государственный или муниципальный контракт строго регламентировано Федеральным законом № 44-ФЗ. Отсутствие каких-либо необходимых положений или их несоответствие установленным формулировкам могут привести к негативным последствиям для должностных лиц заказчика услуг. Антимонопольный орган может привлечь их к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
  2. При оформлении раздела контракта о подсудности споров обратите внимание на имеющуюся неоднозначную судебную практику о возможности указания на рассмотрение споров третейским судом. Многочисленные судебные споры приводили к признанию недействительной третейской оговорки и даже к привлечению заказчика к ответственности за наличие такой формулировки в контракте.

Государственные контракты приобретают все большее значение в экономике, причем расширяются именно сферы 

закупок услуг. Все чаще государственные заказчики нуждаются в медицинских, аудиторских, образовательных услугах, услугах связи и т.д. Законодательное регулирование оказания услуг для государственных и муниципальных нужд специфичное – к этим правоотношениям применяются и нормы Гражданского кодекса РФ, и нормы специальных законов, в частности, Федерального закона № 44-ФЗ. И хотя процесс заключения и исполнения государственных контрактов в сфере оказания услуг для госнужд достаточно четко регламентирован, остается немало спорных ситуаций и имеется много противоречивой судебной практики, которые следует учитывать при заключении контракта на оказание услуг с государственным или муниципальным заказчиком. 

Правовые документы

  • статье 3 Федерального закона № 44-ФЗ
  • Статья 161 ГК РФ. Сделки, совершаемые в простой письменной форме
  • Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606
  • Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275
  • Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 N 19
  • Постановления Правительства от 08.11.2013 г № 1005
  • Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063
  • Гражданский кодекс
  • Статья 7.30 КОАП РФ. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого оставьте комментарий под статьей. Мы его прочитаем, исправим ошибку и расскажем о результате.

Версия для слабовидящих: Выкл Вкл Изображения: Выкл Вкл Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A Тип шрифта: Time New Roman Arial Интервал между буквами: Стандартный Средний Большой
 Версия для слабовидящих

 / Госзакупки  / 44 ФЗ

 ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Нормативные акты министерства социального развития Кировской области

 Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг

Нормативные затраты

Нормативные акты Кировской области

Нормирование в сфере закупок

Централизация закупок, уполномоченное учреждение на определение поставщика (подрядчика, исполнителя)

Исполнение Закона об областном бюджете

Конкурсы, аукционы

Обеспечение исполнения контрактов

Контроль, ответственность

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Постановления, распоряжения Правительства РФ и приказы иных органов власти

Форма технического задания на выполнение работ, оказание услуг  

Форма технического задания на поставку товаров 

Форма технического задания на поставку лекарственных препаратов

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Национальный режим (импортозамещение) (статья 14 Закона № 44-ФЗ)

Описание объекта закупки (статья 33 Закона № 44-ФЗ)

Преференции в сфере закупок (статьи 27-30 Закона № 44-ФЗ)

Конкурсы, аукционы (параграф 2 главы 3 Закона № 44-ФЗ)

Закупка строительных работ

Энергетическая эффективность в сфере закупок

Федеральный закон № 44-ФЗ с последними правками и изменениями

Уголовная и административная ответственность

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)

Исковое заявление о расторжении контракта

Обращение о возможности согласования

Односторонний отказ об исполнении контракта

Экспертиза, приемка

Журналы, реестры

Запрос о предоставлении ценовой информации

Обоснование НМЦК _метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) 

Обоснование НМЦК _нормативный метод

Обоснование НМЦК _проектно-сметный метод

Обоснование НМЦК _тарифный метод

Обоснование НМЦК _затратный метод     

Обоснование НМЦК_лекарственные препараты

Обоснование НМЦК_кап. ремонт

Соглашение на улучшенные характеристики товара 

Соглашения на изменение цены контракта                      

Соглашение о расторжении контракта 

Форма технического задания на выполнение работ, оказание услуг  

Форма технического задания на поставку товаров

Форма технического задания на поставку лекарственных препаратов

ОБРАЗЦЫ КОНТРАКТОВ Контракты на поставку товаров

Поставка товаров

Поставка мебели для офисов

Поставка мебели (за исключением офисной)

Поставка нефтепродуктов

Поставка продуктов питания

Поставка бумаги для офисной техники

Поставка медицинских изделий

Поставка продукции радиоэлектронной промышленности

Поставка холодильного и вентиляционного оборудования

Контракты на выполнение работ

Текущий ремонт

Капитальный ремонт, строительство, реконструкция

Ремонт ОПС

Контракты на оказание услуг

Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников

Оказание услуг

Оказание услуг по ОСАГО

Контракты на поставку лекарственных препаратов

Поставка лекарственных препаратов

Поставка лекарственных препаратов_самовывоз_МЗ (до 600 тыс. руб)

Поставка лекарственных препаратов_ МЗ (до 600 т. руб)

Типовые формы контрактов, утвержденнные на федеральном уровне

Приказ МЧС России от 12.10.2020 N 756 Об утверждении типового контракта на поставку пожарно-технической продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на поставку пожарно-технической продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Приказ МЧС России от 12.10.2020 N 756 Об утверждении типового контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Приказ МЧС России от 12.10.2020 N 756 Об утверждении типового контракта на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Приказ МЧС России от 05.07.2020 N 507 Об утверждении типового контракта на оказание услуг по охране от пожаров организаций и (или) населенных пунктов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты такого типового контракта
Приказ Росгвардии от 01.06.2020 № 149 Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг
Приказ Минсельхоза России от 19.03.2020 № 140 Об утверждении Типового контракта на поставку продуктов питания
Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационной карты типовых условий контракта
Приказ Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта
Приказ Минпромторга России от 27.12.2019 № 5090 Об утверждении типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Приказ Минтруда России от 11.03.2019 № 144н Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»
Приказ Минтруда России от 24.12.2018 № 834н Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, а также их информационных карт
Приказ Минкультуры России от 10.06.2019 № 745 Типовой контракт на оказание услуг по организации и проведению форумов, семинаров, съездов, премий, конференций, конгрессов, конкурсов/мастер-классов, творческих школ, концертов, фестивалей, культурно-просветительских акций/программ, дней российской культуры в зарубежных странах, по обеспечению визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств, по обеспечению участия российских деятелей культуры и искусства в зарубежных мероприятиях, по созданию экспозиций
Приказ Минпромторга России от 12.03.2018 № 716 (утратил силу с 27.07.2020) Типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности,судостроительной промышленности, авиационной техники,средств автотранспортных, оборудования для измерения,испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного для обеспечения государственных и муниципальных нужд 
Приказ Минздрава России от 15.10.2015 № 724н Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий
Приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 870н Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения
Приказ Минпромторга России от  07.04.2020 № 1152 (вступил в силу с 27.07.2020). Обязательно к применению с 28.08.2020 Типовой контракт  на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного
Типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
Приказ Минпромторга России от 12.03.2018 № 716 (утратил силу с 27.07.2020) Типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Приказ Минобрнауки России от 21.10.2015 № 1180 Об утверждении типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовых условий контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в контракты на выполнение работ, оказание услуг и информационной карты типового контракта, типовых условий контракта
Приказ Минтруда России от 29.10.2015 № 797н Об утверждении типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих и информационной карты типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Техническое задание Строительные материалы

Журнал регистрации контрактов

Особенности осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 

Реестр закупок учреждения

Схемы проведения процедур и заключения контракта

Требования к участникам закупки в сфере строительства и ремонта

Алгоритм закупки по п.9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

В статье мы поговорим о таком понятии, как дополнительное соглашение к государственному контракту. Тема полезна для обеих сторон закупочной деятельности: для организаторов торгов и исполнителей. Рассмотрим случаи применения этого документа и его правильное составление.

Содержание

Что такое дополнительное соглашение?

Не стоит недооценивать важность дополнительного соглашения: по 44-ФЗ его посредством вносятся правки и дополнения в действующий контракт. Данный документ равен государственному контракту, и согласно 44-ФЗ он подписывается сторонами при необходимости.

Дополнительное соглашение (ДС) — это документ, в который вносятся корректировки в заключенный по результатам осуществления закупки контракт, и является его неотъемлемой частью. Соглашение приобретает юридическую силу и начинает работать после подписания основного документа. ДС не следует путать с другими дополнительными документами для исполнения обязательств по договору (например, техническое задание и др.).

Право внесения корректировок указано не только в 44-ФЗ, но и в ГК РФ (ст.451). Согласно п.1 ст.451 ГК, изменение и расторжение ранее подписанных договоров возможно при существенных изменениях обстоятельств, действовавших в момент подписания договоров, а альтернативный порядок действий договором не был предусмотрен, и это невозможно было предусмотреть во время подписания контракта.

Также с помощью допсоглашения можно отменить госконтракт. Делается это по взаимному согласию, а не вследствие невыполнения своих обязательств сторонами.

Когда применяется?

Случаи заключения допсоглашения регламентируются 44-ФЗ:

  1. Внесение поправок в текущий госконтракт.
  2. Корректировка дополнений в основном контракте или исключение из него некоторых пунктов.
  3. Перед составлением дополнительного соглашения необходимо помнить, что необоснованное изменение существенных позиций госконтракта грозит штрафом для должностных лиц — 20 тыс. р., а для юридических – до 200 тыс. р. Административная ответственность установлена ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

Несмотря на то, что 44-ФЗ не дает перечня существенных условий, но по ГК РФ к ним относятся предмет договора, объем или количество товара, сроки поставки и цена.

В ст.95 44-ФЗ предусмотрены обстоятельства, позволяющие вносить изменения в существенные условия:

1. Такая возможность указывается заранее в контракте или закупочной документации, в случае сотрудничества с единственным поставщиком – в контракте: 

— уменьшение НМЦК без изменения предусмотренных в договоре количества и качества предмета закупки;

— увеличение (кроме работ по строительству, реконструкции, сносу, капремонту, работ по сохранению культурного наследия) или уменьшение количества товара или объема услуг не более чем на 10%;

— внесение изменений в пределах 10% условий договоров по строительству, реконструкции, сносу, капремонту, работам по сохранению культурного наследия. Данный пункт приобрел законную силу 01.05.2019 г. (71-ФЗ).

2. Исполнение контракта невозможно без внесения поправок, и он заключен в рамках:

— федеральных нужд (срок действия – не менее 3-х лет, НМЦК не менее 10 млрд.; руб., а для договора по клиническим исследованиям – не менее 40 млн. руб.);

— нужд субъектов РФ (не менее 3-х лет, НМЦК не менее 1 млрд. руб.);

— муниципальных нужд (не менее 1 года, НМЦК не менее 500 млн. руб.).

Решение о корректировках принимают Правительство РФ, органы исполнительной власти и местные администрации соответственно.

3. Изменение тарифов на продукцию/услуги в соответствии с законодательством.

4. Уменьшение бюджетных обязательств для заказчика на основании п.6 ст.161 Бюджетного кодекса.

5. Изменение позиций контракта, заключенного с иностранной компанией, связанных с лечением российского гражданина (в этом случае можно вносить изменения в стоимость, как в большую, так и меньшую сторону).

6. Корректировка условий договора по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, работ по сохранению культурного наследия, если без данных изменений невозможно исполнение контракта. В этом случае составляется письменное обоснование согласно решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа, местной администрации при закупке в рамках федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно, и при условии, что такое изменение не увеличит срок работ или НМЦК больше чем на 30%. 

7. Исправление условий договора по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, работ по сохранению культурного наследия в случае невозможности выполнения обязательств в указанный срок, допустимо однократное изменение срока выполнения работ. В этом случае осуществляется новый порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

8. Изменение в документе, подписанном с единственным поставщиком согласно п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Порядок составления + образец

Законодательством не разработан строгий образец ДС, поэтому руководствоваться следует актуальными примерами, опубликованными в открытом доступе в сети интернет.

Дополнительное соглашение подписывается по тем же правилам, что и действующий контракт. В документ вносятся следующие позиции:

  1. Дата и номер документа.
  2. Место подписания.
  3. Реквизиты госконтракта, который дополняет соглашение.
  4. Указание сторон (преамбула копируется из контракта – только формулировку «заключили настоящий договор» необходимо поменять на «заключили настоящее дополнительное соглашение»). 
  1. Список корректировок с указанием сроков и стоимости по каждому пункту.
  2. Основания для внесения поправок, сноска на изменяющие пункты контракта (например, «п. 3 Контракта № … изложить в следующей  редакции…»).
  1. Реквизиты сторон и их подписи (при наличии печатей у сторон необходимо их поставить).

Допсоглашение составляется и подписывается в количестве 2 штук для каждой из сторон. Исправленные пункты перестают действовать сразу после подписания документа. Остальные условия государственного контракта остаются действующими и обязательны для выполнения.

Вывод

  1. ДС к государственному контракту составляется в случае необходимости внесения корректировок в действующий договор, либо для аннулирования некоторых его позиций.
  2. ДС является неотъемлемой частью контракта и отдельно от него не имеет юридической силы.
  3. ДС составляется в письменном виде, без этого условия стороны не могут изменить основной документ.

Содержание страницы

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе? Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб. Посмотреть ответ

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара? Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу. Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления. Посмотреть ответ

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Как в счете-фактуре указать информацию об идентификаторе государственного контракта?

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов?

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  4. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий