Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

ЖКХСпросить юриста быстрее. Это бесплатно!

Своевременное и полное исполнение своих обязанностей управляющими компаниями обеспечивает комфортное проживание граждан в многоквартирных домах. Но далеко не всегда мы знаем, что входит в перечень обязанностей УК по содержанию и ремонту домов, соблюдаются ли наши права в сфере ЖКХ. Ответы найдем в Жилищном кодексе.

Содержание:

  • Обязанности управляющей компании многоквартирного дома по закону РФ
  • Права управляющей компании
  • Основные функции УК
  • Что не относится к обязанностям УК?
  • Что делать, если управляющая компания МКД не выполняет свои обязанности?

Обязанности управляющей компании многоквартирного дома по закону РФ

Законодательством определено несколько форм управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК):

  • непосредственно собственниками дома (если количество квартир в нем не превышает тридцати);
  • товариществом собственников жилья либо кооперативом (жилищным или иным специализированным);
  • управляющей компанией.

Управляющая компания является коммерческой коммунальной организацией, выполняющей функции по содержанию жилищного фонда в нормативном состоянии. Общим собранием собственников помещений в доме определяется способ управления МКД и, в случае выбора УК, с ней заключается договор управления. В самом договоре прописываются обязанности управляющей компании в соответствии со ст. 161 и 162 ЖК:

Выполнение работ и оказание услуг, связанных с управлением домом:

  • прием, хранение и предоставление необходимой технической документации на многоквартирный дом;
  • сбор, хранение и поддержание в актуальном состоянии реестра владельцев помещений в доме, предоставление информации о них в определенных случаях по запросу;
  • планирование мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества МКД и согласование их с жильцами на общем собрании;
  • подготовка документации для проведения общего собрания собственников;
  • организационные мероприятия по выполнению работ и оказанию услуг, согласованных с жильцами дома;
  • организация расчетов за коммунальные услуги и ремонт общего имущества с оформлением квитанций, их рассылкой собственникам, а также информирование об изменении тарифов платы за коммунальные ресурсы и жилое помещение.

Выполнение работ с целью поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, осуществление ремонтных работ общего имущества МКД:

  • периодический осмотр видимых частей конструкций дома;
  • проверка кровли, ее своевременный ремонт, очистка от снега и наледи;
  • работы, направленные на содержание в надлежащем виде фасада, лестниц, внутренней отделки, окон, дверей, полов (периодическая проверка, своевременный ремонт, проведение уборки);
  • проверка исправности и своевременная замена неисправных общедомовых приборов учета ресурсов, техническое обслуживание инженерных сетей, ремонт общего имущества МКД;
  • проверка и проведение работ по устранению неисправностей в вентиляционных системах дома;
  • работы по содержанию придомовой территории, мест накопления твердых бытовых отходов;
  • обустройство доступности входа в МКД для маломобильных групп населения.

Постоянное и качественное предоставление коммунальных услуг собственникам или пользователям помещений, расположенных в доме, а также содержание инженерных сетей в готовности предоставить коммунальные услуги:

  • поставляемый потребителям коммунальный ресурс должен соответствовать необходимому объему и качеству;
  • обязанность заключать с организациями-поставщиками ресурсов договора на их приобретение;
  • снимать ежемесячно показания с общедомового прибора учета (при его наличии) и по требованию предоставлять информацию потребителю;
  • если на общем собрании владельцев помещений в доме принято решение об установке общедомового прибора учета, то УК должно в трехмесячный срок обеспечить его установку и ввод в эксплуатацию.

Информирование собственников помещений о своей деятельности:

  • путем размещения в ГИС ЖКХ;
  • ответом на запрос граждан;
  • в форме ежегодного отчета перед собственниками в течение первого квартала текущего года за предыдущий календарный год.

А так же иная деятельность по управлению МКД.

Права управляющей компании

Помимо обязанностей управляющая компания наделяется правами, на основании которых осуществляется качественное исполнение обязательств по управлению МКД:

  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договора на поставку необходимых ресурсов от имени собственников помещений (в соответствии с правами, предоставленными в рамках договора на управление домом);
  • требовать от собственников помещений своевременной и полной оплаты потребленных ресурсов, а также оказанных услуг;
  • проверять корректность передаваемых сведений по индивидуальным приборам учета с периодичностью раз в полгода;
  • получать доступ в жилое помещение для проведения плановых по осмотру и проверке коммуникаций, ремонтных работ с обязательным предварительным оповещением жильцов;
  • для проведения срочных ремонтов воспользоваться средствами, находящимися в резерве для этих целей;
  • ограничивать потребителей в жилищно-коммунальных услугах в соответствии с законодательством;
  • взыскивать убытки, возникшие по вине исполнителей работ или самих жильцов.

Основные функции УК

На основании вышеперечисленного функциональные задачи управляющей компании следующие:

  • посреднические – между собственниками жилья и поставщиками ресурсов, ремонтными организациями и т.д.;
  • обслуживающие – содержание и управление домом в целом, поддержание его состояния в нормативных значениях, проведение необходимых ремонтных работ;
  • исполнительские – управляющая компания предоставляет коммунальные услуги владельцам помещений все и в одном лице.

Что не относится к обязанностям УК?

Перечень полномочий и обязанностей управляющей компании ограничен договором на управление МКД. Жильцы вправе прописать дополнительные пункты, где упомянуть все моменты для обеспечения своего комфорта. Если же они не прописаны, то стандартный договор не содержит обязанность УК:

  • по обустройству газонов и клумб, обрезке деревьев и украшению придомовой территории;
  • по проведению ремонтных работ во внеочередном порядке, когда в них нет потребности;
  • по установке систем видеонаблюдения на придомовой территории и в местах общего пользования МКД;
  • по обеспечению охраны парковки и услуг консьержа;
  • по ремонту и обслуживанию домофона.

Что делать, если управляющая компания МКД не выполняет свои обязанности?

Управляющая компания обязана нести ответственность за надлежащее исполнение своих функций в соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ. Если же имеются основания для определения действий УК, как невыполнение условий договора управления домом, то собственники квартир вправе обратиться с жалобой:

  • в надзорные органы: государственного, муниципального или общественного жилищного надзора. В жалобе необходимо изложить суть обращения, а также записать свои контактные данные (ФИО, почтовый адрес, телефон). Если имеются подтверждающие материалы, то их приобщают — образец жалобы.
  • в Роспотребнадзор. Обычная процедура заключается в передаче претензии сначала в управляющую компанию. При неудовлетворительном ответе составляется жалоба в Роспотребнадзор. Это может быть обычное письменное обращение или заполнение электронной формы на сайте ведомства.

На рассмотрение поступившего обращения надзорному органу отводится 30 дней. В течение этого срока может быть назначена проверка с целью уточнения обстоятельств дела. По итогам проверки принимается решение об устранении нарушений и привлечении виновных лиц к административной ответственности.

  • в прокуратуру, если в результате ненадлежащего исполнения УК своих полномочий были нарушены права граждан или требования законодательства. При многократных случаях административных наказаний, наложенных на УК судом, такая компания будет лишена права управлять домом — образец жалобы.
  • серьезные нарушения со стороны управляющей компании могут стать причиной искового заявления жильцов в суд. Они вправе просить суд принудить УК к устранению недостатков по обслуживанию дома и возмещению ущерба, возникшего в результате ненадлежащего исполнения обязанностей.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

+7 (495) 128-73-93 Москва, Московская область +7 (812) 429-70-93 Санкт-Петербург, Ленинградская область +7 (800) 350-70-93 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

(по состоянию на 1 марта 2019 года)

Статья 30 ЖК РФ «Права и обязанности собственника жилого помещения»

Подборка судебных решений за 2018 год

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29.05.2018 N 33-11299/2018 по делу N 2-344/2018 Суд, анализируя ст. 30 ЖК РФ, указал, что законодатель, предусмотрев право собственника жилого помещения по передаче его в наем гражданам по договору найма, обусловил возможность осуществления этого права как необходимостью соблюдения интересов соседей, так и необходимостью соблюдения требований гражданского законодательства и Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подборка судебных решений за 2017 год

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2017 N Ф07-5368/2017 по делу N А44-7230/2016 Суд, удовлетворив требования ООО 1 о взыскании с ООО 2 (собственник здания) расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, поясняя статью 30 и часть 2 статьи 154 ЖК РФ, указал, что обязанность собственника по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия у него права собственности на помещение в многоквартирном доме независимо от существования договорных отношений с управляющей компанией, актов выполненных работ и счетов-фактур. Освобождение собственника нежилого помещения от внесения платы за содержание общего имущества многоквартирного дома противоречило бы требованиям действующего законодательства.

Подборка судебных решений за 2016 год

Определение Московского городского суда от 28.10.2016 N 4г-12503/2016 Суд обратил внимание на то, что из смысла статьи 30 ЖК РФ следует, что законодатель, предусмотрев право собственника жилого помещения по передаче его внаем гражданам по договору найма, обусловил возможность осуществления этого права как необходимостью соблюдения интересов соседей, так и необходимостью соблюдения требований гражданского законодательства и Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подборка судебных решений за 2012 год

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.08.2012 по делу N А65-23917/2011 Суд, отказывая в удовлетворении заявления страховщика о взыскании страхового возмещения, нашел правомерным вывод нижестоящего суда, который гласит, что радиатор отопления, находящийся в квартире, не относится к коммуникациям, обслуживающим более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, а наступившие последствия являются следствием действий (бездействия) собственника квартиры, который в силу положений статьи 30 ЖК РФ несет бремя содержания данного жилого помещения.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по делу N А19-1398/2012 Суд отказал в удовлетворении требования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, указав, что по смыслу статей 30, 39 ЖК РФ и их прямому содержанию субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, могут являться лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений, к которым относятся их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 по делу N А29-6001/2011 Суд удовлетворил требование в части взыскания долга за теплоснабжение квартир, указав, что статья 210 ГК РФ и статьи 30, 153 ЖК РФ не ставят исполнение собственником жилых помещений в многоквартирном доме обязанности по своевременному внесению платы за коммунальные услуги в зависимость от исполнения третьими лицами (нанимателями жилых помещений) обязанности по перечислению платы.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.03.2012 N Ф03-92/2012 по делу N А04-2919/2011 Суд удовлетворил требование управляющей организации о взыскании с прокуратуры задолженности за оказанные услуги по содержанию жилого помещения, пени, указав, что из анализа статьи 30 ЖК РФ и положений ГК РФ следует, что исполнение прокуратурой обязанности по своевременному перечислению платы управляющей организации за оказанные услуги не ставится в зависимость от исполнения обязательств нанимателями жилых помещений.

Читайте также статью «Обязанности собственников помещений МКД»

Подборка судебных решений за 2011 год

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.10.2011 N Ф03-4774/2011 Суд отказал организации в удовлетворении требований о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции по субъекту РФ о необходимости устранения выявленных по результатам проведенной проверки нарушений жилищного законодательства, поскольку до момента передачи данного жилого дома в муниципальную собственность организация в силу положений статьи 210 ГК РФ и статьи 30 ЖК РФ несет обязанности собственника жилого дома по его содержанию. При этом, как правильно указали нижестоящие судебные инстанции, отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на жилой дом само по себе не освобождает организацию от обязанности нести бремя расходов по его содержанию.

Подборка судебных решений за 2010 год

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 N А27-874/2010 Суд, руководствуясь статьей 30 ЖК РФ, отказал комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования в удовлетворении заявления к государственной жилищной инспекции субъекта РФ об отмене постановления по делу об административном правонарушении, указав, что комитетом, как наймодателем, не решен вопрос текущего содержания и ремонта многоквартирного дома.

ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения».

Вы читали статью «Права и обязанности собственника жилого помещения (ст.30 ЖК РФ)»

Еще статьи в рубрике «Судебная практика»
  • Увольнение по сокращению. Спорные ситуации 7 сентября, 2018
  • Статья 30 ЖК РФ «Права и обязанности собственника жилого помещения» 11 марта, 2019
  • Ст. 31 «Права и обязанности граждан, проживающих совместно с …» 12 марта, 2019

Новости15.06.2016 image Собственник мини-магазина в Видном переделал его после пожара (снес ненесущие перегородки и установил новые, изменив площадь и конфигурацию помещения), а затем решил получить в администрации Ленинского района Московской области разрешение на ввод объекта после перепланировки, как того требовал порядок, принятый ею же в 2007 году. Но получил отказ. Власти посчитали перепланировку реконструкцией и потребовали представить разрешение на строительство. Все три инстанции поддержали владельца магазина (ООО «КЭП»), а члены коллегии по экономическим спорам Верховного суда Наталья Чучунова, Ирина Грачева и Алексей Маненков отправили дело на пересмотр, так и не выяснив обстоятельств отказа. В этом споре партнер практики недвижимости и строительства Goltsblat BLP Виталий Можаровский не исключает разные мотивы нежелания администрации выдавать разрешение на ввод — «от личной неприязни до коррупционных ожиданий», но в любом случае, по словам эксперта, присутствует «несоответствие и некомпетентность». «На практике вовсе не редкость такие ситуации, когда местные (или региональные) власти принимают нормативные акты, но при этом руководствуются вовсе не ими, а сложившимися практиками», — поясняет он. В мотивированном определении, опубликованном на прошлой неделе, коллегия предписала арбитражному суду Московской области учесть положения документа 2007 года, на основании которых ООО «КЭП» необходимо было перед перепланировкой получить соответствующее распоряжение главы района, а после — предоставить в администрацию акт о проделанной работе, чего сделано не было. «В материалах дела отсутствуют доказательства обращения общества в администрацию за разрешением на перепланировку спорного объекта в соответствии с требованиями утвержденного порядка, — констатировал ВС. — Акт о произведенной перепланировке помещения составлен обществом «Эксперт М», но доказательств направления акта в межведомственную комиссию не имеется». В случае, если перепланировка все же была совершена самовольно, ст.29 Жилищного кодекса позволяет муниципалитету «согласовать самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить помещение в существующем состоянии». «С заявлением о согласовании самовольно выполненной перепланировки нежилого помещения общество в администрацию не обращалось. Возможность сохранить помещение в перепланированном состоянии с учетом технического заключения администрацией не рассматривалась», — говорится в определении. Можаровский применение Жилищного кодекса счел «нерелевантным». Он обращает внимание, что на федеральном уровне вопрос перепланировки урегулирован только в отношении жилья, а в данном случае речь идет о нежилом помещении. Партнер юридической фирмы «Алимирзоев и Трофимов» Юлия Замятина в позиции суда видит указание на «недопустимость произвольного исполнения нормативно-правовых актов, принятых и действующих на территории муниципального образования» как со стороны общества, так и со стороны местных властей. По поводу же самой ситуации она предполагает, что «имел место некий локальный конфликт» либо администрация вовсе не решилась применять свое местное законодательство. В определении ВС Замятину удивляет, что суд не разъяснил понятия «реконструкция» и «перепланировка». По всей видимости, «посчитал это вопросом факта», говорит она.

Популярное

Previous Next

1. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

  • Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
  • Статья 25. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме

Ст. 24 ЖК РФ 188-ФЗ от 29.12.2004

1. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Статья 1 …22 23 24 25 26 …165Скачать бесплатно Жилищный кодекс Российской Федерации 188-ФЗ от 29.12.2004

Добавить комментарий к ст.24 ЖК РФ 188-ФЗ от 29.12.2004

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий