Международно-правовые аспекты в области защиты прав ребенка

Государства-участники конвенции (ратифицировавшие — зелёного цвета, подписавшие, но не ратифицировавшие — фиолетового, не подписавшие — жёлтого)

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человеческого существа до достижения им 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США[1].

История создания

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества[2].

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом детей[3]. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка[4], вступившая в силу в 2002 году[5].

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (161 страна-участница на октябрь 2015 года[6]) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (174 страны-участницы на июль 2018 года[7]).

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола[8][9]. На сентябрь 2016 года в третьем протоколе участвуют 28 стран.[10]

Основные положения

Первая часть

  • Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
  • Статьи 5—11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12—17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
  • Статьи 18—27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
  • Статьи 28—31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
  • Статьи 32—36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37—41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, что предусмотрено Конвенцией.

Вторая часть

  • Статьи 42—44 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.

Третья часть

  • Статьи 45—54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому не являющийся членом ООН Святой Престол подписал её.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции [уточнить].

О праве на образование

Конвенция в статье 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

О воспитании детей

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Статья 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
  • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • воспитание уважения к окружающей природе.

Конвенция в России

imageЭта страница в последний раз была отредактирована 31 августа 2021 в 20:00.

Активным действиям по защите прав несовершеннолетних положила начало Декларация о правах ребенка, принятая в 1959 году. Основанием для её создания стало положение о том, что дети нуждаются в дополнительной заботе и защите, названное в числе прочих положений Всеобщей декларации о правах человека. Спустя три десятилетия состоялось подписание Конвенции ООН о правах ребенка.

Работа над проектом началась в 1979 году и продолжалась в течение десятилетия. Документ был завершен и принят Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, однако начал действовать только по завершению ратификации двадцатью странами, входящими в состав ООН. Таким образом, Конвенция о правах ребенка вступила в силу только 02.09.1990 года.

Содержание

Цель международного документа

Основная цель Конвенции – а именно обеспечение максимальной защиты прав, свобод и интересов детей – неоднократно была названа в документах, предопределивших её создание. В числе таких документов можно назвать Женевскую декларацию прав ребенка, которая была принята в 1924 году; Декларацию о правах ребенка, Декларацию прав человека и прочие.

Кроме того, целью создания Конвенции как международного документа является признание его всеми странами, входящими в состав Организации объединенных наций. Для стран, подписавших Конвенцию, она имеет статус закона.

Структура Конвенции

Конвенция состоит из предваряющей части или преамбулы, которая перечисляет основания к созданию документа, и пятидесяти четырех статей, определяющих права, которые приобретают дети, обязанности государства по отношению к ним, процедуру реализации положений, принимаемых данной Конвенцией, а также регламентирует работу Комитета по правам ребенка.

Основные положения Конвенции

Конвенция разделена на три содержательно различные части. К первой относятся статьи с 1-й по 41-ю, в которых определяются положенные детям права, а также обязанности государства относительно них. Принципы, устанавливаемые в этой части документа, идейно продолжают и развивают принципы, ранее поднятые в Декларации.

Вторая часть содержит указания по организации работы Комитета, определяет его обязанности и полномочия и устанавливает, что государство обязано проводить политику по популяризации принципов, определяемых соглашением, среди населения.

Третья часть содержит положения о процедуре принятия и ратификации соглашения, а также процедуре внесения поправок в текст документа.

Часть 1

Положения первой части договора можно разделить на три значимые группы: права, которые гарантируются каждому человеку, не достигшему совершеннолетия, обязанности государства относительно детей, регулирование отношений детей и лиц, несущих за них ответственность. Исключение составляют пункты 1 и 41.

Статья 1 устанавливает, что ребенком считается человек, не достигший возраста 18 лет, в том случае, если он не был признан совершеннолетним ранее.

Статья 41 утверждает, что национальные законы или иные положения международного права имеют приоритет перед Конвенцией в том случае, если обеспечивают лучшую защиту интересов детей.

К положениям, определяющим права детей, относятся статьи 6-10, 12-16, 20-21, 23-31, 37, 40. Эти положения признают за несовершеннолетними следующие права: на жизнь, на получение индивидуального имени, получение гражданства по рождению или по крови, право на индивидуальность; возможность выступать в суде с разрешения родителей или представителей, право на свободу слова, на получение образования, на получение социальной и медицинской помощи. То есть большую часть привилегий, которыми наделяют несовершеннолетних, имеет любой гражданин.

Обязанности государства очерчивают статьи 2-4, 11, 17, 19, 32-36. В число задач, возлагаемых на государство, входит обязательство действовать в интересах несовершеннолетнего, защищать его от эксплуатации в любых её формах, унижения, насилия; препятствовать похищению детей и вывозу их за пределы страны; обеспечивать возможность получения общего и профессионального образования и социальной помощи и так далее.

Что касается взаимодействия детей и родителей, опекунов или социальных служб, то в основе его лежит следующий принцип: интересы несовершеннолетнего члена семьи должны быть в приоритете. Кроме того, родители обязаны нести равную ответственность за детей, а также имеют равные права относительно них, в том числе на общение и на возможность воссоединения семьи, если только это не несет опасности для несовершеннолетнего её члена.

Часть 2

Статьи 42-45 обязывают государство способствовать распространению принципов и положений Конвенции, а также указывают на необходимость создания Комитета. Они определяют процедуру организации, процесс проведения выборов и возможность выйти в отставку, права членов Комитета и их обязанности, а также полномочия, касающиеся разнообразных специализированных учреждений по уходу за детьми и детских фондов.

Часть 3

Статьи 46-54 утверждают возможность подписания документа любой страной, в том числе не входящей в состав ООН. Также оговаривается процесс внесения поправок в текст соглашения, процедура ратификации и возможность отказа от применения договора.

Право на образование

Доступность образования для несовершеннолетних определяется в статье 28. Согласно положениям статьи, возможность получения образования должен иметь каждый, а обязанность государства заключается в обеспечении равного доступа к образованию и возможности свободного получения необходимой информации.

Чтобы реализовать это, государство должно обеспечить доступность и обязательность начального и среднего образования, а также возможность получения высшего образования для всех в зависимости от проявляемых способностей.

Воспитание ребенка

Основные обязанности, связанные с воспитанием, обучением и развитием, государство передает родителям или законным представителям при посильной помощи государства, включая создание сети специализированных детских учреждений.

Принадлежность человека к определенной этнической или культурной группе должна учитываться в ходе его воспитания, которое должно быть ориентировано на развитие его талантов, способностей и качеств личности, а также на формирование уважения к правам человека и основным свободам, к национальным, политическим, культурным и историческим особенностям, и ценностям как своей страны, так и других государств.

Действие документа в России и дата вступления в законную силу

15 сентября 1990 года в СССР начала действовать Конвенция, получившая статус закона. Как правопреемник СССР, Россия признает это соглашение, сохраняет за ним статус закона и обязуется обеспечивать реализацию принципов и положений, определяемых договором.

Российская Федерация регулярно направляет Комитету обязательные доклады о процессе реализации положений, определенных Конвенцией.

Таким образом, Конвенция не утратила своего первоначального значения для общества, а, напротив, сохранила и увеличила его.

Законодательное регулирование

Гарантированные права человека определяют жизнь в обществе и делают её стабильной и безопасной. При этом права ребёнка сейчас кажутся очевидностью, а не достижением. И всё-таки за их существованием стоит ежедневный труд — не единоразовый, но постоянный. В поддержании прав ребёнка участвуют и учителя. В чём суть Конвенции о правах ребёнка и о каких пунктах преподавателю стоит помнить прежде всего?

Суть конвенции о правах ребёнка: что она значит для учителя?

Об истории Конвенции

Юридический аспект в истории детства появился сравнительно недавно — в середине XX века. Именно тогда, в 1945 году, после создания ООН был создан и Детский фонд (ЮНИСЕФ), который и сегодня выполняет главную роль по контролю соблюдения прав детей. Уже во Всеобщей декларации прав человека (1948) говорится, что дети должны быть объектом особой заботы.

Тем не менее первый документ по правам ребёнка приняли почти на 15 лет позже: Декларация прав ребёнка появилась лишь в 1959 году. Она содержала десять правовых и социальных принципов, которые должны были обеспечить здоровое развитие и защиту детям во всём мире. За каждым принципом стояла идея об уважении в ребёнке человека, права и свободы которого нужно соблюдать так же, как права взрослого.

Но декларация — в первую очередь лишь провозглашение. Она носит только рекомендательный характер. В то же время конвенции (от лат. договор, соглашение) — это полноценный документ, требующий подписания и ратификации странами-участниками, последующего обязательного соблюдения. Именно поэтому Конвенция о правах ребёнка была логичным развитием Декларации.

Прочитать Конвенцию о правах ребёнка можно на официальном сайте ООН.

Нынешний главный документ, регулирующий права детей, появился спустя 30 лет после предшествующего. Конвенция была подписана 20 ноября 1989 года, спустя несколько месяцев после того, как комиссия по правам человека в составе юристов, врачей, педагогов, психологов, социологов, культурологов, религиозных и общественных деятелей закончила разрабатывать документ.

Конвенция не ограничивается первоначальными принципами Декларации о правах ребёнка. Она развивает и конкретизирует эти положения, к тому же утверждая юридическую ответственность государств-участников в отношении соблюдения её статей.

Главное достижение Конвенции — её универсальность. Помните, мы сказали о том, что в разработке участвовали культурологи и социологи? Это не пустые слова: документ создан с учётом национальных и политических особенностей разных стран.

Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США — участники Конвенции о правах ребёнка. Она принята и в России, причём её подписал ещё СССР.

Суть Конвенции о правах ребёнка 

Конвенция предполагает детскую свободу от голода, нужды, жестокости и эксплуатации. При это документ рассматривается ребёнка не только как объекта защиты, но и субъекта права, который может распоряжаться своими ресурсами и делать свободный выбор.

В документе 54 статьи, каждая из которых так или иначе уточняет, какими должны быть условия для гармоничного развития ребёнка. 

В целом положения можно объединить в четыре большие группам: к выживанию, развитию, защите и обеспечению участия в жизни общества.

  • Первая группа включает в себя право на жизнь, удовлетворение потребностей, подразумевает обеспечение достойных условий проживания и существования вообще.
  • Второе — развитие детей — зона основной ответственности педагогов, прямая обязанность. Именно к этому относится права на образование, игры, отдых, культурную деятельность, доступ к информации и свободу мысли.
  • Третья группа предполагает защиту от пыток и эксплуатации. Это в особой степени касается детей, которые изначально растут в неблагополучной среде.
  • Наконец, согласно правам, связанных с участием в общественной жизни, дети могут вступать в организации и высказывать своё мнение по проблемам, которые глобально касаются их жизней. Привет, Грета Тунберг!

Все эти требования одинаково важны для полноценного развития ребёнка.

А о каких статьях преподавателю стоит помнить в первую очередь?

Есть несколько статей, связанных с уважением личности ребёнка: о недискриминации (статья 2); о выживании и здоровом развитии (статья 6); о защите имени и гражданства ребенка (статья 7); о защите индивидуальности ребенка (статья 8).

Кроме того, учитель должен помнить о том, что дети имеют право на собственное мнение и его защиту. Это утверждается несколькими положениями: о свободе иметь свое мнение и право быть выслушанным при решении всех личных вопросов (статья 12); о свободе слова (статья 13); о свободе мысли, совести и религии (статья 14).

Доступ к СМИ и другим источникам информации гарантируется ребёнку 17-й статьёй Конвенции.

Неприкосновенной должна оставаться личная жизнь ребёнка (статья 16), он должен быть защищён от небрежного отношения, пренебрежения и злоупотребления (статья 19). 

Конечно, напрямую связанная с обучением статья прямо говорит о праве на образование (статья 28). Впрочем, не стоит забывать и о праве ребёнка на отдых, досуг, игру и развлечения – это не просто праздные забавы, но одно из общепризнанных прав ребёнка (статья 31). 

Пусть вас не пугает обилие статей — каждая из них состоит буквально из пары абзацев. Поэтому рекомендуем ознакомиться с оригиналом, чтобы лучше понять суть Конвенции о правах ребёнка.

1 —>

План:

1. Конвенция о правах ребенка

2. Общие положения Конвенции о правах ребенка

1. Конвенция о правах ребенка — это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивает их важность в равной степени.

Конвенция о правах ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух: США и Сомали.

Конвенция определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государственных договорах. Государства-участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребенка путем административных, законодательных, юридических и других мер по воплощению Конвенции.

Основные принципы Конвенции

1. Не дискриминация.

2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка.

3. Право на жизнь, выживание и развитие.

4. Уважение взглядов ребенка.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всего этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

К основным положениям Конвенции относятся:

— каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

— каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.

— во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

— государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

— дети не должны разлучаться со своими родителями за исключение случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.

— государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

— родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

— государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

— государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется и необходимо стремиться к заключению международных соглашений, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывести ребенка из страны, где он родился.

— дети со специальными нуждами, включая детей без одного или обоих родителей, лишенные опеки, дети улицы, дети с физическими либо умственными недостатками имеют право на особое обращение, образование и заботу.

— ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

— начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

— школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.

— дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

— государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.

— государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

— смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.

— дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

— ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях; дети, затрагиваемые вооруженным конфликтом, находятся под особой защитой.

— дети из национальных (этнических) меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достоянием собственной культуры и родным языком.

— дети, которые были подвергнуты плохому обращению, насилию, задержанию или пострадали от недосмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.

— с детьми, ставшими участниками нарушений уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости и чтобы содействовать их реинтеграции в жизнь общества.

— государства должны широко информировать о правах, содержащихся в Конвенции, как взрослых, так и детей.

 24 мая 2018

Что такое Конвенция о правах ребенка? Это международный договор, который утверждает признание ребенка как полноценной личности, у которой есть права. Конвенция признает за ребенком весь комплекс социально-экономических, гражданских, культурных прав человека и направлена на защиту его интересов. Конвенция выделяет детей как уязвимую демографическую группу, нуждающуюся в повышенной защите со стороны государства и мирового сообщества в целом. Конвенция о правах ребенка — это правовой акт, который обладает особым нравственным значением.

История принятия Конвенции

В ходе подготовки к Международному дню ребенка в 1979 г. Польша инициировала разработку Конвенции о правах ребенка. Какой год шла работа над этим договором, и наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция была подписана. Ее участниками стали 20 государств, все они состояли в ООН. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 02.09.1990 г. В настоящее время в Конвенции участвуют все 193 члена ООН. Конвенция учреждает Комитет ООН — специальный орган, который контролирует соблюдение государствами положений Конвенции и реагирует на нарушение прав детей.

25 мая в Нью-Йорке к Конвенции о правах ребенка приняли 2 факультативных протокола. 1 документ касается проблемы участия детей в вооруженных столкновениях, а 2 — торговли детьми, детской проституции и порнографии. В 2011 г. был принят Факультативный протокол о процедуре сообщений, поступающих Комитету по правам ребенка. Государства берут на себя обязательства выполнять предписания не только Конвенции, но и дополнительных протоколов к ней.

Поскольку Конвенция создана на базе ООН, она развивает основные принципы этой организации, выраженные в ее Уставе. На Конвенции основывается деятельность специализированного учреждения ООН — Детского фонда (ЮНИСЕФ). Вариантами эмблемы к Конвенции о правах ребенка могут быть логотипы самой ООН и Детского фонда.

Основные идеи

Сутью Конвенции о правах ребенка является в признании детей полноправной частью общества. Обеспечение прав ребенка сводится к выполнению 4 требований:

  • выживание ребенка предполагает оказание ему медицинской помощи и предоставление всего, что необходимо для нормальной жизнедеятельности;
  • развитие ребенка осуществляется с помощью образования, досуга и участия в общественной жизни;
  • защита ребенка означает предоставление ему помощи в неблагоприятных ситуациях (во время войны, в случае инвалидности, лишения родителей, вовлечения в преступную деятельность);
  • право на участие в общественной жизни (свобода мнения, совести, религии, доступ к культурному наследию, выбор языка).

Конвенция закрепляет 4 основных принципа:

  • недопущение дискриминации;
  • право ребенка на жизнь и достойное развитие;
  • уважение личности ребенка;
  • приоритет защиты интересов детей.

Конвенция о правах ребенка — это акт, устанавливающий определенные требования к государствам-участникам. Государство обязано создать условия для достойного воспитания детей и их подготовки к взрослой жизни. Конвенция устанавливает общие нормы, на основе которых государство выбирает механизмы защиты прав детей с учетом собственных культурных, политических, социальных особенностей.

Права детей

В соответствии с 1 статьей Конвенции, ребенком признается человек, не достигший 18 лет, если законом его страны не установлен более ранний возраст наступления совершеннолетия. Ребенок имеет те же базовые права, что и любой человек: на жизнь, здоровье, имя, гражданство, образование, отдых, неприкосновенность личности, свободу, защиту чести и достоинства, выбор языка общения. Кроме этого, у ребенка должны быть следующие права:

  • на игры и проведение досуга;
  • на семью (если ребенок лишился родителей, государство должно заботиться о его опеке);
  • на развитие в соответствие с его способностями и талантами;
  • на помощь со стороны взрослых и государства;
  • на получение особых условий жизни, если ребенок родился с ограниченными возможностями.

Обязанности взрослых

Люди, которые должны обеспечивать защиту прав ребенка, — это родители, опекуны, попечители, государство. На них возлагаются следующие обязанности:

  • уважать мнение ребенка и поощрять его благие намерения;
  • соблюдать закон своей страны и правила международных договоров в области охраны прав детей;
  • обеспечить обучение в школе, колледже, вузе;
  • оснащать ребенка всем необходимым для жизни: едой, жильем, одеждой;
  • предоставить ребенку защиту;
  • играть с детьми, создать все условия для их развития.

Защита прав детей

Конвенция о правах ребенка — это международный договор, в соответствии с которым государства берут на себя обязательства по защите детей. Государство, участвующее в Конвенции, обязано бороться с детской смертностью, помогать женщинам во время беременности и после рождения ребенка. Эти обязанности проистекают из принципа охраны материнства и семьи. Ребенка нужно защищать:

  • от насилия;
  • от использования его труда, если это препятствует обучению;
  • от вовлечения в наркотическую зависимость;
  • от торговли детьми, похищений;
  • от информации, вредящей его нормальному развитию;
  • от войны (несовершеннолетние не могут призываться на фронт);
  • на более мягкое наказание в случае совершения им преступления.

Комитет ООН

Комитет ООН по правам ребенка был учрежден Конвенцией. Это специальный орган, который рассматривает сообщения о нарушениях прав ребенка. В него входят 10 человек из стран, состоящих в Конвенции о правах ребенка.

Комитет рассматривает поступающие сообщения, если они не анонимны. Он предлагает государству меры для исправления ситуации и запрашивает отчет. Если ситуация связана с торговлей детьми или вовлечением их на войну, Комитет проводит расследование. Он просит разрешения у государства, в котором произошло нарушение, на присутствие. По результатам расследования член комитета предлагает государству меры по устранению нарушения и контролирует их выполнение.

На данный момент Комитет может принимать сообщения о нарушении прав непосредственно от детей.

Рассмотрение сообщений Комитетом

Резолюцией Генассамблеи ООН от 19.12.2011 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о защите прав ребенка, который регулирует рассмотрение сообщений Комитетом. Сообщение — это жалоба лица на действия своего государства, нарушающие права, предусмотренные Конвенцией. Комитет рассматривает сообщение, если оно отвечает следующим условиям:

  • не анонимное;
  • оформлено в письменном виде;
  • совместимо с требованиями Конвенции и протоколов;
  • поставленный вопрос еще не рассматривался Комитетом или в порядке другой процедуры международного урегулирования;
  • достаточно обосновано;
  • исчерпаны все государственные средства защиты, или очевидно, что предоставление помощи затягивается;
  • сообщение поступило в течение года после того, как закончились внутригосударственные средства защиты.

Комитет рассматривает полученные сообщения на заседаниях. После этого он направляет свои соображения государству, в отношении которого поступила жалоба. Основной принцип разрешения конфликтов — это дружественное урегулирование спора, основанное на уважении обязательств, утвержденных Конвенцией. Если существует угроза нанесения непоправимого вреда жертве нарушения, Комитет может просить государство о введении временных мер. Такая просьба может быть направлена еще до вынесения решения по жалобе.

Защита прав ребенка в России

Конвенция о правах ребенка в России вступила в силу 13 июня 1990 г. Во исполнение требований Конвенции в 1998 г. был принят Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Он развивает положения Конвенции и Конституции РФ о правах ребенка. При содействии Детского Фонда ООН и Министерства труда в 1998 г. в России появилась должность Уполномоченного по правам ребенка. Изначально эта должность была введена в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калужской, Волгоградской, Новгородской областях. В 2005 г. уполномоченные по правам детей России заключили соглашение о сотрудничестве и создали Ассоциацию. На сегодняшний день институт детского омбудсмена развивается не только на уровне субъектов РФ, но и образовательных учреждений, муниципальных образований.

В 2009 г. была создана должность Уполномоченного по правам детей при Президенте РФ. Первым на эту должность был назначен Алексей Головань, который до этого был детским омбудсменом от Москвы. На данный момент эту должность занимает Анна Кузнецова.

В 2009 г. появился Детский Общественный Совет при Уполномоченном по правам ребенка. Он действует на общественных началах и занимается вопросами, касающимися прав и законных интересов детей.

Законодательство РФ о правах ребенка

Права детей в РФ впервые были закреплены в Семейном кодексе. Они перечисляются в 11 главе — права несовершеннолетних детей:

  • Право на жизнь в семье, получение воспитания.
  • Знать родителей, общаться с ними и остальными родственниками. Если родители развелись, ребенок не утрачивает право на общение с ними обоими.
  • Право на защиту. Ее должны осуществлять родители, законные представители, а в определенных случаях — суд, прокурор, орган опеки.
  • Право на выражение своего мнения. Родители должны принимать решения, касающиеся интересов ребенка, с учетом его точки зрения. Если в судебном разбирательстве затрагиваются права ребенка, он вправе быть выслушанным.
  • Право на фамилию, имя, отчество.
  • Право изменить фамилию, имя, отчество.
  • Право владеть имуществом и получать его по наследству.

Также в России действуют следующие законы, направленные на защиту прав детей:

  • Федеральный закон об образовании.
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
  • Федеральный закон об опеке и попечительстве.

Формы защиты

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ, каждый человек может защищать свои права любыми способами, не запрещенными законом. Ребенок в силу своей незрелости не всегда способен самостоятельно отстаивать собственные права и свободы. Ст. 56 Семейного кодекса РФ говорит о том, что ребенок может самостоятельно обращаться в орган опеки, если считает, что родители (или лица, их заменяющие) нарушают его права. С 14 лет ребенок может обратиться в суд. Государство обязано помогать ребенку, если его родители не исполняют свои обязанности по воспитанию должным образом или злоупотребляют правами.

Согласно ст. 64 Семейного кодекса, родители являются представителями детей на основании закона. Поскольку ребенок обладает неполной дееспособностью, некоторые юридически значимые действия за него осуществляют родители. Они осуществляют защиту интересов ребенка в отношениях с гражданами, юридическими лицами, а также в суде. Для этого родителям не нужны специальные полномочия (доверенность) — они являются представителями в силу закона.

Лицами, заменяющих родителей, являются усыновители, попечители, опекуны. Они выступают в качестве законных представителей. Если таковые лица отсутствуют, обязанность по защите прав ребенка возлагается на прокурора, суд, орган опеки.

Органы опеки

Орган опеки и попечительства принимает сообщения от граждан и должностных лиц о нарушениях прав ребенка. Помимо этого, орган опеки может контролировать некоторые действия законных представителей. Согласно п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса РФ, опекун не может совершать сделки, направленные на уменьшение или отчуждение имущества подопечного, без согласия данного органа. Попечитель не может давать подопечному одобрение на совершение таких сделок без согласия органа опеки.

Таким образом, в Российской Федерации существуют правовые механизмы для выполнения требований Конвенции о правах ребенка.

Источник

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий