С 2021 года прожиточный минимум считают по-новому. В чем разница и как это повлияет на доходы россиян?

Справочные таблицы содержат величину прожиточного минимума в среднем на душу населения России по годам, по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и по регионам Российской Федерации. Статистические данные приведены за период с 2000 по 2021 год.

На графике ниже показана динамика изменения по годам средней величины прожиточного минимума на душу населения России.

image 

Величина прожиточного минимума на душу населения России по годам

Период

Все население

Величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, в процентах

трудоспособное население

пенсионеры

дети

2000

1210

1320

909

1208

188,5

1 квартал

1138

1232

851

1161

162,7

2 квартал

1185

1290

894

1182

182,9

3 квартал

1234

1350

930

1218

189,7

4 квартал

1285

1406

962

1272

216,1

2001

1500

1629

1144

1499

204,1

1 квартал

1396

1513

1064

1405

178,1

2 квартал

1507

1635

1153

1507

195,8

3 квартал

1524

1658

1163

1514

209,5

4 квартал

1574

1711

1197

1570

231,9

2002

1808

1968

1379

1799

218,3

1 квартал

1719

1865

1313

1722

187,3

2 квартал

1804

1960

1383

1795

207,1

3 квартал

1817

1980

1387

1799

220,8

4 квартал

1893

2065

1432

1880

252,8

2003

2112

2304

1605

2090

244,7

1 квартал

2047

2228

1554

2039

212,7

2 квартал

2137

2328

1629

2119

230,1

3 квартал

2121

2318

1612

2089

242,7

4 квартал

2143

2341

1625

2113

289,5

2004

2376

2602

1801

2326

269,3

1 квартал

2293

2502

1747

2259

241,0

2 квартал

2363

2588

1793

2313

252,4

3 квартал

2396

2629

1816

2336

264,8

4 квартал

2451

2690

1849

2394

314,6

2005

3018

3255

2418

2896

268,0

1 квартал

2910

3138

2332

2795

225,7

2 квартал

3053

3290

2449

2937

253,8

3 квартал

3047

3288

2440

2921

266,8

4 квартал

3060

3302

2450

2931

321,6

2006

3422

3695

2731

3279

296,8

1 квартал

3374

3640

2703

3234

242,2

2 квартал

3443

3717

2747

3301

287,5

3 квартал

3434

3709

2736

3292

297,5

4 квартал

3437

3714

2739

3290

357,1

2007

3847

4159

3065

3679

326,0

1 квартал

3696

3993

2950

3536

268,7

2 квартал

3809

4116

3033

3647

313,3

3 квартал

3879

4197

3085

3704

326,6

4 квартал

4005

4330

3191

3830

389,7

2008

4593

4971

3644

4389

323,6

1 квартал

4402

4755

3508

4218

277,4

2 квартал

4646

5024

3694

4448

317,5

3 квартал

4630

5017

3660

4418

336,5

4 квартал

4693

5086

3712

4472

360,2

2009

5153

5572

4100

4930

327,9

1 квартал

5083

5497

4044

4857

276,7

2 квартал

5187

5607

4129

4963

327,1

3 квартал

5198

5620

4134

4978

321,9

4 квартал

5144

5562

4091

4922

385,6

2010

5688

6138

4521

5489

333,3

1 квартал

5518

5956

4395

5312

292,6

2 квартал

5625

6070

4475

5423

332,3

3 квартал

5707

6159

4532

5510

325,0

4 квартал

5902

6367

4683

5709

380,5

2011

 6369

 6878

 5032

 6157

326,3

1 квартал

6473

6986

5122

6265

273,6

2 квартал

6505

7023

5141

6294

313,9

3 квартал

 6287

 6792

 4961

 6076

326,3

4 квартал

 6209

 6710

 4902

 5993

 395,2

2012

6510

7049

5123

6259

 356,7

1 квартал

6307

6827

4963

6070

303,2

2 квартал

6385

6913

5020

6146

353,8

3 квартал

6643

7191

5229

6387

350,5

4 квартал

6705

7263

5281

6432

417,4

2013

7306

7871

5998

7022

354,9

1 квартал

7095

7633

5828

6859

307,3

2 квартал

7372

7941

6043

7104

339,0

3 квартал

7429

8014

6097

7105

343,6

4 квартал

7326

7896

6023

7021

425,1

2014

8050

8683

6617

7752

344,9

1 квартал

7688

8283

6308

7452

296,9

2 квартал

8192

8834

6717

7920

333,8

3 квартал

8086

8731

6656

7738

347,7

4 квартал

8234

8885

6785

7899

399,6

2015

9701

10455

7965

9472

314,1

1 квартал

9662

10404

7916

9489

263,8

2 квартал

10017

10792

8210

9806

297,1

3 квартал

9673

10436

7951

9396

317,3

4 квартал

9452

10187

7781

9197

381,6

2016

9828

10598

8081

9660

312,9

1 квартал

9776

10524

8025

9677

271,9

2 квартал

9956

10722

8163

9861

303,3

3 квартал

9889

10678

8136

9668

307,8

4 квартал

9691

10466

8000

9434

370,4

2017

10088

10899

8315

9925

311,5

1 квартал

9909

10701

8178

9756

281,4

2 квартал

10329

11163

8506

10160

299,1

3 квартал

10328

11160

8496

10181

301,6

4 квартал

9786

10573

8078

9603

365,8

2018

10287

11125

8483

10150

316,9

1 квартал

10038

10842

8269

9959

286,4

2 квартал

10444

11280

8583

10390

308,8

3 квартал

10451

11310

8615

10302

305,1

4 квартал

10213

11069

8464

9950

367,1

2019

10890

11809 

9002 

10703 

323,7 

1 квартал

10753

11653

8894

10585

280,0

2 квартал

11185

12130

9236

11004

308,3

3 квартал

11012

11942

9090

10838

317,8

4 квартал

10609

11510

8788 

10383 

389,6 

2020

1 квартал

10843 

11731 

8944 

10721 

290,3 

2 квартал

11468 

12392 

9422 

11423 

285,4 

3 квартал

11606 

12542 

9519 

11580 

299,0 

2021

11653

12702

10022

11303

За периоды с 1 квартала 2000 г. по 3 квартал 2017 г. приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством РФ, с 4 квартала 2017 г. – Минтрудом России в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в РФ”; за год – оценка на основе указанных данных за 1-4 кварталы соответствующего года.

В 2005г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума на основании Федерального закона от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ “О потребительской корзине в целом по РФ”.

В 2013г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по РФ”.

На 2021г. расчета величины прожиточного минимума согласно Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2406

image

Величина прожиточного минимума по регионам России на 2020 год таблица

Регион России, субъект РФ

Величина прожиточного минимума по группам населения и регионам России на 2020 год

Все населения

Дети

Пенсионеры

Трудоспособное население

Российская Федерация

11 606

11 580

9 519

12 542

   Центральный федеральный округ    

       Белгородская область

9 395

9 564

8 204

10 298

       Брянская область

11 342

11 274

9 359

12 154

       Владимирская область

11 178

11 400

9 360

12 180

       Воронежская область

9 269

9 248

7 744

10 049

       Ивановская область

10 965

11 149

9 104

11 918

       Калужская область

11 721

11 715

9 654

12 601

       Костромская область

11 241

11 283

9 382

12 264

       Курская область

10 596

10 777

8 737

11 364

       Липецкая область

9 928

10 136

8 276

10 709

       Московская область

13 580

13 531

10 151

14 987

       Орловская область

10 806

10 950

8 924

11 575

       Рязанская область

10 785

10 899

8 913

11 643

       Смоленская область

11 148

10 934

9 227

11 984

       Тамбовская область

10 248

10 145

8 755

11 028

       Тверская область

11 306

12 003

9 302

12 216

       Тульская область

11 167

11 098

9 440

11 970

       Ярославская область

10 891

11 071

8 783

11 910

       Город Москва (город федер. значения)

18 029

15 582

12 722

20 589

   Сибирский федеральный округ    

       Республика Алтай

10 838

10 875

8 926

11 252

       Республика Тыва

11 494

12 213

9 034

11 856

       Республика Хакасия

12 150

13 046

9 643

12 777

       Алтайский край

10 493

10 628

8 968

11 202

       Красноярский край

13 409

14 095

10 426

14 186

       Иркутская область

12 453

13 081

9 992

13 219

       Кемеровская область – Кузбасс

10 780

11 348

8 639

11 407

       Новосибирская область

12 037

12 454

9 653

12 785

       Омская область

10 614

10 982

8 491

11 233

       Томская область

12 246

12 935

9 803

12 962

   Дальневосточный федеральный округ    

       Республика Бурятия

12 741

13 459

9 982

13 219

       Забайкальский край

13 613

14 428

10 685

14 146

       Республика Саха (Якутия)

17 877

18 612

14 362

18 930

       Камчатский край

21 797

23 215

17 268

22 851

       Приморский край

13 939

15 330

11 216

14 764

       Хабаровский край

15 569

16 580

12 491

16 510

       Амурская область

13 281

13 924

10 765

14 104

       Магаданская область

21 102

22 402

16 717

22 319

       Сахалинская область

16 408

17 780

13 151

17 490

       Еврейская автономная область

15 645

16 286

12 632

16 603

       Чукотский автономный округ

23 860

24 472

18 426

24 583

   Северо-Западный федеральный округ    

       Республика Карелия

14 467

13 819

12 057

15 713

       Республика Коми

14 567

14 701

11 884

15 715

       Архангельская область

           Ненецкий автономный округ (Архангельская область)

22 219

23 215

18 067

23 423

           Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа)

13 857

13 815

11 411

15 048

       Вологодская область

11 811

11 818

9 713

12 808

       Калининградская область

12 018

11 737

9 779

12 878

       Ленинградская область

11 212

10 790

9 550

12 151

       Мурманская область

18 079

18 326

14 961

18 767

       Новгородская область

11 624

11 651

9 599

12 613

       Псковская область

11 807

11 779

9 692

12 790

       Город Санкт-Петербург (город федер. значения)

11 685

11 391

9 478

12 826

   Южный федеральный округ

       Республика Адыгея (Адыгея)

9 879

10 209

8 054

10 501

       Республика Калмыкия

10 584

10 929

8 417

11 023

       Республика Крым

10 945

11 713

8 922

11 671

       Краснодарский край

11 298

11 012

9 300

12 190

       Астраханская область

10 936

11 862

9 065

11 400

       Волгоградская область

9 909

10 106

8 034

10 625

       Ростовская область

10 979

11 613

8 844

11 668

       Город федерального значения Севастополь

11 494

12 551

9 346

12 249

   Северо-Кавказский федеральный округ    

       Республика Дагестан

10 471

10 788

8 196

10 719

       Республика Ингушетия

10 336

10 853

8 082

10 572

         Кабардино-Балкарская Республика

11 723

12 501

9 159

12 192

         Карачаево-Черкесская Республика

10 451

11 051

8 444

11 024

       Республика Северная Осетия-Алания

9 956

10 402

7 973

10 494

       Чеченская Республика

11 333

11 414

9 179

11 668

       Ставропольский край

9 956

10 454

8 082

10 619

   Приволжский федеральный округ    

       Республика Башкортостан

9 908

9 925

8 059

10 544

       Республика Марий Эл

10 184

10 535

8 326

10 913

       Республика Мордовия

9 378

9 796

7 693

10 079

       Республика Татарстан (Татарстан)

9 752

9 891

7 910

10 374

       Удмуртская Республика

10 470

10 674

8 442

11 080

       Чувашская Республика – Чувашия

9 804

9 883

7 951

10 414

       Пермский край

10 844

11 124

8 914

11 633

       Кировская область

10 710

11 060

8 680

11 441

       Нижегородская область

10 681

11 094

8 800

11 536

       Оренбургская область

9 938

10 417

8 172

10 602

       Пензенская область

9 610

10 002

7 953

10 396

       Самарская область

11 163

11 240

8 862

12 330

       Саратовская область

9 728

10 051

8 025

10 502

       Ульяновская область

10 589

10 912

8 643

11 363

   Уральский федеральный округ    

       Курганская область

10 588

11 147

8 735

11 312

       Свердловская область

11 129

11 897

9 038

11 860

       Тюменская область

             Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)

16 306

16 407

13 242

17 544

           Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область)

16 851

16 903

13 230

17 593

           Тюменская область (кроме Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа)

12 046

12 417

9 601

12 673

       Челябинская область

11 430

11 965

9 417

12 247

Данные по величине прожиточного минимума на душу населения России взяты с сайта РОССТАТа (http://gks.ru)

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Похожие таблицы

Комментарии:

comments powered by HyperComments Темы: КадрыОплата трудаОрганизация бизнеса Так как к показателям прожиточного минимума в 2019 году в России привязывается большинство других значимых показателей, таких как МРОТ и пенсионное обеспечение, его размеры имеют большое значение для многих россиян и работающих в РФ иностранцев. При этом следует помнить, что прожиточный минимум на ребенка или пенсионера отличается от предусмотренных размеров потребительской корзины взрослого трудоспособного человека. Также необходимо помнить, что в разных субъектах РФ данные показатели также могут серьезно отличаться.

Оглавление: 1. Прожиточный минимум в 2019 году в России – общие показатели 2. Прожиточный минимум на 2019 год по регионам – таблица 3. Как рассчитывается прожиточный минимум в России и по регионам

Прожиточный минимум в 2019 году в России – общие показатели

Непосредственно прожиточный минимум в 2019 году в России составляет 10213 рублей на душу населения в целом по РФ. При этом следует помнить, что соответствующие принципы расчета данного показателя устанавливаются по итогам предыдущего квартала (то есть на данный момент, на 1 квартал 2019 года, действует цифра прожиточного минимума, установленная для 4 квартала 2018 года) и до 1 мая 2019 года регулируются Приказом Минтруда №102н от 20.02.2019.

Непосредственно с 1 мая 2019 года в России прожиточный минимум изменяться пока что не будет, так как для анализа экономических показателей и потребительской корзины первого квартала этого года потребуется время.

В целом же по стране показатели прожиточного минимума являются следующими:

  • Прожиточный минимум для ребенка в начале 2019 года составляет 10302 рубль.
  • Прожиточный минимум для пенсионера в начале 2019 года установлен на уровне 8615 рублей.
  • Для взрослого трудоспособного человека прожиточный минимум составляет 11310 рублей.

Прожиточный минимум для пенсионеров устанавливается положениями отдельного нормативного акта, которым в случае с 2019 годом является ФЗ №178 от 17.07.1999.

Прожиточный минимум на 2019 год по регионам – таблица

Так как в различных регионах РФ показатели прожиточного минимума могут серьезно отличаться друг от друга, лучше всего разобраться в данном вопросе касательно отдельного субъекта РФ может помочь таблица на 4 квартал 2018 год по регионам, актуальная до установления новых сумм. Выглядит таблица следующим образом:

Регион
Адыгея 9012 9634 7415 9045
9752 10154 8248 9938
Амурская область 11172 11894 9106 11490
11816 12896 9892 11425
9581 10047 8044 10135
8784 9355 7193 8723
8480 9129 7105 8202
9655 10358 8051 9421
10395 10815 8263 10799
9523 10385 8063 9374
9174 9865 7514 8135
10698 11633 8912 10428
8612 9296 7217 8260
9315 9604 7399 9395
13051,24 13844,43 10569,17 13573,81
11284,04 11750,6 8952 11805,32
9900 10769 8320 9724
Республика Ингушетия 9992 9596 7370 9609
10698 11327 8626 10958
10497 10899 8255 11230
Калинин градская область 10939 11718 8938 10651
9120 9548 7346 9189
10240 11039 8542 9916
Камчатский край 19741 20886 15810 21271
Карелия Республика 12829 13975 10798 11957
9108 9645 7372 9476
9897 10872 8086 10121
Республика Коми 12948 13892 10582 13025
Костромская область 9664 10534 8143 9383
10228 11075 8496 9716
Красноярский край 11642 12332 9110 12116
9814 10545 8121 10208
9387 10023 7808 9799
Курская область 9058 9741 7577 8923
10239 11088 8777 9877
8720 9424 7348 8763
18910 19881 14886 20348
Республика Марий Эл 8849 9447 7285 9048
8503 9132 6975 8924
Москва 16087 18376 11424 13747
14649 15307 12243 14848
Ненецкий АО 20297 21360 16576 21228
9222 9952 7666 9355
10407 11328 8661 10172
10552 11217 8524 10800
Омская область 8942 9481 7238 9085
9513 10215 7955 9364
8744 9486 7291 9020
Пермский край 10098 10804 8279 10289
12623 13310 10143 13782
10623 11536 8817 10306
9657 10292 7859 9972
9474 10260 7915 9264
Самарская область 9872 10876 7827 9608
Санкт-Петербург 11055,2 12118,2 8981 10783,6
8599 9269 7144 8712
Республика Саха (Якутия) 16667 17729 13400 17072
14072 14790 11136 14933
10217 10933 8477 10450
г.Севастополь 10422 11178 8583 10854
Республика Северная Осетия (Алания) 9014 9532 7318 9216
Смоленская область 10148 10909 8450 9865
Ставропольский край 8622 9183 7039 8764
8722 9515 7373 8565
8709 9726 7121 8723
Тверская область 10170,87 10983,93 8490,3 10442,32
Томская область 10595 11175 8512 10828
Тульская область 9815 10529 8438 9585
Республика Тыва 9949 10267 7893 10448
10450 11015 10611 8411
Удмуртская Республика 8975 9524 7318 8962
Хабаровский край 13497 14330 10882 14282
9876 10416 7962 10365
14471 15615 11898 14352
9330 10002 7758 9551
10508 10927 8474 10367
8657 9193 7099 8639
Чукотский АО 21606 22146 16518 22591
15538 16260 12279 15328
9451 10368 7717 9446

С учетом того, что МРОТ теперь приравнивается к прожиточному минимуму, в том числе и в регионах, не всегда данные показатели должны соответствовать друг другу. В частности, отдельные региональные нормативные акты предусматривают, что МРОТ в регионе должен быть выше, чем прожиточный минимум – например, составлять 1,2 его части в некоторых случаях.

Как рассчитывается прожиточный минимум в России и по регионам

Прожиточный минимум является показателем, который должен отражать минимальный объем средств, необходимых гражданам для обеспечения потребностей в жилье, пропитании, обеспечении непродовольственными товарами – одеждой, обувью и другими необходимыми вещами.

Рассчитывается прожиточный минимум исходя из усредненной потребительской корзины, включающей в себя различные продовольственные продукты. Непродовольственная часть прожиточного минимума не рассчитывается исходя из цен на товары или определенного их списка, а приравнивается к половине продуктовой корзины, равно как и затраты на коммунальные услуги. При этом разница в размерах данного показателя в различных регионах РФ обеспечивается именно за счет наличествующей разницы цен в различных субъектах.

Необходимо помнить, что прожиточный минимум не является точным показателем того, что минимально необходимо человеку, поэтому в первую очередь он имеет общее статистическое значение, необходимое для определения минимальных размеров различных выплат и платежей для обеспечения человека.

Использоваться прожиточный минимум может как для определения фактического уровня МРОТ или минимальных размеров пенсии, так и для расчета иных выплат. В частности, применяется этот показатель и с целью определения необходимых алиментов в некоторых ситуациях. Кроме этого, многие иные показатели и нормативы могут также использовать для расчета именно прожиточный минимум и динамику его изменения. Изменяется данный показатель по итогам каждого отдельного квартала, однако не всегда правительство Федерации или субъектов РФ успевает адаптировать под показатели прошедшего периода соответствующие расчеты и постановления.

Если прожиточный минимум берется для расчета максимального размера пенсии, то следует помнить о том, что в данной ситуации принимаются во внимание все виды пенсионного обеспечения. То есть – социальная доплата до уровня прожиточного минимума проводится только тогда, когда размер пенсии с учетом даже материального обеспечения оказывается ниже установленных показателей прожиточного минимума пенсионеров. Также различаются и механизмы компенсации прожиточного минимума – если фактическая пенсия ниже общего по стране уровня, доплата проводится за счет средств федерального бюджета, а если выше – то используются региональные финансы.

МРОТ по законам экономики должен превышать прожиточный минимум, в крайнем случае, показатели должно быть равными. Но не во всех государствах это правило соблюдено. Еще пару лет назад Россия тоже не могла установить равновесие в этих уровнях, что приводило к недовольству граждан. Бробанк разъяснит, что такое прожиточный минимум и МРОТ и как учитываются эти две величины в экономике страны.

Содержание:

  1. Отличия показателей
  2. Взаимосвязь МРОТа и ПМ
  3. Правовые документы
  4. Когда минималка может не достигать прожиточный минимум
  5. Где учитывают уровень ПМ
  6. На что влияют МРОТ и ПМ

Отличия показателей

МРОТ — фиксированный показатель, который отражает минимальный размер заработной платы гражданам России. Его утверждает правительство страны. МРОТ — един для всего государства, ниже этой цифры нельзя выплачивать заработную плату. Но в законе объясняют и возможные исключения, которые могут возникать в определенных ситуациях. Прожиточный минимум — наименьший размер заработка, который потребуется гражданину для обеспечения минимального уровня потребностей.

Федеральный МРОТ устанавливают для всей территории РФ. Работодатели в обязательном порядке выплачивают заработные платы сотрудникам в размере не меньше фиксированного показателя. Так как территория России большая и расположена в разных климатических условиях, то уровень жизни по регионам отличается. Поэтому и МРОТ местные органы власти могут установить в большем размере, чем базовый показатель по стране, но не в меньшем.

Районные уровни применяют для конкретных регионов — Крайнего Севера и территорий, который к нему приравнены, в том числе высокогорья и пустынь. Отличается минималка и для столичных округов. МРОТ в РФ регулирует закон №82 принятый в 2000 году.

От ПМ и минималки зависят многие другие выплаты гражданам:

  • заработок;
  • компенсации по больничному листу;
  • пенсии;
  • платежи беременным;
  • выплаты по уходу за детьми;
  • компенсации.

Общее у минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума то, что оба показателя призваны гарантировать гражданам нормальное существование и удовлетворение основных потребностей.

Главные отличия МРОТ от ПМ:

  1. МРОТ — минимальный фиксированный показатель дохода за выполнение трудовой деятельности.
  2. С помощью ПМ оценивают уровень жизни по разным городам и районам России через потребительскую корзину. То есть, сколько можно купить продуктов в определенной местности за одинаковую сумму. Либо сколько будет стоить одинаковый набор продуктов в каждом регионе.

Прожиточный минимум основывается на потребительской корзине — денежном выражении всех товаров и услуг, которые нужны для нормальной жизни. В нее включают:

  • продукты, коммуналку, непродовольственные товары;
  • другие обязательные выплаты государству или поставщикам жизненно-важных услуг.

Поэтому понятия МРОТ и ПМ скорее дополняют друг друга.

Взаимосвязь МРОТа и ПМ

МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума, так гласит закон. В ТК РФ установили связь между суммами этих показателей, чтобы снизить уровень бедности по территории страны.

До 2018 года МРОТ был ниже прожиточного минимума. Но уже к концу 2018 года эти показатели пришли в равновесие. Дальнейший курс был взят на то, чтобы сохранить равенство между МРОТ и ПМ либо сделать так, чтобы минимальный доход россиян стал выше прожиточного минимума.

Правовые документы

МРОТ закреплен в федеральном законе с 2000 года, до этого законодательный акт издавался каждый раз новый. С тех пор ежегодные изменения в законе касаются только суммы наименьшего дохода работающим россиянам. На 2019 год размер минимальной заработной платы составлял 11280 рублей, а с 1 января 2020 года его повысят до 12130 рублей. Прожиточный минимум в 2017 году был больше, чем МРОТ. На 2019 год прожиточный минимум равен 11185 рублей, то есть он на 95 рублей ниже федерального МРОТа.

Размер региональной минималки определяют на основании статьи 133 Трудового Кодекса РФ, а индексацию показателя поддерживают статьей 421. Заработная плата — не одно и то же, что и МРОТ. Зп состоит из оклада, премиальных выплат, надбавок, коэффициентов по району. Если все эти выплаты в сумме превышают объем минималки, то работодатель на законных основания может снизить оклад.

МРОТ может быть меньше зп в таких ситуациях:

  1. Когда работник не на полном трудовом дне. В таком случае зп пропорциональна отработанному времени.
  2. Если гражданин работает по совместительству в нескольких организациях. При этом его общий доход при полном рабочем дне не может быть меньше минимального уровня дохода.

Прожиточный минимум регулируют ФЗ №134. Показатель используют для оценки жизни граждан, для статистики о количестве бедных в стране. ПМ служит базой для формирования МРОТ.

В Указе «О национальных целях, стратегических задачах развития РФ до 2024 года» определены способы борьбы с бедностью в Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы устанавливают на следующий год на основании прожиточного минимума, рассчитанного за второй квартал предшествующего года.

С тех пор как ПМ уравняли с МРОТ, работодатели не могут назначать заработную плату своим сотрудникам в меньшем размере, чем прожиточный минимум. Ежемесячный наименьший доход теперь должен включать денежный размер потребительской корзины. Если по каким-либо причинам зарплата работника вышла меньше, чем МРОТ, работодатель должен доплатить недостающую сумму за счет премий, надбавок или увеличить оклад дополнительным соглашением.

Для формирования минималки выбирают прожиточный минимум второго квартала текущего года по следующим причинам:

  1. Во втором полугодии уровень инфляции снижается. Из-за этого уменьшается и сумма прожиточного минимума.
  2. Согласно статистическим данным именно второй квартал отражает средний показатель уровня ПМ за год.
  3. После второго квартала остается еще 6 месяцев на распределение финансов на следующий год и заработных плат гражданам РФ, которые получают финансирование из бюджета.

Последствия для работодателей при нарушении закона о МРОТ:

Работодатель Штраф
ИП От 1 до 5 тыс. рублей
Должностное лицо От 10 до 20 тыс. рублей
Юр. лицо От 30 до 50 тыс. рублей

Санкции назначают на основании статьи 5.27 КоАП.

Где учитывают уровень ПМ

В целом по России прожиточный минимум нужен для того, чтобы:

  • оценить уровень жизни граждан РФ при осуществлении программы по улучшению экономики в государстве;
  • обосновать МРОТ на федеральном уровне и минимальный объем пенсии;
  • установить стипендии, соц. пособия и другие выплаты, которые назначают из федерального бюджета;
  • сформировать федеральный бюджет.

Прожиточный минимум для регионов Российской Федерации служит для:

  • определения качества жизни граждан в определенном регионе и успешности осуществления программы по улучшению условий жизни;
  • оказания финансовой поддержки для малоимущих семей;
  • формирования регионального бюджета.

Также ПМ по региону нужен для того, чтобы в центрах занятости граждан определять подходящие вакансии для зарегистрированных безработных лиц.

На что влияют МРОТ и ПМ

МРОТ и прожиточный минимум влияют на следующие выплаты:

  1. Заработная плата. В 2019 году гражданин не может получать доход в месяц ниже установленного показателя. Если зарплата ниже прожиточного минимума, работник вправе подать жалобу в соответствующую организацию. После этого к владельцу компании применяют санкции, назначают штрафы. При этом реальный заработок может быть ниже МРОТа, если гражданин работает неполный день, не выполняет норму по времени и труду или работает по совместительству.
  2. Пособия. От минимального дохода зависят пособия по беременности, родам, уходу за малышом до 1,5 лет, оплата больничных листов.
  3. Налоги. От минимального размера оплаты труда зависит и величина налогов. Повышается минималка — увеличиваются налоговые отчисления.
  4. Районный коэффициент. Доплаты назначают тем гражданам, которые работают в особых климатических зонах.

МРОТ может оказывать негативное воздействие на малый бизнес. Предприниматели не в состоянии выплачивать зп в таком размере. Кроме того у ряда граждан снижается мотивация для развития и улучшения профессиональных навыков.

Если размер пенсии оказывается у россиянина меньше прожиточного минимума, то выплаты дотягивают до нужного показателя. Пенсионеру потребуется обратиться в фонд социальной защиты по месту жительства или в ПФ и подать письменное заявление.

С таким понятием, как «прожиточный минимум» (или ПМ) сталкивается каждый россиянин. Данным понятием оперируют для вычисления множества различных экономических показателей. Затрагивает он непосредственно и жизнь обычных обывателей. Многие граждане надеются, что правительство повысит размер показателя, что спланирует повышение зарплаты, дотаций и прочих субсидий.

А какой прожиточный минимум в России на сегодня и что влияет на этот уровень? Имеется ли тенденция к его увеличению, и на сколько ожидается повышение ПМ в текущем 2019 году? Как отражается этот показатель на обычную жизнь россиянина. Такие вопросы стоит разобрать более детально, ведь от уровня такого показателя зависит очень многое, непосредственно влияющее на повседневный быт россиян.

imageУровень прожиточного минимума различен для разных регионов РФ

Содержание

Этот показатель базируется на определении общей стоимостной величины, требуемой для полноценного функционирования каждой личности. То есть уровня денежного эквивалента конкретного подбора продуктов и непродовольственных товаров/услуг, нужных для естественной и здоровой жизнедеятельности, включая и удовлетворение всех социально-культурных надобностей определенной личности.

Мнение эксперта Евгений Беляев Юрист-консультант, финансовый эксперт

С 01.09.2018 в РФк определению уровня ПМ стало привязываться и многие иные значимые идентификаторы (такие, как степень пенсионных дотаций и МРОТ).

Но, выясняя какая существует сумма прожиточного минимума на сегодняшний день, следует учитывать, что уровень ПИ не будет одинаковым для всех россиян. В частности, для детей, лиц старческого возраста он будет отличаться по сравнению с показателями для работающего гражданина. Также нужно учитывать, что данный градиент расчета будет неодинаков и для всех российских регионов.

imageОпределение понятия

Данные по ПМ в России

Показатели потреб.корзины на январь 2018 г. составляли 10 326 руб. Это усредненный полученные итог на душу гражданского населения РФ. Принципы, используемые для определения этого идентификатора, были регламентированы Постановлением Правительства за №1490 от 2017 г. Но, начиная с мая 2018, регламент расчета уровня потреб.корзины изменился. Стал учитываться и размер-минимум по зарплате, что привело к корректировке основных данных по ПМ. Оценивая идентификатор уже определенных данных за 2018 и 2019 г.г., можно увидеть, насколько изменилась разница, определяющая прожиточный минимум на человека.

Первый квартал 2018 (в руб.):

  • граждане-пенсионеры: 8 5834
  • трудоспособные граждане: 11 160;
  • дети: 10 181.

Первый квартал 2019 (в руб.):

  • лица пенсионного возраста: 8 726;
  • трудящиеся: 11 281;
  • несовершеннолетние: 10 390.

Но, уточняя точные идентификаторы, показывающие региональный прожиточный минимум, что входит в эту сумму, необходимо понимать, что на формирование итоговых чисел непосредственное влияние оказывают принятые постановления местного административного руководства. Огромную важность имеет и финансово-экономическая региональная ситуация.

imageИз чего складывается прожиточный минимум

Как определяется показатель для субъектов РФ

Идентификаторы уровня потребительской корзины по российским регионам рассчитываются, исходя из потребности каждого человека. Чтобы выяснить, как рассчитать прожиточный минимум на человека, следует учитывать количество и ценовую политику питания/товаров, необходимых для поддерживания здорового функционирования организма. Сюда входит:

  • основные продукты (хлеб, молочная продукция, мясные изделия, фрукты/овощи, яйца и картофель);
  • требуемые услуги для естественного существования личности;
  • вещи/товары для первой необходимости.

Все это в объединении и становится базой, используемой при определении ПМ. Все составляющие прожиточного минимума корректируются каждые 5-6 лет либо чаще, при наличии инфляционных процессов. Поэтому размеры определяемой величины могут колебаться и меняться до 3-4 раз ежегодно.

Мнение эксперта Евгений Беляев Юрист-консультант, финансовый эксперт

Колебания показателя ПМ влекут за собой и значительные корректировки в бюджет отдельно взятого региона РФ. Причем каждая подкатегория граждан (дети/пенсионеры/ работающие) требует индивидуального подхода в определении итогового показателя.

На что оказывает влияние показатели ПМ

Можно с уверенностью заявить, что определяемый идентификатор оказывает огромное воздействие на жизнь наших граждан. В частности влияние оказывается на такие показатели, как:

  • минимальный уровень зарплаты;
  • выдача студенческих стипендий;
  • дотации малоимущим, многодетным и иным категориям населения;
  • дотационные показатели.

Все данные подкатегории также обладают тенденцией возрастать вместе с повышением уровня официального прожиточного минимума. Что в свою очередь приводит к увеличению запросов региональных бюджетов и, соответственно федеральных. И именно благодаря полученному показателю, можно оценить условия проживания людей в отдельно рассматриваемом регионе.

imageКак изменялся уровень прожиточного минимума

Если оказывается, что некий из показателей, включенных в определение ПМ, не дотягивает до идентификатора, то государство проводит дополнительные выплаты. И именно за счет уровня прожиточного минимума и происходит полное и окончательное формирование федерального/регионального бюджетного уровня.

Мнение эксперта Евгений Беляев Юрист-консультант, финансовый эксперт

ПМ становится важнейшим и определяющим индикатором экономического состояния государства. На основании полученных итогов Правительство РФ и предпринимает определенные корректирующие шаги, направленные на стабилизацию экономики.

Показатели ПМ по российским регионам в 2019 году

Регион РФ (область/край) Для работающих граждан Для детей Для пенсионеров Средний показатель
Адыгея 10 343 9 655 8 877 9 233
Алтай 11 433 10 433 9 872 10 561
Алтайский край 9 907 9 812 8 153 9 491
Амурская 11 662 11 401 8 925 10 981
Архангельская 13 150 11 918 10 057 12 091
Астраханская 10 127 10 462 7 758 9 623
Башкортостан 9 553 9 183 7 316 9 015
Белгородская 9 784 8 964 8 630 9 468
Брянская 10 594 9 721 8 203 9 881
Бурятия 11 028 10 590 10 240 10 824
Владимирская 11 079 10 493 10 029 10 873
Волгоградская 9 974 9 570 7 557 9 319
Вологодская 10 490 9 679 9 288 10 383
Воронежская 9 240 9 174 8 929 8 967
Еврейская автономия 13 589 13 412 10 359 12 826
Дагестан 9 553 9 450 7 346 9 302
Забайкальский край 11 671 10 350 10290 11 291
Ивановская 10 967 10 143 8 406 10 103
Ингушетия 10 385 10 024 9 383 9 679
Иркутская 11 891 10 977 8 103 11 236
Кабардино-Балкария 10 787 9 981 9 343 9 801
Калининградская 11 538 10 684 10 030 10 981
Калмыкия 9 346 9 039 8 675 9 001
Калужская 11 291 10 293 8 690 10 483
Камчатский край 20 619 21 055 15 588 19 556
Карачаево-Черкесия 9 837 9 609 7 529 9 336
Карелия 14 187 12 331 10 863 13 031
Кемеровская 10 032 9 929 7 626 9 477
Кировская 10 315 10 009 7 882 9 676
Коми 13 893 13 026 10 583 12 949
Красноярский край 12 606 12 491 9 289 11 915
Костромская 11 561 10 680 10 349 10 901
Краснодарский край 11 060 9 891 8 456 10 239
Крым 11 349 10 658 10 390 10 901
Курганская 10 790 10 479 9 901 10 350
Курская 9 955 9 339 7 708 9 281
Ленинградская 11 001 10 601 10 201 10 451
Липецкая 9 434 8 856 7 327 8 735
Магаданская 19 086 19 520 14 276 18 147
Марий Эл 9 946 9 440 9 131 9 781
Мордовия 9 781 9 451 9 035 9 341
Москва 18 782 14 330 11 610 16 464
Московская 13 529 12 058 9 138 12 230
Мурманская 15 674 13 949 12 347 14 891
Ненецкий АО 21 528 21 428 16 691 20 461
Нижегородская 11 349 11 068 8 103 10 901
Новгородская 11 569 10 590 8 823 10 653
Новосибирская 11 528 11 146 8 724 10 844
Омская 9 768 9 642 7 412 9 251
Оренбургская 9 358 9 260 7 233 8 817
Орловская 11 236 10 981 10 457 10 898
Пензенская 10 021 9 378 9 868 9 784
Пермский край 10 805 10 290 8 280 10 099
Приморский край 13 219 13 700 10 067 12 538
Псковская 11 621 10 636 8 866 10 652
Ростовская 10 286 10 118 7 842 9 672
Рязанская 10 465 9 820 8140 9822
Самарская 11 674 10 674 10 237 10 901
Санкт-Петербург 12 064 10 742 8 945 11 008
Саратовская 10 346 10 030 9 232 9 638
Саха (Якутия) 17 458 16 907 13 276 16 464
Сахалинская 16 679 13 350 12 458 15 787
Свердловская 11 862 11 560 11 203 11 348
Севастополь 11 236 11 029 10 570 10 981
Северная Осетия (Алания) 10 035 9 658 9 035 9 768
Смоленская 11 135 10201 8579 10 365
Ставропольский край 9 674 9 623 8 954 9 090
Тамбовская 9 630 8 808 7 426 8 862
Татарстан 9 674 9 274 8 991 9 350
Тверская 11 220 10 861 8 637 10 411
Томская 11 769 11 583 8 921 11 180
Тульская область 10 628 9 761 8 509 9 916
Тыва 10 409 10 656 7 969 10 103
Тюменская 11 468 11 140 8 709 10 888
Удмуртия 9 676 9 303 7 424 9 151
Ульяновская 10 371 9 993 7 938 9 683
Хабаровский край 16 757 14 675 13 457 15 090
Хакасия 11 242 11 024 10 785 10 898
Ханты-Мансийский АО 15 647 14 465 11 894 14 513
Челябинская 10 270 9 940 7 919 9 593
Чеченская Республика 10 091 9 564 9 035 9 665
Чувашская Республика 10 091 9 561 9 081 9 561
Чукотский АО 21 961 22 4763 16 387 21 442
Ямало-Ненецкий АО 22 790 18 676 17 898 20 671
Ярославская 10 632 9 784 7 870 9 696

Задачи по урегулированию показателя на федеральном/региональном уровне

Государство строго отслеживает все изменения, касающиеся изменений прожиточного минимума. И немедленно реагирует на изменения. Шаги, предпринимаемые правительством, непосредственно затрагивают интересы малоимущих россиян, доходность которых не добирается до порога-минимум. Таким семья оказывается всесторонняя поддержка.

Мнение эксперта Евгений Беляев Юрист-консультант, финансовый эксперт

Если совокупный (общий) семейный доход не достигает показателя установленного ПМ, необходимо обратиться в органы местной соцслужбы и оформить причитающиеся субсидии/дотации.

imageС 2018 года при расчете прожиточного минимума будет учитываться и средняя зарплата

Помощь можно получить в виде уменьшения на 50,00% размера оплаты по коммунальным и иным видам обязательных платежей. Также есть возможность оформить госпомощь и в ином направлении. Например:

  • бесплатный проезд на городском транспорте;
  • неоплачиваемое питание в школьных столовых;
  • дополнительные денежные пособия;
  • бесплатные путевки в санатории, детские лагеря.

Но обязательно стоит учитывать и некоторые имеющиеся факторы. В частности для получения госпомощи все члены семьи, претендующей на дотации, обязаны быть официально трудоустроенными. Для определения общего семейного дохода в органы соцслужбы требуется принести справки формы 2НДФЛ. Если взрослый член семьи не работает, он обязан встать на учет в местную Службу Занятости, откуда также дополнительно принести справку.

Если граждане, претендующие на получение соцпомощи, не могут официально подтвердить уровень своих доходов, то, к сожалению, их заявление рассматриваться не будет. Так как у сотрудников, действующих строго в рамках закона, не будет возможности точно определить совокупный доход данной семьи.

Выводы

Такой показатель, как уровень прожиточного минимума, оказывает важнейшее влияние на все аспекты жизни страны. От этого показателя зависит жизнь как отдельно взятой семьи, так и работы всего региона, формирование бюджета на высшем уровне. Но также стоит понимать, что данный показатель не является нормой. Это минимум, до которого, к большому сожалению, порой даже не доходит общий уровень достатка некоторых российских семей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий