Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность, в аренду

Дата публикации: 10.12.2020 00:00 image

Отдельно понятия «бессрочная аренда» в действующем законодательстве РФ не существует. Условия аренды принимаются в соответствии с требованиями гражданского и земельного законодательства. А в ч. 2 ст. 610 ГК РФ предусматривается возможность не определять конечный срок аренды, то есть, передавать на неопределенное время. Именно этот вариант принято считать бессрочной арендой. В земельном кодексе РФ нет нормативного определения бессрочной аренды, земли государственной или муниципальной собственности могут передаваться на определенное, неопределенное время, пользование или в собственность.

ФЗ №209 разрешает передавать права и обязанности по договору аренды в залог, использовать их как паевой взнос в уставной капитал в пределах заключенных сроков. При этом достаточно лишь уведомить о планах владельца, его согласие на такие действия не требуется. Заключение между сторонами нового договора необязательно, всю ответственность перед арендодателем автоматически принимает на себя новый арендатор.

Кто имеет право получить участок на неопределенное время (бессрочно)

В постоянное (бессрочное) пользование или аренду на неопределенное время имеют право оформлять государственные и муниципальные учреждения, органы местной власти, граждане и юридические лица. Закон позволяет такие участки пользователям в первую очередь покупать в личную собственность. На время аренды запрещено менять целевое назначение земли, продавать, делить, передавать в пользование наследникам и т. д.

image

Право бесплатного оформления участка земли в бессрочное пользование дается только один раз, попытки местных органов ввести дополнительные сборы и платежи незаконны и могут оспариваться в судебном порядке. Получить право на бессрочную аренду можно на бесплатной основе или путем его приобретения на специальном аукционе. Победитель торгов получает от местной администрации право аренды без срока окончания, оно касается не только земли, но и всех зданий и сооружений, имеющихся на ней на момент окончания торгов.

Алгоритм предоставления в постоянное (бессрочное) пользование федеральных земельных участков

Государственные нормативные акты регламентируют порядок предоставления земельных участков. Процесс состоит из следующих этапов.

1.    Подготовительный. Если необходимо образовывать новый участок для передачи, то готовится схема его расположения и утверждается проект межевания с учетом границ выделенной земли. 2.    Подача заявления. Юридическое или физическое лицо подает письменное заявление с просьбой о заключении договора данного земельного участка. Если на участке есть капитальное здание или иное сооружение, то с заявлением обращается владелец такой недвижимости. 3.    Производство заинтересованным лицом необходимых работ, связанных с кадастровым оформлением новых границ участка, постановка на учет. 4.    Заключение договора аренды не бессрочное пользование с владельцем земельного участка.

Такой принцип предоставления земельных участков не зависит от фактического адреса регистрации получателя участка в аренду.

Особенности наследства и приватизации

Важно помнить, что законодательство не дает определения бессрочной аренды с правом наследия. Свой алгоритм существует только у земель, предоставленных в право пожизненного владения с возможностью наследия. Если земля выделялась под ведение личного подсобного хозяйства, строительства, садоводства, то наследники имеют право подавать заявление и на регистрацию такой земли в личную собственность на основании пункта 9.1 ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ. От местных властей не требуется принятия отдельного решения, все происходит в автоматическом режиме.

Если необходимо приватизировать участок земли, находящийся в аренде на неопределенный срок, то алгоритм изменения собственника прописан в ЗК РФ. Окончательное решение принимается местными исполнительными органами государственной власти или местного самоуправления, имеющими право принимать такие решения (ст. 9–11 ЗК РФ).

Проблемы законодательства

Действующие нормативные акты имеют несколько определений земельных участков, но отдавать предпочтение одному из них неправильно. Для обязательного применения необходимо брать специальные нормы земельного законодательства, а определения гражданского права использовать субсидиарно. Следует иметь в виду положения ст. 3 ГК РФ, которая делает приоритетным регулирование актов гражданских отношений на федеральном уровне.

Суть любой аренды – получение пользовательского эффекта, в связи с чем в договоре должно четко прописываться цель данного юридического действия. Это требования пока не указывается в документах, но проблему стороны могут устранить самостоятельно во время согласования конкретных условий документа. Отдельно рассматривается вопрос заключения договоров аренды без указания сроков. Но понятие «бессрочной» аренды противоречит природе коммерческих отношений, подходить к заключению таких договоров следует очень внимательно и при возможности в кратчайшие сроки изменять условия пользования земельными участками.

Еще одна проблема – различные перечни оснований для прекращения договора аренды в земельном и гражданском законодательстве. Все спорные вопросы необходимо решать в судебном порядке, результат рассмотрения зависит не только от обоснованности данного иска, но и от квалификации судьи. Такое положение существенно увеличивает роль человеческого фактора и создает трудности обеим сторонам.

Вопросы и ответы

Где можно получить информацию о свободных землях? Каждый субъект федерации создает собственные органы и базы, ведущие учет свободных земель в регионе. Но в большинстве случаев этими делами занимаются местные отделы федеральных земельных фондов. Информация может предоставляться в письменной или электронной форме, оба документа имеют одинаковую юридическую силу.

Как принять участие в торгах участками земли? Все владельцы в обязательном порядке размещают условия и время проведения торгов по выделению земельных участков в аренду на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru. Кроме того, сведения публикуются в официальных средствах СМИ местного самоуправления.

Когда можно взять землю без торгов? Условия прописаны в ст. 39.18 ЗК РФ. К соискателям относятся граждане, желающие получить землю для ведения личного или фермерского хозяйства, но при отсутствии заявлений на эти земли от других претендентов.

Что дешевле, аренда или собственность на землю? Надо помнить, что собственники платят установленные государством и органами местного самоуправления налоги, а арендаторы оплачивают арендную плату в соответствии с условиями договора. Размеры арендной платы зависят от характеристик участка: вида целевого назначения, расположения, физических свойств и т. д. Общая сумма определяется площадью и ставками за единицу с учетом местных коэффициентов. Как правило, размеры арендной платы выше земельного налога.

Когда наступает право льготной покупки арендованных участков? ФЗ №159 от 22. 08. 2008 года устанавливает, что арендаторы получают индивидуальные льготы при выполнении следующих условий: недвижимость была во временном владении не менее четырех лет, не было задержек с арендной платой, участок земли не имеет ограничений по использованию.

Заключение

В связи с тем, что количество споров между сторонами аренды земли с неопределенным сроком постоянно увеличивалось, по всем таким делам было сделано специальное определение Верховного Суда РФ №310-ЭС19-2506. Существующие положения Гражданского кодекса РФ дают возможность каждой из сторон договора об аренде земли на неопределенное время прекратить юридические отношения в любое время, достаточно предупредить арендатора за один месяц (владельцев земли и иной недвижимости за три месяца). Такая норма считается универсальной и не зависит ни от каких индивидуальных обстоятельств.

Верховный Суд РФ подтвердил это положение своим определением. Это значит, что даже если арендатор посадил на земле различные с/х растения (сады, зерновые или пропашные культуры), построил здания и сооружения, то после прекращения договора аренды без объяснения причин он лишается не только права аренды, но и всех построек и неотделимых улучшений. Теперь попытки обжаловать такие решения обречены на неудачу. Об этом следует всегда помнить перед заключением договора аренды на неопределенный срок.

Дополнительная информация по теме

Технический план для регистрации договора аренды

Гаражная амнистия в 2021 году: что нужно знать собственникам

Как оформить сельскую ипотеку на льготных условиях

Многих интересует, можно ли бесплатно получить в собственность земельный участок от государства, кто имеет право на такое получение и что для этого необходимо сделать. Кроме того, с вступлением в силу масштабных изменений в Земельный кодекс, введенных Федеральными законами от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, N 224-ФЗ, от 29.12.2014 N 487-ФЗ, особенно актуальным стал вопрос: остались ли в новом Кодексе соответствующие положения, позволяющие гражданам реализовать свои права на бесплатное получение земли в определенных случаях. На этот, и некоторые другие вопросы, мы постараемся ответить в рамках настоящей статьи.

В новую редакцию Земельного кодекса введены статьи 39.5 В«Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатноВ» и 39.19. В«Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатноВ».

В соответствии с ними, право бесплатного получения в собственность земельного участка из государственных или муниципальных земель имеют, помимо прочего следующие категории лиц:

1. некоммерческие организации граждан, созданные для ведения садоводства и огородничества — в отношении участка земель общего пользования, образованного из ранее предоставленного данной организации земельного участка;

2. гражданин – по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 4 ст. 39.5, пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ), при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.

3. гражданин – по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях на срок не более чем шесть лет при условии, что гражданин использовал земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по установленной законом специальности (пп. 5 ст. 39.5, пп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ). Перечень муниципальных образований и специальностей устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

4. гражданин в чьем фактическом пользовании находится земельный участок, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п.4 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ В«О введении в действие Земельного кодекса Российской ФедерацииВ»);

5. граждане, имеющие трех и более детей – в определенных законами субъектов РФ случаях.

При этом каждый субъект РФ устанавливает свои критерии признания семьи многодетной. Например, в г. Москве на основании ст. 2 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60, многодетной признается семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей, в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы, до достижения младшим из них возраста 16 лет, а учащимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет.

Среди многодетных семей отдельно выделяются многодетные малообеспеченные семьи — это семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Москвы в расчете на душу населения.

Предоставление земельного участка в собственность бесплатно этим лицам осуществляется однократно, независимо от количества оснований, предусматривающих такое предоставление.

6. Граждане, которым такое право предоставлено иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

К таким лицам относятся:

  • Ветераны ВОВ и участники горячих точек, а также члены их семей, утратившие трудоспособность. Здесь действует закон В«О ветеранахВ», принятый в январе 1995 года. Данная категория льготников имеет право на бесплатное получение земельных участков не только под строительство жилья, но и под сады и огороды, а также на получение земель под сенокосы и пастбища.
  • Военнослужащие. Данная категория лиц может претендовать на бесплатные наделы по месту прохождения службы, при условии, что фактический срок контрактной службы составляет не менее десяти лет. Такими же правами наделены контрактные военнослужащие при увольнении в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или попавшие под сокращение штата, если срок выслуги минимум 15 лет. В этом случае военнослужащему предоставляется земельный надел по месту службы или по другому предпочтенному месту жительства.
  • Сотрудники ОВД, прослужившие более 15 лет. Льготное предоставление земельных участков также распространяется на сотрудников ОВД, перешедших на службу в уголовно-исполнительную систему.
  • Граждане, подвергшиеся радиоактивному облучению (Чернобыльская АС).
  • Герои труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, Герои Советского Союза и др.
  • В установленных законом случаях право на бесплатное получение земли также могут иметь граждане, поставленные на учет, как нуждающиеся; дети, потерявшие родителей (сироты), инвалиды, одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, работники бюджетной сферы, работающие по трудовому контракту, молодые специалисты, направленные по трудовому контракту работать в сельскую местность и др.

В общих чертах порядок действий по приватизации земельного участка можно описать следующим образом:

  1. Подготовка пакета документов для предоставления земельного участка (п. 1, п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ). В зависимости от оснований предоставления земельного участка, список необходимых документов может отличаться. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
  2. Предоставление собранных документов в уполномоченный орган: в зависимости от того, находится ли испрашиваемый участок в государственной или муниципальной собственности, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, орган государственной власти субъекта РФ или в территориальное управление Росимущества.
  3. Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления. Принятое решение направляется заявителю (п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ).
  4. Постановка приватизируемого участка на кадастровый учет: если земельный участок предстоит образовать или уточнить его границы, необходимо осуществить выполнение кадастровых работ в отношении участка (за счет заявителя), подготовку межевого дела, после чего участок можно будет поставить на кадастровый учет.
  5. Получение решения уполномоченного органа о предоставлении участка в собственность бесплатно: в соответствии с п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка.
  6. Регистрация права собственности заявителя на земельный участок.

Хотелось бы отметить, что на настоящий момент практика применения нового законодательного регулирования еще не сложилась, что не позволяет сделать однозначных выводов о том, как вышеуказанные процедуры применяются на практике.

Поскольку отдельные случаи предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно во многом урегулированы непосредственно законодательством субъектов РФ, каждый раз при рассмотрении конкретной ситуации необходимо уточнить, не имеется ли оснований для приватизации земельного участка данным лицом.

в†ђ назад

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ.

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

Предоставление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, принимает решение о предоставлении таких земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и заключает с указанной Государственной компанией договор аренды таких земельных участков. Порядок расчета размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, – в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  • Проведение работ по формированию земельного участка:
  1. выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
  2. определение разрешенного использования земельного участка;
  3. определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
  4. принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
  5. публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
  • Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
  • Подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  1. Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
  2. Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
  3. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, если иной порядок не установлен ЗК РФ.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

  1. Государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
  2. Заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
  3. Заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

Земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок:

  1. Занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур;
  2. Предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов, предусмотренных выше.

Соглашение, указанное в п. 15 ст. 30 ЗК РФ, может предусматривать передачу в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

Соглашение, указанное в п. 15 или 16 ст. 30 ЗК РФ, должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.

Государственную землю в собственность: Видео

ВОПРОС: Наследник оформляет в собственность дом в деревне на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Дом принадлежал умершему отцу наследника на основании договора дарения между ним и его отцом (дедом наследника). Договор составлен и зарегистрирован еще в мае 1991г и как в нем сказано – дом расположен на земельном участке, предоставленном совхозом «Х».

Каким образом наследнику оформить в собственность земельный участок?

ОТВЕТ: Оформлять земельный участок необходимо с учетом норм действующего земельного законодательства.

В пп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ содержится один из основополагающих принципов земельного законодательства: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательствомдля случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п.1 ст.36ЗК РФ (п.3 ст.35 ЗК РФ).

На основании п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗКРФ, а также федеральными законами.

ВОПРОС: В настоящее время предоставление земли осуществляется при условии проведения торгов. Возможно ли предоставление земельного участка органом государственной власти без проведения торгов?

ОТВЕТ: Предоставление земельного участка без проведения торгов возможно в случаях, предусмотренных законом.

Общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим и физическим лицам установлен в гл. VЗК РФ.

При этом следует учитывать, что земельные участки могут предоставляться для строительства либо для целей, не связанных со строительством.

Предоставление земельных участков для строительства.

Законодательством предусмотрены следующие случаи, когда земельные участки предоставляются для строительства без проведения торгов:

— земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный участок по выбору предоставляется бесплатно в собственность или в аренду (п. 2.1 ст. 30ЗК РФ);

— предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду также осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (п. 2.2 ст. 30ЗК РФ);

— предоставление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов (п. 2.3 ст. 30ЗК РФ);

— предоставление земельного участка гражданину для индивидуального строительства может осуществляться без проведения торгов в случае, предусмотренном п. 3 ст. 30.1ЗК РФ. Этой нормой предусмотрено, что, если после подачи гражданином заявления о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (ст. 29ЗК РФ) опубликовали сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого участка, и по истечении месяца со дня опубликования такого сообщения заявления не поступили, указанные органы власти принимают решение о предоставлении участка для жилищного строительства в аренду гражданину и в других случаях.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов по общему правилу также производится без проведения торгов.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в их собственности земельных участков, а также участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (п. п. 1.1- 1.2 ст. 30ЗК РФ).

Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Возможность предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, предусмотрена в ст. 34ЗК РФ. При этом в самой статье не содержится конкретных указаний относительного того, что предоставление земельных участков для названных целей должно осуществляться с проведением торгов либо без них.

Согласно ст. 34ЗК РФ органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, а также порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений. В п. п. 2- 6 данной статьисодержатся нормы об общем порядке предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством объектов.

В соответствии со ст. ст. 34, 38ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков.

Для соблюдения указанных принципов приобретение участка или права на заключение договора на его аренду для целей, не связанных со строительством, возможно исключительно на торгах.

Еще один распространенный случай предоставления земельных участков для указанных целей без проведения торгов предусмотрен п. 1 ст. 36ЗК РФ. Согласно данной норме исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права на их аренду имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Если какое-либо должностное лицо нарушит правила по предоставлению земельных участков, оно может быть привлечено к ответственности по ст. 14.9КоАП РФ (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления). При доказанности же корыстной или иной личной заинтересованности данные действия могут быть квалифицированы по ст. 285УК РФ («злоупотребление должностными полномочиями»).

ВОПРОС: По договору ипотеки банку в залог было передано здание и право аренды земельного участка, на котором оно находится. Собственник здания и арендатор земли — одно и то же лицо, которое после заключения договора залога выкупило земельный участок. Дополнительное соглашение не было заключено. В связи с неисполнением основного обязательства банк предъявил иск об обращении взыскания на здание и земельный участок. Правомерно ли обращение взыскания на земельный участок, если предметом залога было лишь право аренды на него?

ОТВЕТ: Обращение взыскания на земельный участок правомерно.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 352ГК РФ залог прекращается в случае прекращения заложенного права. В рассматриваемом случае установленный сторонами залог в отношении земельного участка прекращается, в связи с тем, что право аренды прекратилось. Однако залог на здание остался в силе.

Согласно п. 1 ст. 35ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, новый собственник приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний.

В силу п. 4 ст. 35ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

Реализация здания, являющегося предметом ипотеки, при судебном обращении на него взыскания будет осуществляться посредством его продажи с торгов. Такая продажа может быть осуществлена только одновременно с продажей принадлежащего залогодателю на праве собственности земельного участка, на котором расположено это здание, даже если сам земельный участок не был заложен.

Однако, поскольку земельный участок все же не является предметом залога, то залогодержатель не имеет преимущественного права удовлетворения своих требований, обеспеченных ипотекой, из вырученной от продажи участка денежной суммы.

ВОПРОС: Местная администрация (арендодатель) и гражданин (арендатор) заключили на неопределенный срок договор аренды земельного участка, на котором располагается нежилое строение, находящееся в собственности у гражданина. Может ли администрация отказаться от данного договора в порядке п. 2 ст. 610ГК РФ?

ОТВЕТ: В рассматриваемом случае администрация может отказаться от договора аренды в порядке, определенном законом.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 610ГК РФ, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества — за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок (абз. 2 п. 2 ст. 610 ГК РФ).

ВОПРОС: Возможно ли одному из собственников земельного участка, находящегося в общей долевой собственности четырех собственников, продать свою долю и как это можно сделать?

ОТВЕТ: долю в общей долевой собственности продать можно, соблюдая требования действующего законодательства и учитывая особенности купли-продажи земельных участков.

Общие положения о купле-продаже недвижимости (в том числе земельных участков) содержатся в §7 гл.30 ГК РФ (часть вторая). Предусмотрена форма договора: договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 550 ГК РФ). Переход права собственности подлежит государственной регистрации (п.1 ст.551 ГК РФ). В договоре продажи земельного участка должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение земельного участка (ст.554 ГК РФ). Договор продажи земельного участка должен предусматривать цену этого имущества (п.1 ст.555 ГК РФ).

ЗК РФ предусмотрены особенности купли-продажи земельных участков. Так, в соответствии с п.1 ст.37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Кроме того, продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Необходимо обратить внимание на то, что земельный участок находится в общей долевой собственности, поэтому при продаже участка (или доли земельного участка) постороннему лицу участники долевой собственности имеют преимущественное право ее покупки. Для этого продавец обязан известить в письменной форме остальных участников о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий. Если они откажутся от покупки или не приобретут участок в течение месяца, продавец вправе продать свою долю любому лицу, но не ниже ранее предложенной цены. Если купля-продажа произошла с нарушением правила о преимущественной покупке, то любой участник долевой собственности вправе в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя (п.1 ст.250 ГК РФ).

Следовательно, продавец обязан, кроме прочего, известить остальных собственников о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий. Как правило, такое извещение осуществляется направлением телеграммы или заказного письма с уведомлением, т.е. уведомление должно позволять установить дату получения собственниками такого уведомления.

ВОПРОС: Возможно ли арендовать пустующую землю, расположенную на территории муниципального образования Свердловской области, для осуществления на ней гражданином сельскохозяйственной деятельности? Куда обратиться с данным вопросом?

ОТВЕТ: необходимо знать назначение указанных земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики и др. (главы XIV – XVIII ЗемК РФ). Т.к. законодательство не допускает в некоторых случаях использование земель одного назначения для каких-либо иных целей, кроме как определенных в законе.

То есть для осуществления сельскохозяйственной деятельности земли могут быть сельскохозяйственного назначения.

На основании п.1 ст. 20 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

Таким образом, для того, чтобы узнать назначение земель, возможность заключения договора аренды необходимо обратиться в администрацию муниципального образования, на территории которого находится земельный участок. При обращении в администрацию нужно точно указать местонахождение земельного участка.

  • 1202 просмотра

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий