Миллионеры в глуши. Как в Алтайском крае стартовал проект «Земский учитель» с внушительными бонусами

После того как нашу глубинку покидает всё больше талантливой молодёжи, государство начинает опережающими темпами внедрять целевые программы по финансовой поддержке молодых специалистов на селе.

Органы государственной власти планируют начать реализацию этого проекта не только для врачей и фельдшеров, но и по отношению к учителям.

«Земский учитель»: программа 2021

Как показала практика на примере внедрения государственной программы «Земский доктор», предоставленной субсидией в размере 1 миллион рублей смогли воспользоваться сотни молодых специалистов.

С 2019 года в программу внесли ряд корректировок и теперь для того, чтобы воспользоваться правом на участие в проекте «Земский доктор» и «Земский фельдшер», максимальный возраст претендентов подняли с 35 до 50 лет.

В 2021 году в подобной поддержке нуждаются тысячи молодых специалистов по всей стране. Законодатели и губернаторская власть на местах полностью поддерживают этот проект и начинают согласовывать источники финансирования, а также отдельные особенности и требования к кандидатам.

Участвовать в программе «Земский учитель» и получить 1 миллион рублей от государства смогут:

  • Граждане в возрасте до 35 лет (50 лет после изменений);
  • Имеющие высшее профессиональное образование;
  • Заключившие с местным органом образования (либо с местной администрацией) договор на работу в сельской школе сроком не менее 5 лет.

Ожидается, что «подъемные деньги» на адаптацию к условиям жизни на селе должны будут переводиться в течение 30 дней с момента заключения договора.

На что можно потратить 1 миллион рублей по программе «Сельский учитель»:

  • Покупка жилого дома;
  • Приобретение строительных материалов для постройки жилого дома;
  • Покупка квартиры или жилого помещения;
  • В счет взноса по ипотеке.

На самом деле проект по стимулированию возвращения интеллигенции на село только начинается и в ближайшие годы государство намерено участвовать в этих программах.

Возвращение дипломированных специалистов на малую родину способно дать второе дыхание развитию провинциальных территорий и способствовать росту числа населения в отдалённых районах, а также в повышении привлекательности профессии учитель.

Интересные новости

Повышение зарплаты врачам в 2021 году

Список военнослужащих, кому положены 15000 рублей по указу Путина

Карточки малоимущим в 2021 году

Сбербанк Онлайн и Мобильный банк: подробное руководство

Почему доллар дороже рубля: простыми словами

Повышение зарплаты бюджетникам с 1 мая

Секреты заработка на бирже акций для новичка

Куда вложить деньги, чтобы заработать

Что будет с ценой на золото

Вслух.ruНовостиБеседы image

Ради участия в программе «Учитель для России» Мария пожертвовала престижной должностью.

Мы пообщались с четырьмя участниками программы «Учитель для России», которые поехали преподавать из Тюмени в разные регионы страны. Что их побудило ввязаться в проект, который не предполагает никаких крупных материальных бонусов? У каждого — своя история.

Наша первая героиня — Мария Кунгурова, которая сейчас работает в в маленьком городке Выкса. Она рассказала о том, как проходила отбор в программу, какие сложности возникли во время обустройства на новом месте и удалось ли найти общий язык с детьми и учителями.

Только не Сибирь

— Как и когда вы узнали о программе? Почему решили принять в ней участие?

 — В ноябре 2019 года я решила, что больше не могу работать без удовольствия. Была заместителем начальника отдела в финансовой организации. А общение с детьми всегда вдохновляло, поэтому набрала запрос «учитель» на сайте по поиску работы и увидела вакансию, которая рассказывала о программе «Учитель для России».

— Почему выбрали именно программу «Учитель для России», а не другие похожие, например, «Земский учитель»(где платят до 2 млн руб)?

 — Другие просто не изучала. Познакомившись с миссией и ценностями «Учителя для России», сразу поняла, что это работа моей мечты. Деньги не были мотивирующим фактором, поскольку на тот момент моя зарплата была значительно выше предлагаемой фондом стипендии.

— Был ли у вас раньше опыт работы с детьми?

 — После окончания университета я уехала во всероссийский детский центр «Орлёнок» (Краснодарский край), прошла педагогическую переподготовку, работала там на протяжении года сначала воспитателем, затем заместителем начальника лагеря. После этого вернулась в Тюмень, была волонтером, занималась с детьми, оставшимися без попечения родителей в интернате «Горизонт» и Доме малютки.

— Было ли у вас предпочтение, в какую область вы хотите ехать?

 — После года работы на юге я осознала, насколько сильно моё настроение и работоспособность зависят от климата. Поэтому в общении с менеджером по распределению обозначила, что готова к переезду в любой регион, который на данный момент сотрудничает с программой, кроме Сибири. Калужская область привлекала относительной близостью к Москве, Новгородская — историей, Воронежская и Тамбовская — климатом. Но распределили в Нижегородскую. А с ней у меня связана многолетняя традиция: с 2016 года я встречаю здесь каждый Новый год. Поэтому была очень рада такому распределению.

— Как происходил процесс отбора? Вы подали документы, что дальше?

 — Сначала я зарегистрировалась на сайте и заполнила анкету, в которой указала контактные данные, опыт работы, образование, а также решила кейсы и написала эссе. Это был первый этап отбора. Я успешно его прошла.

Далее меня ожидало skype-интервью, длилось оно около часа. Рекрутер задавала вопросы о прошлом опыте, предлагала к решению несколько педагогических кейсов. Я справилась с заданиями, меня пригласили на очный тур — основной этап отбора. Он состоялся в середине февраля 2020 года, поэтому действительно был очным. Сейчас все проходит онлайн, что очень удобно для иногородних кандидатов.

Я летала в Санкт-Петербург, проходила отбор в здании НИУ ВШЭ. Очный тур длился примерно семь часов. За это время мы показали свой семиминутный урок, подготовленный заранее. Решили несколько групповых и индивидуальных заданий, прошли интервью и проверку предметных знаний.

Только в конце марта я узнала, что успешно прошла все этапы отбора. Мне прислали договор и форму для выбора школы. Я ответила на вопросы о том, какой вижу свою идеальную школу (городская или сельская, наполняемость классов, особенности коллектива и школьной администрации и другие вопросы). Менеджеры по распределению стараются учитывать все пожелания кандидата и запросы от школ. В итоге мне подобрали школу моей мечты.

image

Удивительная Выкса

— Теперь вы житель сельской местности? Какие были ощущения, когда уехали из города, что стало самым сложным?

 — Я никогда не жила в деревне. Сейчас живу в Выксе. Это моногород с населением 53 тысячи человек. По численности населения — что-то среднее между Ялуторовском и Ишимом. Работать каждое утро езжу в поселок. От дома до школы примерно десять километров. Учитывая, что пробок здесь почти не бывает, доезжаю за десять минут.

Выкса мне очень нравится. Градообразующий металлургический завод, основанный ещё в 1765 году, многое делает для преображения и развития городской среды. Здесь удивительный парк, созданный по образцу европейских парков в Версале, замечательный музей, современное арт-пространство с огромным книгохранилищем.

Стены многих домов в городе украшены граффити от знаменитых художников с мировым именем. По пути в школу я каждый день проезжаю мимо самого большого граффити в Европе.

Что касается пространства, где я живу, из моего окна открывается вид на красивый пруд с шикарными закатами и современную обустроенную набережную. В десяти метрах от подъезда комфортный песчаный пляж и волейбольная площадка. А зимой на этом пруду выксунцы ловят рыбу.

Если честно, я до сих пор не могу найти существенных минусов жизни в малом городе. Ритм жизни, конечно, другой: зимой после 19.00 город будто «засыпает», но быстро привыкаешь к этому. У меня нет ощущения, что я уехала «в деревню». Это современный приятный малый город. В Выксе много молодых семей с детьми, и люди очень доброжелательные, открытые и красивые. Кроме того, эти земли с богатой древней историей, есть возможность в выходные ездить в Муром, Владимир, Суздаль, Гороховец, Нижний Новгород, Дивеево, Арзамас, Городец и другие интересные места.

— Были ли страхи перед отъездом?

 — Не было, поскольку я понимала, что если в какой-то момент мне станет некомфортно, спокойно могу уволиться, переехать. Наоборот, я очень ждала того момента, когда уже наконец смогу выйти в школу.

— Как были решены бытовые вопросы — жилье, вещи первой необходимости?

 — Это была сложная история. Я собиралась выехать в Нижний Новгород в середине августа, но оказалась на карантине. 27-го августа закрыла больничный по ковиду, 28-го очень быстро закончила оформлять медкнижку, которую начала делать ещё до болезни, без нее невозможно приступить к работе с детьми. Затем всю ночь собирала вещи и стаскивала их в коробках в машину. Там книги и какие-то предметы первой необходимости в основном были. Но всё равно получилось достаточно объемно: весь салон и багажник.

Примерно после пятой коробки я села на пол в своей комнате и чуть не заплакала: мне через три часа выезжать, а конца сборам не видно. Но всё сгрузила, даже поспала немного. 29-го рано утром выехала, вечером 30-го августа приехала в Выксу. Договорилась снять квартиру посуточно, но ждала хозяйку до полуночи. В это время мы впервые встретились с некоторыми ребятами из программы, познакомились вживую, они мне показали город.

Вечером я случайно обнаружила, что замок на одной двери у машины сломан, и она просто не закрывается, то есть можно было дернуть ручку и все вещи вынести (хотя вряд ли, конечно, кому-то бы пригодились мои книжки). В Выксе только один человек мог починить этот замок, а запись к нему на две недели вперед. Это был дополнительный стресс — две недели оставлять машину открытой в чужом городе. Но все обошлось, замок починили, мне стало спокойнее.

На следующий день прошел педсовет, и ещё я посмотрела квартиру, которую сняла длительно. Правда, без ремонта и мебели. Нанять людей не смогла, поскольку все были заняты на объектах. Оказалось, это большая проблема. Пришлось делать ремонт своими руками. Утром вела уроки, потом ездила по строительным базам, приезжала в квартиру, снимала старые обои, красила, штукатурила, плитку перекладывала, мебель собирала, вечером уроки готовила, тетради проверяла. Ночью спала на кухне на спальном мешке между холодильником и стиральной машинкой (в комнате ремонт, пыльно). На этой же кухне в 6 м² и уроки готовила, и ела, и все вещи хранила. Это всё с нагрузкой в школе почти в 30 часов. Сейчас вспоминаю и не понимаю, как выжила вообще. Такое было желание поскорее обустроиться.

Полностью ремонт закончила в декабре, но из кухни в комнату переехала в начале октября. Снять квартиру сразу с ремонтом не смогла, поскольку время было очень ограничено, а в том районе, который мне подходил, предложений не нашла.

— Как долго вы уже в этом проекте, и как себя в нем ощущаете?

 — Как я уже сказала, отбор проходила с ноября 2019 до конца марта 2020, в июле 2020 была образовательная программа от НИУ ВШЭ онлайн, она называется «Летний институт». А в школу я вышла 1 сентября 2020 года. В программе ощущаю себя комфортно. Чувствую, как расту профессионально и личностно благодаря образовательным сессиям и обратной связи от коллег. Веду русский язык, родной русский язык, литературу, родную русскую литературу.

Плюсы и минусы программы

— Какие отношения сложились с учениками?

 — Думаю, доверительные, дружеские. В связи с коронавирусными ограничениями по кабинетам ходят учителя, а не ученики, как мы привыкли. Однажды после урока я собираю вещи, чтобы перейти в другой кабинет, слышу грохот и шум детских голосов. Не успеваю еще понять, что произошло, доносится приглушённый диалог: «Аааа, сломалось! Что же мы теперь делать будем? — Так, первое, что нужно сделать — рассказать Марии Александровне. Она нас прикроет… Всегда же прикрывает!». И уже громко: «Мария Алексаааандровна, мы тут сломааали…». Было неожиданно, и в этот момент мне стало очень страшно. Я испугалась того доверия, которое дети мне оказывают. Это был класс, который часто шумит на уроках, и мне казалось, что они меня не очень уважают. А тут! Первое — рассказать Марии Александровне. Она прикроет.

Ситуацию в итоге решили, не помню даже, что именно сломалось. И я этот урок усвоила.

— На ваш взгляд, чего в первую очередь не хватает в сельских школах? Что бы вы изменили?

 — Я не могу ничего сказать о сельских школах в целом, так как работаю только в одной. И, насколько я знаю, несмотря на территориальное расположение в поселке на три тысячи жителей, сельской она не считается. Но врать не буду, в этом я не специалист. На мой взгляд, материально-техническое оснащение сельских школ заметно хуже городских. Не знаю, почему, может, в этом есть какой-то высший замысел.

— Как проходили занятия в пандемию во время самоизоляции?

 — Меня эти изменения не коснулись, так как во второй четверти в этом учебном году в Нижегородской области отправили на дистанционное обучение 6-е, 7-е, 8-е, 10-е классы, а я преподаю в пятых. Мы работали в привычном очном формате.

Но могу сказать, из-за коронавирусных ограничений очень сложно «бегать» по кабинетам. Ещё и «дежурства» учителей в коридорах какие-то практикуют, для меня это вообще непонятно. То есть ты должен собрать вещи, выключить ноутбук (часто свой личный, потому что школьный может и не включиться), добежать до учительской, поменять учебники и стопки тетрадей, уйти в другой кабинет, подключить этот же свой ноутбук, загрузить видео, презентации, слайды, нарезать и раздать распечатки, если они требуются на этом уроке, разложить вещи, еще и в коридоре «подежурить». На всё десять минут. В это время нужно параллельно ответить на десятки вопросов детей. Крайне неудобно. Но, к счастью, это единственное неудобство, которое я испытала за весь учебный год.

— Каковы дальнейшие планы? Продолжите ли участвовать в этом проекте?

 — В следующем учебном году я продолжу участие в программе в той же роли. Думаю, и дальнейшая жизнь будет связана с образованием.

— Какие плюсы и минусы видите в программе сейчас?

 — Программа — это понимающее и принимающее сообщество педагогов, объединённое общими целями и ценностями. Если у начинающего учителя есть поддержка, люди, к которым он 24/7 может обратиться за помощью, советом, получить своевременную и полную обратную связь, он быстрее растет профессионально, чувствует себя увереннее.

— Что эта программа дала вам лично?

 — Достаточно большую теоретическую базу, а обучение продолжится еще в течение года. Но всё же «Учитель для России» — это не просто теоретическая педагогика. Мы обучаемся сразу на практике. Программа подобрала мне школу моей мечты, сообщество, в котором приятно находиться. Каждый месяц мои уроки смотрят куратор и методист, они дают очень подробную обратную связь.

Я смогла написать и провести почти 900 уроков и, кажется, с каждым месяцем они становятся качественнее. Проверила больше пяти тысяч детских работ, стараясь каждому ребенку давать обратную связь. Я слышу от учеников: «Я стала лучше читать», «Я полюбила русский язык», «Мой почерк стал разборчивее», «Я научился писать сочинения», «Я больше не делаю столько ошибок», «Мне нравятся ваши уроки», «Не важно, какую отметку вы поставите, главное, что я теперь понял, как это делается». Это всё дала мне программа. Если бы меня этому не научили, то ничего бы не вышло.

Фото Марии Кунгуровой

Справка «Вслух.ру»

С 2015 года в России реализуется общественная программа «Учитель для России». Цель этой программы в том, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей в разных регионах России, будь то город или небольшая деревушка. Каждый желающий может подать заявку на участие в программе, пройти собеседование и обучающие сессии, чтобы преподавать в школах России.

Программа предполагает переподготовку кадров, оплату участникам жилья и выплату зарплаты в течении двух лет. В 2020 году программа работает в 95 школах семи регионов России, в которых учителя проекта обучают более 30 тысяч детей.

Набор заявок в этом году продлится до 13 июня. Заполнить анкету для участия в программе можно по ссылке.

С 2015 года в России реализуется общественная программа «Учитель для России». Цель этой программы в том, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей в разных регионах России, будь то город или небольшая деревушка. Каждый желающий может подать заявку на участие в программе, пройти собеседование и обучающие сессии, чтобы преподавать в школах России. Программа предполагает переподготовку кадров, оплату участникам жилья и выплату зарплаты в течении двух лет. В 2020 году программа работает в 95 школах семи регионов России, в которых учителя проекта обучают более 30 тысяч детей.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram. Никакого спама, только самое интересное! Спасскую церковь могли взорвать Тайны старых домов Тюмени: о чем рассказывает их резное убранство?

На уровне отдельных регионов России нечто подобное новой программе действует уже несколько лет. Учителей завлекают для работы в малые города и сельскую местность. Именно там в школах ощущается большой дефицит кадров. И прежде всего региональные программы направлены на молодых педагогов.

Федеральная программа ограничений по возрасту вводить не будет. На работу в сёла и небольшие города будут принимать как недавно окончивших педагогический вуз специалистов, так и опытных учителей.

О введении программы “Земский учитель” с 2020 года было объявлено в конце зимы 2019 года. Тогда же Минпросвещения опубликовал такую статистику – из 42 тысяч российских школ 26 тысяч расположены в сельской местности. Дефицит педагогических кадров в них – 12 тысяч человек.

Заполнять дефицит будут лучшими из тех, кто подаст заявку на участие в программе.

Для того, чтобы педагоги могли ознакомиться со списком вакансий и подробными условиями участия в конкурсе, будет создан специальный электронный ресурс в интернете. На том же ресурсе можно будет заполнить анкету для участия в конкурсе.

Основная суть программы будет сводиться к следующему:

  1. За переезд на работу в сельскую местность или небольшой город (до 50 тысяч жителей) учитель будет получать один миллион рублей.
  2. Главное условие сохранения этого миллиона за специалистом – отработать в сельской школе минимум 5 лет.
  3. Ограничений по возрасту и опыту работы не будет.

Сами условия работы будут стандартными, федеральная программа никакой другой помощи педагогам, кроме выплаты одного миллиона, не предполагает. Но стоит помнить о том, что в некоторых российских регионах действуют местные программы по привлечению педагогических кадров на работу в сёла. Условия таких программ предполагают, что в течение нескольких лет педагог будет получать ежемесячную доплату из регионального бюджета. То есть, его зарплата в первые годы работы в школе выше, чем могла бы быть.

Если учитель переезжает в село или малый город и может воспользоваться сразу двумя программами – федеральной и региональной – для него условия будут более интересными. Он получит миллион рублей, на которые сможет полностью или частично решить жилищный вопрос. А за счёт региональной программы заработок педагога в селе будет более высоким.

Существует ли в конкретном регионе программа поддержки сельских учителей и каковы её условия – нужно уточнять в местных органах образования.

Чтобы оценить плюсы и минусы “Сельского учителя”, стоит обратить внимание на аналогичные программы для медицинских работников. Программы “Земский доктор” и “Земский фельдшер” действуют в России с 2012 года. По их условиям врач за переезд на работу в село получает один миллион рублей, фельдшер – 500 тысяч рублей.

Люди, которые воспользовались этими программами, часто делятся негативным опытом. Получив миллион рублей, они на несколько лет фактически становятся крепостными – администрация нагружает их самой тяжёлой работой, врачи постоянно слышат упрёки по поводу полученного миллиона. Примерно с тем же могут столкнуться и педагоги.

Понятно, что переезд в сельскую местность как таковой может быть достаточно тяжёлым, особенно если педагог всю жизнь прожил в достаточно крупном городе. Особенности сельского быта также стоит учитывать и хорошо себе представлять.

Главный плюс программы понятен – “Сельский учитель” поможет хотя бы частично решить жилищный вопрос. В зависимости от региона на один миллион рублей можно или купить жильё сразу, или использовать деньги как хороший первоначальный взнос по ипотеке. Это остаётся главной мотивацией для смены образа жизни городских учителей.

Изображения: Отдел образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края / http://роно-левокумский.рф

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравился материал? Расскажите о нём друзьям!Нашли опечатку?

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Трудовые льготы

Основные льготы учителям в сельской местности указаны в ст. 47 ФЗ «Об образовании»:

  1. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Определяется Приказом Минобрнауки от 11.12.2014 №1601. Распространяется и на работающих в городах. 36 часов в неделю для профессорско-преподавательского состава, социальных педагогов, педагогов-психологов, организаторов. 30 часов в неделю – старшим воспитателям, 24 часа за ставку – концертмейстерам и музыкальным руководителям, 25 часов – воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями; 30 часов – воспитателям образовательных учреждений интернатного типа, инструкторам физкультуры; 18 часов за ставку – учителям в общеобразовательных учреждениях, заведениях дополнительного образования, преподавателям в области физкультуры и спорта.
  2. Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 №466. Для работников общеобразовательных организаций – 56 календарных дней.
  3. Досрочное назначение страховой пенсии по возрасту при наличии стажа от 25 лет.
  4. Предоставление длительного отпуска без сохранения зарплаты на 1 год при стаже от 10 лет.
  5. Дополнительное профессиональное обучение не реже 1 раза в 3 года.
  6. Доплаты за классное руководство, организацию мероприятий, проверку домашних заданий.
  7. Доплата за вредные условия учителям химии.

Важно! Указанные льготы распространяются на сельских и городских учителей.

Как стать участником

В соответствии с опубликованными рекомендациями предусмотрен определенный порядок действий претендента:

  • ознакомление с актуальной информацией об открытых вакансиях;
  • выбор подходящего варианта;
  • подготовка и передача заявки вместе с необходимой сопроводительной документацией;
  • участие в конкурсе;
  • оформление трудоустройства;
  • получение денежной компенсации на индивидуальный расчетный счет в банке.

Посмотреть вакантные места

Для информационного обеспечения запланировано создание специализированного портала программы «Земский учитель» в 2021 году. Кроме поиска вакансий этот сайт упростит ознакомление с официальными законодательными актами, актуальными тематическими новостями. Одновременно будет повышена эффективность управленческих мероприятий в области образования.

В открытой части запланирована публикация:

Читайте также:  Права и обязанности апатридов в мире, получение гражданства

  • нормативных актов;
  • социальных условий, которые предлагаются в отдельных муниципальных образованиях;
  • перечня общеобразовательных организаций со сведениями о расположении, штатном расписании, количестве учеников;
  • реестра открытых вакансий с наименованием предметов и количеством рабочих часов.

Победителя определяют с помощью системы начисления баллов. Комиссия вправе делать коррекции с учетом:

  • реального состояния демографической ситуации в регионе;
  • социальных и экономических параметров населенного пункта;
  • удаленность школы от развитой городской инфраструктуры.

Отдельное внимание будет уделено обеспеченности специалистами с определенными навыками в сфере образования. Чтобы повысить объективность по данному критерию, начисляют баллы в зависимости от действительной длительности свободных вакансий:

  • 1 – при сроке от одного года до двух лет;
  • 3 – от 2 до 3 лет;
  • 5 – более трех лет.

К сведению! Дополнительные 10 баллов можно будет получить, если населенный пункт расположен на удалении более 200 километров от регионального центра.

Из нескольких претендентов с одинаковыми результатами победителя выбирают по дате заявки, зарегистрированной в системе отбора. Ответственность за фиксацию этого момента возложена на региональную компанию – уполномоченного оператора. Оценку можно повысить с учетом следующих особенностей:

  • первая (высшая) категория по квалификационному стандарту для занимаемой должности;
  • наличие достаточных навыков для качественного преподавания нескольких предметов;
  • ученая степень, особые достижения в профильной (смежной) области;
  • непрерывный (особо длительный >10 лет) стаж трудовой деятельности.

Собрать документы

По следующему перечню надо подготовить копии, которые затем подать оператору конкурса вместе с заполненным заявлением:

  • гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
  • диплом, справку о прохождении курсов, иные сведения о квалификации претендента;
  • трудовую книжку;
  • справку об официальном учете в ФНС;
  • пенсионную страховку.

Письменно подтверждают согласие:

  • на обработку предоставленных персональных данных;
  • с переездом в муниципальное образование по новому месту работы.

К сведению! Копии заверяют по правилам действующего законодательства. Отдельные документы для участия в программе «Земский учитель» вправе удостоверить руководитель организации-работодателя.

Следующий перечень корректируют с учетом реальных исходных условий:

  • свидетельства о браке, рождении детей;
  • трудовая книжка с записью о присвоении определенной категории по квалификационным стандартам;
  • копия приказа по общеобразовательному учреждению с аналогичными сведениями о профессиональных навыках.

Уполномоченный оператор фиксирует получение документов, передает заявителю опись с отметкой о дате регистрации. Министерство образования в официальных рекомендациях подтвердила возможность предоставления информации на бумажных носителях либо в электронном виде.

Принять участие в конкурсе

Следующий перечень объясняет, куда должен обращаться земский учитель для решения практических задач:

  • оперативную информацию размещают на специализированном федеральном портале;
  • организационные мероприятия выполняет уполномоченный региональный орган;
  • региональная комиссия после ознакомления с поступившими материалами сообщает о принятом решении.

После получения положительного ответа претендент заключает договор с общеобразовательным учреждением и подразделением местного муниципалитета. Определено время для окончательного решения – 1 месяц после получения уведомления о результатах конкурса. В этот период можно детально ознакомиться с условиями работы и проживания. Если претендент отказывается, вакансию (вместе с денежной компенсацией) предлагают следующему участнику. Очередность устанавливается рейтинговой оценкой набранных баллов.

При согласии на участие в программе «Земский учитель» оформляется обязательное трудоустройство на срок 5 лет с минимальной еженедельной нагрузкой 18 часов. Если вакансий больше, чем претендентов, появляется возможность свободного выбора из имеющихся вариантов.

Если действие трудового соглашения прекращено досрочно, учитель обязан вернуть полученные средства в полном объеме по следующей схеме:

  • уполномоченное подразделение муниципалитета высылает уведомление о необходимости возврата;
  • срок выполнения законного требования – не более 30-ти календарных дней;
  • при нарушении этого правила организуется взыскание компенсации в судебном порядке.

Возврат полученных средств не нужен, если учитель отказывается от перевода на другую работу по обоснованным медицинским показаниям. Аналогичные правила действуют в следующих ситуациях:

  • образовательное учреждение прекращает свою деятельность;
  • не предоставлены рабочие условия в соответствии с трудовым контрактом;
  • учитель признан неспособным к выполнению трудовой деятельности по состоянию здоровья.

К сведению! Подробно изучить причины для законного невозврата госпомощи при досрочном расторжении трудового контракта можно в тематических разделах ТК РФ (статьи 77, 81 и 83).

Сроки подачи заявлений в 2021 году

Временной график передачи заявлений и сопроводительной документации по программе «Земский учитель» утвержден с 2021 г. до 2022 г. Эту процедуру можно выполнить в период с 10.01. по 15.04. Претендовать можно только на одну из опубликованных в официальном перечне вакансий.

Когда выплатят подъемные

Последняя дата для принятия решения о переезде – 15 июня в период после получения положительного решения. Бездействие воспринимается, как отказ. При отсутствии возражений претендент подписывает трехсторонний договор. Комиссия публикует итоговый список победителей. До 1 декабря деньги переводят на счет учителя в банке.

Читайте также:  Какие льготы имеет инвалид 3 группы в 2021 году

Льготы молодым учителям

Молодым специалистам, приехавшим в села для работы учителями, полагаются «подъемные» выплаты. Их размер определяется региональными властями с учетом положений Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2021 г. N 1642, утверждающего программу «Развитие образования».

Размер подъемных обычно составляет 1-2 оклада. Получить деньги можно при выполнении двух условий:

  • трудоустройство в течение трех месяцев с момента получения диплома;
  • заключение трудового договора на срок от трех лет.

Выплаты производятся только при переезде для работы в селах и ПГТ.

Подъемные выплаты на жилье

В январе 2021 года подписано Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 № 36. Согласно нему, учителя, переехавшие работать в местности с населением до 50 000 человек, смогут получить подъемные в увеличенном размере – 1 000 000 руб. При переезде на Дальний восток выплаты повышаются до 2 000 000 руб.

Деньги предоставляются участникам программы «Земский учитель» на строительство или покупку жилья, погашение ипотеки.

Узнать о свободных вакансиях для участия в программе можно на портале, организованном по инициативе Министерства просвещения. Вот основные условия:

image Скриншот с портала https://zemteacher.edu.ru/.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Программа «Молодой специалист на селе»

Цель программы — выдача денежных средств (субсидий) на приобретение жилья молодыми преподавателями в сельской местности. Регламентируется порядок выделения средств федеральным социальным проектом «Обеспечение жильем молодых специалистов на селе в 2018 году».

Участники программы могут распорядиться субсидией с целью:

  • строительства жилья;
  • покупки жилья;
  • принять участие в долевом строительстве.

Молодой преподаватель вправе получить до 70 % стоимости на приобретаемого жилья из бюджета. Остальные 30% должны быть выплачены им самостоятельно.

Жилищные льготы

По закону учителя, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут получать жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Также льготы могут устанавливаться региональными властями. Например, в Калининградской области предоставляются субсидии на погашение первоначального взноса по ипотеке – 20% от общей стоимости кредита. В Московской области при поддержке АИЖК из бюджета погашается 100% задолженности, а заемщику остается только внести начисленные проценты.

В Санкт-Петербурге на основании Закона от 2005 года о целевой программе «Жилье работникам бюджетной сферы» можно приобрести недвижимость или выгодно погасить ипотеку с помощью государства.

Читайте также:  Донорство крови: чем можно поделиться с ближним?

Для большинства программ действуют следующие условия:

  • возраст учителя – до 35 лет;
  • минимальный стаж работы – 1 год;
  • признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Подробные требования зависят от региональных властей.

Основные условия

Программой предполагается создание механизма выплаты непосредственно учителям, а не региональным бюджетным учреждениям. Тем самым обеспечивается адресное получение госпомощи, предотвращаются отдельные коррупционные проявления.

image

В следующем перечне приведены другие базовые принципы проекта «Земский учитель»:

  • выделение значительной суммы – миллион рублей;
  • отсутствие целевого назначения полученной помощи;
  • соответствие участника определенным возрастным и квалификационным критериям;
  • возможность предоставления служебного жилья;
  • достаточная для начисления профессионального стажа регулярная трудовая нагрузка.

К сведению! Программа будет действовать в муниципальных образованиях с количеством населения по данным переписи – не более 50 000 чел.

В упомянутом письме Министерства просвещения приведены уточняющие определения программы «Земский учитель»:

  • претендентов на участие отбирает специализированная конкурсная комиссия на региональном уровне;
  • дефицит по должности общеобразовательное учреждение подтверждает длительной вакансией (от 1-го учебного года и более);
  • в регионах утверждают организации, которые обеспечивают регистрационные и оформительские функции;
  • положительное решение закрепляется договором, определяющим порядок выплаты и дополнительные условия господдержки.

Требования к участникам

Для получения финансовой помощи от государства необходимо документально подтвердить соответствие следующим критериям:

  • уровень образования не хуже требований по квалификационному справочнику для определенной категории (профессии);
  • возраст заявителя по программе «Земский учитель» – не более 55 лет.

Не допускаются к участию претенденты, проживающие по месту нахождения школы. Установлено ограничение по допустимой дальности с учетом данного фактора – не меньше 200 км.

Выплата в миллион рублей

Победа в конкурсе «Земский учитель» дает право на получение финансовой помощи от государства. После опубликования результатов конкурса нужно подписать договор с общеобразовательной организацией и органом соответствующего местного самоуправления. Перечисление на счет учителя выполняется до декабря этого же года. Расходовать средства можно по собственному усмотрению. Целевое назначение по данной программе не предусмотрено.

Особенности работы

После положительного решения по итогам проведения конкурса учитель обязан трудоустроиться официально на вакантную должность. Предусмотрены следующие условия для земских учителей:

  • нормативная еженедельная нагрузка по договору – 18 часов минимум;
  • применяется ставка действующей на момент оформления заработной платы;
  • в таком режиме необходимо выполнять должностные обязанности на протяжении не менее 5 лет;
  • допустимо продление трудового контракта на общих основаниях.

К сведению! Отмеченный в договоре срок сокращается за счет периода, который предусмотрен положениями действующего законодательства для ухода за ребенком.

Льготы заслуженным учителям

Почетное звание «Заслуженный учитель» присваивается на основании Указа Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 за личные заслуги в педагогической деятельности, подготовке победителей олимпиад разных уровней, переподготовке или подготовке преподавательского состава. Как правило, такой статус дается не ранее 20 лет от начала педагогической деятельности.

Власти регионов вправе самостоятельно определять, будут ли предоставляться льготы заслуженным учителям. В большинстве случаев им выплачивается надбавка в размере 15-20% от ставки.

Если после выхода на пенсию учитель получает звание «Ветеран труда», он вправе воспользоваться следующими льготами:

  • бесплатный проезд на общественном транспорте (выдаются талоны);
  • компенсация стоимости оплаты коммунальных услуг или топлива (для негазифицированных домов);
  • доплаты к пенсии.

Важно учитывать, что все выплаты и льготы для заслуженных учителей тоже определяются региональными властями. Узнать точный перечень можно в Соцзащите.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий