Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица — при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

  • административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;
  • частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

21) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

  • общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);
  • истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы;
  • ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Комментарии к ст. 333.36 НК РФ

КС РФ в Определении от 13.06.2006 N 272-О разъяснил, что нормативные положения, содержащиеся в статье 333.36 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного НК РФ, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции РФ, и утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

При применении статьи 333.36 НК РФ следует руководствоваться пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», а также пунктом 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах о применении арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Следует отметить, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ в силу прямого указания закона распространяются только на истцов, их действие на третьих лиц не распространяется (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А56-3677/2007).

Статьей 333.36 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), направленных в арбитражные суды.

В то же время суды, основываясь на норме пункта 2 статьи 329 АПК РФ, указывают, что льгота по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) распространяется и на случаи подачи таких заявлений соответствующим лицом в арбитражный суд (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2008 N Ф08-1976/2008).

image

Дело №33-3629/2018

Номер дела: 33-3629/2018

Дата начала: 26.04.2018

Суд: Хабаровский краевой суд

Судья: Федорова Галина Ивановна

:

Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
ИСТЕЦ Военный прокурор Благовещенского гарнизона
ОТВЕТЧИК Министерство Обороны РФ
ОТВЕТЧИК ФГБУ “Центральное жилищно-коммунальное управление”
ОТВЕТЧИК ФГКУ “ДТУИО”
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание 17.05.2018
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 21.05.2018
Передано в экспедицию 22.05.2018

Определение

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-3629/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                 17 мая 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего              Т.А.Разуваевой

судей                                              В.А.Галенко,Г.И.Федоровой

при секретаре                                А.А.Афанасьевой

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Восточному военному округу Министерства обороны России Полинякина А.Е. на определение судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 28 марта 2018 года об отказе в удовлетворении заявления об освобождении от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы и оставлении апелляционной жалобы без движения.

Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

20.02.2018г. Железнодорожным районным судом г. Хабаровска частично удовлетворены исковые требования военного прокурора Благовещенского гарнизона, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» по ВВО Минобороны России о понуждении к совершению действий.

27.03.2018г. в суд поступила апелляционная жалоба представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Восточному военному округу Полинякина А. Е. на данное решение суда, в котором содержалась просьба об освобождении от уплаты госпошлины за подачу апелляционной жалобы на основании пп. 19 п. 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.

Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 28 марта 2018 года в удовлетворении заявления об освобождении от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы отказано, апелляционная жалоба оставлена без движения.

Заявителю жалобы предложено в трехдневный срок с момента получения данного определения уплатить государственную пошлину в сумме 3000 руб., подлинник платежного поручения представить в суд.

В частной жалобе представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Полинякин А.Е. просит определение судьи отменить, ссылаясь на незаконность. Считает, что, поскольку, ФГБУ «ЦЖКУ» является некоммерческой организацией и полностью финансируется из федерального бюджета, то подлежит освобождению от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 статьи 333.36 НК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по этим делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Оставляя апелляционную жалобу без движения, судья указал, что Филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России не относится ни к государственным органам, ни к органам местного самоуправления, а является государственным учреждением, которое выступает в гражданско-правовых отношениях самостоятельно, в связи с чем не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в суд; представителем ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» требование об уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы не выполнено.

Согласиться с такими выводами нельзя.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” обеспечение прав военнослужащих на жилищное обеспечение осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в данном случае, Министерством обороны Российской Федерации, которое в соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636, является федеральным министерством и по этому основанию отнесено к органам государственной власти.

Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”, при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (п. 2 указанного постановления).

ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» входит в систему Вооруженных Сил РФ, находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, относится к структурным подразделениям Министерства обороны России, и в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.

В связи с неправильным применением нормы процессуального права определение судьи подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Определение судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 28 марта 2018 года об отказе в удовлетворении заявления представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Восточному военному округу Министерства обороны России Полинякина А.Е. об освобождении от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы и оставлении апелляционной жалобы без движения отменить.

Освободить Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Восточному военному округу Министерства обороны России от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 20 февраля 2018 года по делу № 2-527/2018.

Дело направить в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска для выполнения требований ст. 325 ГПК РФ.

Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:                                            Т.А.Разуваева

Судьи:                                                                          В.А.Галенко

                                                                                        Г.И.Федорова

Назад к списку

О проекте | Переход на старый сайт

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».

От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом;

2) инвалиды I и II группы – на 50 процентов по всем видам нотариальных действий;

3) физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;

4) общественные организации инвалидов – по всем видам нотариальных действий;

5) физические лица – за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:

жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;

вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий.

Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми в порядке, определенном законодательством, установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества;

6) наследники работников, которые были застрахованы за счет организаций на случай смерти и погибли в результате несчастного случая по месту работы (службы), – за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм;

7) финансовые и налоговые органы – за выдачу им свидетельств о праве на наследство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

8) организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеющие интернат, – за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких организациях;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 346-ФЗ)

9) специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, – за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 346-ФЗ)

10) воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск – за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба;

11) лица, получившие ранения при защите СССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации, – за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот;

12) физические лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, – за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ)

13) наследники сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, застрахованных в порядке обязательного государственного личного страхования, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, – за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 228-ФЗ)

14) физические лица – за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий;

(п. 14 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

15) FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет “Россия-2018”, дочерние организации Организационного комитета “Россия-2018”, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, производители медиаинформации FIFA, вещатели FIFA, коммерческие партнеры FIFA, контрагенты FIFA, указанные в Федеральном законе “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, – за совершение нотариальных действий в связи с государственной регистрацией юридических лиц, аккредитацией филиалов и представительств иностранных организаций, созданных на территории Российской Федерации в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом;

(п. 15 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

16) физические лица – за удостоверение сделок по отчуждению недвижимого имущества, расположенного в аварийном и подлежащем сносу доме, в случае, если указанные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

(п. 16 в ред. Федерального закона от 11.10.2018 N 359-ФЗ)[Налоговый кодекс РФ] [Глава 25.3] [Статья 333.39]  ✍ Читать комментарий к статьеОт уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, освобождаются: 1) физические лица: за внесение изменений в запись акта о рождении в связи с усыновлением (удочерением), включая выдачу нового свидетельства о рождении; за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий и (или) пособий; за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, включая выдачу свидетельств о смерти, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории; за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке; за государственную регистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств; абзац восьмой утратил силу; 2) органы управления образованием, опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: за выдачу повторных свидетельств о рождении детей, оставшихся без попечения родителей, повторных свидетельств (справок) о смерти их родителей, о перемене имени, заключении и расторжении брака умершими родителями, а также за истребование указанных документов с территории иностранных государств; за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств. 12 марта 2018

По законодательству, многим категориям граждан предоставляются льготы. Освобождение от уплаты госпошлины в суд является одним из них. Данный нюанс зафиксирован в ст. 333.35, 333.36 НК РФ. Устанавливаются льготы на основе категории спора и статуса гражданина. Подробнее о данном преимуществе рассказано в статье.

Особый статус

Освобождение от уплаты госпошлины в суд применимо для лиц, имеющих особый статус:

  1. Герои СССР, России, кавалеры ордена Славы.
  2. Инвалиды и ветераны ВОВ, узники концлагерей, военнопленные, бывшие в плену во время войны.

Данным лицам достаточно подтвердить свой статус с помощью документов, чтобы воспользоваться преимуществом. Льгота действует во всех случаях, в какой бы суд человек ни обращался. Остальные лица оплачивают госпошлину на общих основаниях.

Подача иска

Истцы могут рассчитывать на освобождение от уплаты госпошлины в суд, если подают заявления в суды общей юрисдикции, мировым судьям, Верховный Суд РФ по ГПК РФ и административному производству. Это касается дел о:

  1. Возмещении зарплаты, пособий, прочих требований по трудовым отношениям.
  2. Взыскании алиментов.
  3. Компенсации вреда, наступившего от увечья или другого повреждения.
  4. Компенсации вреда после смерти кормильца.
  5. Возмещении материального и морального вреда от преступления.
  6. Компенсации вреда от уголовного преследования.
  7. Удочерении (усыновлении) ребенка.
  8. Защите прав детей.
  9. Обеспечения интересов инвалидов.

В этих ситуациях не потребуются реквизиты уплаты госпошлины в Верховный суд или другую инстанцию. Данная информация необходима лишь тем лицам, которые не входят в льготную категорию.

Остальные случаи

Освобождение от уплаты госпошлины в суд общей юрисдикции зафиксировано в нескольких ситуациях:

  1. Выдача документов организациям, физическим лицам по делам о взыскании алиментов и уголовным делам.
  2. Во время предоставления апелляционных или кассационных жалоб о разводах.
  3. Поступление в суд заявлений по поводу отсрочки исполнения решения, изменения способа исполнения, пересмотра решения.
  4. Подача административного иска, заявки об обжаловании действий пристава-исполнителя.
  5. Подача в суд жалоб по уголовным делам.
  6. Вопросы применения законов о восстановлении в правах жертв политических репрессий.
  7. Подача заявлений о несогласии с отказом в оформлении прошения о признании лиц переселенцами и беженцами.
  8. Административное судопроизводство о госпитализации гражданина без согласия.
  9. Предоставление права автору применять результат умственной работы.

Не требуется вносить уплату госпошлины прокурорам, которые обращаются в суд по защите прав граждан, интересов РФ, субъектов. С подачей прошения о проверке приговора, который вступил в силу, постановления, определения, решения суда вносить сбор Уполномоченному лицу по правам человека не нужно.

Если истцом или ответчиком является государственный орган, орган местного самоуправления, то госпошлину им оплачивать не нужно. По искам относительно прав потребителей, предъявляемыми федеральными органами, сбор не взимается.

Учет цены иска

При назначении госпошлины обязательно учитывается стоимость иска. Это важно знать перед обращением в суд. По ч. 2, 3 ст. 333.36 НК РФ, во время рассмотрения административных и гражданских дел в судах, от госпошлины при сумме иска до 1 млн рублей освобождаются:

  1. Истцы по делам, касающихся нарушения прав потребителей.
  2. Организации и объединения инвалидов.
  3. Ветераны.
  4. Пенсионеры по финансовым делам.

Действуют льготы при уплате госпошлины по стоимости. Если стоимость иска больше 1 млн рублей, то оплачивать сбор надо с суммы, которая больше 1 млн рублей. По нормам ч. 2 ст. 333.20 НК РФ суд может освободить плательщика от уплаты налога, уменьшить ее размер, предоставить отсрочку в ее оплате, учитывая финансовое положение.

Отсрочка

Инициирование подачи ходатайства предполагает, что платеж будет выполнен позже, после истечения какого-либо периода. Желательно запрашивать срок до того времени, как судом будет вынесено решение. Тогда большая вероятность, что при удовлетворении исковых требований взыскание в госбюджет будет выполнено с ответчика.

Заявление об отсрочке уплаты госпошлины в суд сопровождается бумагами, которые подтверждают сложное финансовое положение истца. Ими могут быть выписки из больничного листа, информация о зарплате, документы о получении дохода, благодаря которому сбор будет оплачен полностью.

Условием предоставления отсрочки сбора в суд общей юрисдикции считается сложное финансовое положение истца, появившееся по причине:

  1. Длительного заболевания.
  2. Потери трудоспособности.
  3. Банкротства.
  4. Ущерба от стихийных бедствий.
  5. Низкой зарплаты.

К примеру, по иску имущественного вида, где сбор составляет от размера суммы, обозначенной в иске, пошлина равна 13000 рублей. А официальный доход составляет не больше 15 тыс. рублей. Основанием для рассрочки или отсрочки уплаты госпошлины не являются следующие нюансы:

  1. Наличие детей, которые находятся на иждивении у истца.
  2. Долговые обязательства.
  3. Лишение постоянного дохода.
  4. Наличие у истца имущества.

Эти обстоятельства влияют на уровень дохода истца, но не считаются подтверждением платежеспособности. Поэтому вносить сбор им надо на общих основаниях. Другие нюансы в отношении оплаты пошлины не учитываются законом.

Ходатайство об отсрочке

Иск или другой документ, по которому надо оплатить госпошлину, надо подавать с ходатайством об отсрочке уплаты госпошлины в мировой суд или другую инстанцию. Если подача раздельная, в отсрочке отказывают. Важно предоставить суду доказательства сложного финансового положения истца. В ходатайстве важно обозначить:

  1. Предмет иска.
  2. Необходимость внесения сбора.
  3. Обоснование права отсрочки по ст. 333.20 НК РФ.
  4. Факты и аргументы, по которым будет предоставлена отсрочка или рассрочка.
  5. Срок оплаты.

Прошение о выплате госпошлины в течение года можно подать лишь по гражданским и арбитражным делам. По закону нельзя одобрять такие ходатайства по уголовным делам.

Арбитражный суд

Данная инстанция рассматривает финансово-хозяйственные дела, относящиеся к нарушениям условий договоров – отказ от исполнения обязательств, оплаты услуг, товаров, кредитов. Обращение в арбитраж связано с суммой денег.

Госпошлина является обязательным платежом, который вносится инициатором суда до начала процесса. Суммы в арбитражной инстанции следующие:

  1. При иске до 100 тыс. рублей – 4% от суммы.
  2. 100-200 тыс. рублей – 4000 рублей + 3%.
  3. 200 тыс. – 1 млн рублей – сбор равен 7000 рублей + 2%.
  4. 1-2 млн рублей – 23 тыс. рублей + 1% от суммы.
  5. От 2 млн рублей – 33 тыс. + 0,5%.

Как видно из расчетов, суммы будут у всех разные. Отсрочка в арбитражный суд предоставляется максимум на 1 год, на протяжении которого плательщик должен внести платеж. Но не всегда и не всем предоставляются такие льготы. Основания для отсрочки следующие:

  1. Отсутствие денег для полной оплаты из-за получения убытков от техногенного фактора.
  2. Банкротство лица или компании с разовой выплатой.
  3. Спад производства.
  4. Ухудшение материального состояния из-за несвоевременности выплат.
  5. Потеря трудоспособности и болезнь.

Подтверждается неплатежеспособность с помощью следующих документов:

  1. Справка из налоговой.
  2. Банковские выписки.
  3. Задолженность.

Вывод

Таким образом, многие категории граждан освобождаются от внесения данного сбора. Прежде чем обращаться в суд, следует узнать все нюансы относительно госпошлины. И тогда не возникнет никаких сложностей.

Источник

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий