Самовольное строительство: особенности регистрации постройки и возможные последствия

Содержание

По ст. 222 ГК РФ самовольная постройка – сооружение, которое находится на наделе, не предоставленном по установленным правилам, или разрешенная эксплуатация которого не допускает возведение на нем зданий. К этой же категории относят недвижимость, созданную без получения необходимого для этого разрешения либо с нарушением действующих норм.

Право собственности

Ст. 222 ГК РФ “Самовольная постройка” (действующая редакция) фиксирует ряд юридических последствий для лица, соорудившего здание с нарушением требований. В частности, этот субъект не приобретает на него права собственности. Лицо не может распоряжаться сооружением – продавать, сдавать в аренду, дарить, совершать иные сделки. При этом по ст. 222 ГК РФ самовольная постройка должна быть снесена за счет соорудившего ее субъекта. Исключение составляют случаи, определенные пунктами 3 и 4 рассматриваемой нормы. Право собственности может быть признано в суде, а также в предусмотренных законодательством ситуациях и в ином порядке за лицом, в пожизненном владении или бессрочном пользовании которого находится надел, на котором присутствует сооружение.

Условия

Они установлены в пункте 3 ст. 222 ГК РФ. Для признания права собственности на здание необходимо, чтобы:

  1. Лицо, соорудившее его, имело в отношении надела права, разрешающие создание недвижимости на нем.
  2. На дату обращения в суд здание соответствовало параметрам, определенным в документации по планировке территории, правилах землепользования, либо обязательным показателям, присутствующим в иных нормативных актах.
  3. Сохранение сооружения не нарушало интересы иных лиц и не создавало угрозы для их здоровья. В таком случае субъект, за которым признается право собственности, компенсирует затраты лицу, осуществившему сооружение постройки, в размере, установленном судом.

Действия местной власти

Территориальные структуры самоуправления могут принять решение о сносе сооружения, если оно возведено с нарушениями, установленными ч. 1 ст. 222 ГК РФ, а также на участке, который находится в зоне с особым режимом (за исключением территорий охраны памятников культурного наследия коренных народов), общего пользования или в границах полосы отвода инженерно-технических коммуникаций местного, федерального, регионального значения. В семидневный срок с даты утверждения соответствующего акта муниципальный орган направляет его копию субъекту, ответственному за создание недвижимости. В ней присутствует срок, в который лицу надлежит снести сооружение. Период устанавливается исходя из характера здания, но не может быть больше 12 мес.

Особые случаи

Согласно ст. 222 ГК РФ, если субъект, соорудивший здание незаконно, не установлен, орган местной власти, вынесший постановление о сносе, в семидневный срок с даты его принятия должен совершить ряд обязательных действий:

  1. Обеспечить публикацию сообщения о планируемой ликвидации недвижимости. Это осуществляется в порядке, установленном уставом округа или муниципального района.
  2. Обеспечить публикацию соответствующего сообщения на официальном сайте уполномоченного органа территориальной власти в сети Интернет.
  3. Организовать размещение информационных щитов в границе участка, на котором находится сооружение под снос.

Реализация решения по ликвидации сооружения допускается не раньше чем через 2 мес после опубликования соответствующего сообщения в сети Интернет.

Пояснения к ст. 222 ГК РФ

Положения нормы дополняют действующие в стране законы, регулирующие процесс возведения сооружений на участках земли. П. 1 ст. 222 ГК РФ определяет основания, по которым недвижимость признается незаконно созданной. В рамках закона несоблюдение соответствующих предписаний нормативных актов влечет возникновение специфической санкции – на сооружение не возникает прав собственности. Этим ст. 222 ГК РФ не исключает и не отменяет тех последствий, которые предусматриваются отдельными правовыми документами (к примеру, наложение административного штрафа по 66-й статье ГрК). Снос сооружения также выступает в качестве специфической санкции. Для ее реализации заинтересованное лицо направляет иск по ст. 222 ГК РФ.

Особенности нарушений

Несоблюдение требований может выражаться в уклонении от исполнения положений земельного законодательства, регламентирующих предоставление наделов для строительства, или градостроительных правил, которыми регулируется, собственно, проектирование и само строительство. Для применения рассматриваемой нормы достаточно и одного нарушения.

Специфика предоставления наделов

Участки, относящиеся к муниципальной или госсобственности, выделяются для сооружения зданий по правилам 30-32-й статей ЗК. В Кодексе различается предоставление наделов с предварительным согласованием территорий размещения недвижимости и без него. В последнем случае организуются торги. Правительственным Постановлением № 808 утверждены Правила проведения мероприятий по продаже участков, относящихся к муниципальной или госсобственности, или права на заключение соглашений по их аренде.

Нюансы терминологии

Понятие “застройщик” не обладает специальным гражданско-правовым содержанием. Это обусловлено тем, что соответствующий институт в действующем законодательстве не предусматривается. В современном отечественном праве под застройкой понимают деятельность, направленную на создание недвижимых объектов. Считается, что в качестве субъекта выступает юрлицо или гражданин, осуществляющие соответствующие мероприятия для собственных нужд своими силами или в соответствии с договором подряда. В последней ситуации застройщик является заказчиком. Субъектом может также выступать лицо, которое получило участок в собственность или долгосрочную аренду для реализации проекта по сооружению здания, которое впоследствии будет передано иным лицам. В законе, регламентирующем архитектурную деятельность, также дается трактовка понятия “застройщик”. Его рассматривают как лицо, намеревающееся провести сооружение или реконструкцию здания.

Документация

Она необходима для начала строительных мероприятий. Ключевым документом выступает разрешение. Кроме этого заинтересованное лицо должно иметь архитектурный проект, составленный в соответствии с техзаданием. В последнем должны присутствовать положения из утвержденных градостроительных документов, санитарно-гигиенические, экологические, противопожарные требования, предписания по охране культурно-исторических памятников, соблюдению интересов иных лиц, указания на действия в особых условиях (в зоне мерзлоты, в сейсмоопасном районе и пр.). Отказ в предоставлении разрешения и архитектурно-планировочного задания может быть оспорен в исполнительном органе власти региона или суде. Отсутствие документов или неисполнение условий, в них установленных, расцениваются как нарушения, влекущие применение ст. 222 ГК РФ. Судебная практика между тем допускает устранение отступлений от проекта согласно 24-й статье закона, регулирующего архитектурную деятельность.

Признание прав

Возможно ли переквалифицировать ст. 222 ГК РФ? Этот вопрос достаточно часто задают заинтересованные лица. В самой норме предусмотрена возможность признать право собственности на сооружение, возведенное с нарушениями. Однако для этого необходимо соблюдение ряда условий. В первую очередь, участок должен быть выделен субъекту в установленном порядке. В этой связи при разбирательстве споров суд должен потребовать от застройщика доказательств о предоставлении надела для соответствующих целей. Право допускается признавать за лицом, у которого участок находится в собственности, наследуемом владении, постоянном пользовании, если он возместит расходы субъекту, соорудившему здание. Размер компенсации определяется судебной инстанцией. Применение данного правила говорит о том, что лицо заняло участок вопреки волеизъявлению собственника и начало на нем мероприятия по созданию сооружения.

Пример

Если строительство осуществлялось по согласованию с собственником, между участниками правоотношений заключен договор об условиях производства работ, спор должен разрешаться в соответствии с условиями сделки. Если сама по себе она не противоречит законодательству, оснований для закрепления права собственности за застройщиком или владельцем участка с выплатой возмещения не предусматривается. При рассмотрении спора необходимо изучить условия договора и его исполнение.

Рассмотрим пример. Завод, во владении которого находился участок на праве бессрочного пользования, подписал с АО инвестиционный договор. В соответствии с его условиями общество соорудило здание – терминал для перегрузки жидких удобрений на наделе, принадлежащем предприятию. Он был построен на опорах, установленных на территории завода. Отделить реально участки, на которых располагаются терминал и предприятие, невозможно. Опоры смонтированы над заводом. Согласно инвестиционному договору, предприятие впоследствии получало заказы на перегрузку сырья. Но после окончания строительства терминала предприятие, ссылаясь на то, что АО не получило участок под строительство, направило требование о признании постройки самовольной и передаче ему права собственности на нее. В ходе разбирательства фактов отступления от проекта и нарушений правил и норм не выявлено. Суд исходил из того, что, в связи с тем, что соглашение сторон законодательству не противоречит, застройщик занял территорию в той мере, в которой это нужно было для возведения сооружения, не самовольно, а при согласии владельца. Соответственно, оснований для удовлетворения требований нет.

Ст. 222 ГК РФ и нестационарные объекты

Сравнительно недавно прошла волна сноса торговых павильонов в разных регионах. Эти объекты считаются нестационарными. Как поясняют юристы, ранее рассматриваемая норма применялась для легализации сооружений, возведенных с нарушением предписаний. Учитывая сложность ситуации, государство стало регламентировать данный вопрос. В первую очередь был запущен механизм судебного регулирования. При этом каждая ситуация рассматривается индивидуально. В некоторых регионах, например в Нижегородской обл., был создан перечень нестационарных объектов, которые должны быть вывезены собственниками или перемещены на специальные территории временного хранения. В противном случае они подлежали сносу.

Дополнительно

Если договор строительства между хозяином надела и застройщиком будет признан ничтожным не в связи с нарушением положений ЗК, а по другим причинам, сооружение нельзя считать самовольным только лишь на основании аннулирования соглашения. Подобные ситуации имеют место и при возведении недвижимости на участке, находящемся у лица в частной собственности. В особенности часто возникают споры о надстройках, пристройках. Сооружение этих элементов не может осуществляться иначе как по согласованию с собственником (за исключением самоуправного захвата).

Похожие статьи

Содержание статьи:

Разбираемся в понятиях

Самовольной постройкой является здание или сооружение, возведенное на земельном участке без соответствующих разрешительных документов либо с нарушением градостроительных норм. Ведь не достаточно построить тот же гараж в пределах своего домовладения, нужно еще и расположить его так, чтобы соблюсти нормы СНиПа по расположению всех построек по отношению друг к другу и к соседскому участку.

Также в рамках ст.222 ГК РФ самовольной постройкой в 2019/2020 году будет признано сооружение, если:

  • оно возведено на чужом земельном участке без соответствующего разрешения, что актуально для земли, полученной в аренду;
  • если земельный участок по своему предназначению не относится к категории земель, отведенных под возведение построек.

При разрешении вопроса о необходимости в разрешительных документах следует учитывать и тип постройки.

Так в силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ постройки могут быть:

  • капитальными, то есть возведенными на углубленном фундаменте;
  • некапитальными, без фундамента, не более 20 м.кв., возведенными временно.

При постройке любого объекта на фундаменте, разрешительные документы необходимы, за некоторым исключением. Если речь идет о временной постройке, к примеру, о том же сарае для хранения сена, согласование с местными органами самоуправления не требуется.

Однако даже при возведении простенького сооружения необходимо принимать во внимание нормы СНиПа №53.13330.2011, которыми предусмотрены расстояния не только для жилого дома либо гаража, но и для хозяйственных построек и даже для кустарников в пределах одного двора.

Чем грозит возведение самовольной постройки по ГК РФ

Любое домовладение имеет технический план, на котором отображены все постройки, возведенные на земельном участке, начиная от жилого дома и оканчивая гаражом. Если владелец при сооружении очередного объекта не согласует его возведение, возможны следующие последствия:

  • постройкой нельзя будет пользоваться по назначению;
  • объект невозможно будет подарить, завещать либо продать;
  • возможен снос самовольной постройки на основании решения суда;
  • по требованию органов местной администрации сооружение необходимо будет привести в соответствие с нормами ГК РФ;
  • расходы по сносу либо реконструкции будут возложены на владельца;
  • наложение административного штрафа в размере от 2-х до 5-ти тысяч рублей.

Важно! В силу ст.222 ГК РФ не будет являться самостроем объект, если собственник земельного участка не знал об ограничениях, наложенных на землю.

Как узаконить самовольную постройку

Право собственности на самовольную постройку возникает только после получения разрешительных документов или согласования в органах местного самоуправления и внесения соответствующих правок в технический план. Для того чтобы узаконить объект можно пойти двумя путями:

  1. Обратиться в суд.
  2. Согласовать возведение в администрации, но только если нет спорных вопросов и жалоб от соседей.

Важно! В силу п.17 ст.51 ГК РФ на строительство гаража на садовом участке не требуется разрешительных документов, если постройка возводиться не с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Признание права на самовольную постройку по упрощенной схеме

В силу ст.51 ГК РФ строительство объектов на территории садового участка не требует разрешительных документов, но, тем не менее, даже баня должна быть отражена на техническом плане.

Для того чтобы узаконить вновь возведенную постройку следует выполнить следующие действия:

  • обратиться к инженеру в кадастровую службу для составления схемы участка с определением места расположения самостроя;
  • подать заявление в МФЦ для согласования градостроительного плана участка;
  • получить разрешение на строительство;
  • составить технический план;
  • зарегистрировать право собственности.

После внесения соответствующих изменений в технический план владелец имеет полное право распоряжаться постройкой по своему усмотрению.

Признание права на самовольную постройку через суд

Подача иска по самовольной постройке для легализации объекта осуществляется только в том случае, если получить разрешительные документы в упрощенном порядке не удалось. При этом суд при рассмотрении дела будет обращать внимание на следующие аспекты:

  • соблюдены ли требования градостроительного законодательства и СНиП при возведении постройки;
  • безопасно ли сооружение и не несет ли угрозы жизни и здоровью;
  • учтены ли права соседей.

Важно! Основания для отказа органов местного самоуправления будут учитываться в первую очередь, поэтому следует изначально исправить все ошибки, допущенные при строительстве, отраженные в официальном ответе.

Для того чтобы суд принял положительное решение и узаконил право на самовольную постройку к иску необходимо приложить следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на землю, в частности межевой план;
  • схему всего участка, включая и самострой;
  • технический план самовольной постройки;
  • справку от инженера о возведении объекта с соблюдением всех нормативов;
  • справку о стоимости сооружения;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Исковое заявление подается в суд первой инстанции по месту расположения сооружения. При отсутствии нарушений при возведении самовольной постройки на земельном участке, решение принимается в пользу истца. После вступления в силу судебного акта он прилагается к документам на участок и техническому плану и проходит регистрацию в Росреестре.

Самовольная постройка – судебная практика

Верховный суд провел обобщенный анализ дел по вынесению решений о самовольных постройках. Было указано, что суды общей юрисдикции в первую очередь должны обращать внимание на документы, которые свидетельствуют о попытках владельца самостроя получить разрешение на возведение либо ввод в эксплуатацию объекта всеми доступными способами.

Также ВС РФ считает, что судебное решение должно включать в себя подробное описание сооружения для дальнейшей идентификации объекта. ВС разъяснил, что при праве приобретательной давности именно самострои не включаются. И был установлен запрет на получение права на часть самовольно возведенной постройки, учитывая, что права распоряжаться ею, в том числе в порядке наследования у бывшего владельца не имеется.

Мнение эксперта Елена Бондаренко Высшее юридическое образование Специализация: недвижимость, трудовое и семейное право «Исковая давность по самовольным постройкам зависит от прав заявителя и требования. Если заявителем выступает владелец земельного участка, исковой срок не устанавливается, так как собственник имеет полное право требовать сноса постройки в любой момент. Если же требование о сносе инициируется органами самоуправления, срок сноса варьируется в пределах от одной недели до года».

Самовольное строительство и его последствия

Согласно ст.223 Гражданского кодекса Республики Беларусь:

  1. Самовольное строительство – деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:

1) на самовольно занятом земельном участке;

2) на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение;

3) без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

image–>

Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой

Самовольное строительство должно быть незамедлительно приостановлено. 

Справочно: Под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил для целей настоящего Кодекса понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта. 

  1. Лицо, осуществившее самовольное строительство, не приобретает права собственности на самовольную постройку в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 220 настоящего Кодекса и не вправе пользоваться и распоряжаться самовольной постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. 
  1. При самовольном строительстве в случае, предусмотренном подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящей статьи, местным исполнительным и распорядительным органом принимается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, решение о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель. 
  1. При самовольном строительстве, в том числе при приобретении лицом земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой (далее в настоящей статье – законный приобретатель), в случаях, предусмотренных подпунктом 2 части первой пункта 1 настоящей статьи, областным (Минским городским) исполнительным комитетом принимаются в отношении земельного участка решение в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель, а также, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, одно из следующих решений:

1) о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий;

2) о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий. 

За лицом, осуществившим на земельном участке, предоставленном в частную собственность либо пожизненное наследуемое владение, самовольное строительство (в том числе за законным приобретателем) в случаях, предусмотренных подпунктом 2 части первой пункта 1 настоящей статьи, по решению суда может быть признано право собственности на самовольную постройку, если сохранение самовольной постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил. 

Признание судом права собственности на самовольную постройку является основанием для принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) и о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель. 

Подача в суд заявления о признании права собственности на самовольную постройку в течение сроков, указанных в решении областного (Минского городского) исполнительного комитета, либо обжалование в установленном порядке такого решения приостанавливает его исполнение. 

  1. При самовольном строительстве, в том числе в отношении законного приобретателя, в случаях нарушения законодательства по основаниям, указанным в подпункте 3 части первой пункта 1 настоящей статьи, местным исполнительным и распорядительным органом принимается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, одно из следующих решений:

1) о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) – если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;

2) о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий – если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил;

3) о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий – если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил. 

Обжалование в установленном порядке решения местного исполнительного и распорядительного органа, указанного в подпунктах 2 и 3 части первой настоящего пункта, приостанавливает его исполнение. 

  1. Снос самовольной постройки, приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние или приведение самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние на основании вступившего в силу решения местного исполнительного и распорядительного органа, принятого в соответствии с частью первой пункта 4, а также подпунктами 2 или 3 части первой пункта 5 настоящей статьи, выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, либо законным приобретателем, либо за счет таких лиц. 

В случаях нарушения законодательства по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 части первой пункта 1 настоящей статьи, законный приобретатель, выполнивший требования, предусмотренные частью первой настоящего пункта, вправе предъявить регрессное требование к лицу, осуществившему отчуждение такого земельного участка, о возмещении понесенных затрат. 

  1. В случае отказа лица, осуществившего самовольное строительство, законного приобретателя выполнить вступившее в силу решение местного исполнительного и распорядительного органа, принятое в соответствии с частью первой пункта 4, а также подпунктами 2 или 3 части первой пункта 5 настоящей статьи, или невыполнения этого решения в установленный срок либо в случае непризнания судом права собственности на самовольную постройку в соответствии с частью второй пункта 4 настоящей статьи местным исполнительным и распорядительным органом (уполномоченной им организацией) производятся снос самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние или приведение постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние, за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи. 
  1. Отказ лица, осуществившего самовольное строительство на земельном участке, находящемся в государственной собственности (за исключением земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение), выполнить вступившее в силу решение областного (Минского городского) исполнительного комитета, принятое в соответствии с частью первой пункта 4 настоящей статьи, или невыполнение этого решения в установленный срок признается отказом от права собственности на материалы, из которых возведена самовольная постройка. 

В этом случае местный исполнительный и распорядительный орган (уполномоченная им организация) осуществляет одно из следующих действий:

– производит снос самовольной постройки или приводит постройку в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние (если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил), а также приводит земельный участок в пригодное для использования по целевому назначению состояние;

– подает в суд заявление о признании материалов, из которых возведена самовольная постройка, бесхозяйными и признании права коммунальной собственности на них (если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил). После вступления в силу решения суда местный исполнительный и распорядительный орган принимает решение о дальнейшем использовании материалов, из которых возведена самовольная постройка, в том числе о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке), и о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель. 

  1. Взыскание затрат на осуществление сноса самовольной постройки или приведение постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние, приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние в соответствии с пунктом 7 и абзацем вторым части второй пункта 8 настоящей статьи производится в судебном порядке. 
  1. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2007 № 1802, разработанным в соответствии с пунктом 9.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 “Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан”, статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь и статьей 3 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года “Об основах административных процедур” определен порядок принятия решений о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке по заявлениям лиц, осуществивших самовольное строительство, а также лиц, которые приобрели земельный участок с расположенной на нем самовольной постройкой (далее, если иное не установлено настоящим Положением, – лицо, осуществившее самовольное строительство). 
  1. В целях принятия решений по самовольным постройкам исполкомом создается постоянно действующая комиссия. 

В состав комиссии включаются представители исполкома, в том числе комитетов (отделов) архитектуры и строительства, управлений (отделов) жилищно-коммунального хозяйства, землеустроительной службы местного исполнительного комитета, управлений (отделов) внутренних дел и иных структурных подразделений исполкома, а также уполномоченные должностные лица органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, а при необходимости – представители коммунальных и иных организаций. 

Для детального рассмотрения фактов самовольного строительства исполкомом к работе комиссии могут привлекаться иные специалисты. 

  1. В целях принятия решения о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке:

3.1. граждане, осуществившие самовольное строительство, представляют в исполком заявление и другие документы, указанные в пункте 9.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан;

3.2. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществившие самовольное строительство, представляют в исполком следующие документы:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий право на земельный участок;
  • заключение по надежности, несущей способности и устойчивости конструкций самовольной постройки;
  • технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта;
  • письменное согласие всех собственников общей долевой собственности на продолжение строительства или на принятие самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственную регистрацию;
  • копию решения суда о признании права собственности на самовольную постройку – в случае принятия судом такого решения. 
  1. Комиссия в срок до 5 дней изучает документы, обследует самовольную постройку и составляет заключение, которое подписывается всеми членами комиссии.

В заключении при необходимости отражаются выявленные несоответствия техническим нормативным правовым актам и сроки их устранения. 

  1. В случае, если продолжение строительства возможно только на основании проектной документации, продолжение строительства осуществляется после разработки, согласования и утверждения в установленном законодательством порядке проектной документации.

При этом выполнение строительных работ на объекте незамедлительно приостанавливается до разработки, согласования и утверждения проектной документации, а также получения (за исключением случаев, установленных законодательством) разрешения на производство строительно-монтажных работ в установленном законодательством порядке. 

  1. Исполком на основании заключения комиссии в течение 15 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяца принимает в соответствии с пунктами 3 – 5 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь решение о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке либо отказывает в принятии такого решения и принимает решение о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние или о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние. Не позднее 5 дней со дня принятия решения исполком направляет лицу, осуществившему самовольное строительство, выписку из принятого решения.

Закон признал вашу недвижимость самостроем? Всего лишь несколько лет назад шансов сохранить такое имущество практически не было. Самовольная постройка подлежала сносу как по решению суда, так и по воле органов местного самоуправления. Незаконно возведенные объекты уничтожались без учета каких-либо смягчающих обстоятельств.

image

Закон №340-ФЗ, от 03.08. 2018 г. смягчил порядок борьбы государства со стихийным строительством. Были внесены изменения в Гражданский, Градостроительный, Земельный Кодексы РФ, определяющие порядок сноса самовольных построек. Сегодня государство дает собственникам возможность узаконить объекты, которые можно привести в соответствие с установленными требованиями. Новые правила определяют также — кто, когда, за чей счет будет сносить объекты, не вписывающиеся в закон.  

Признаки самовольной постройки

 Ст. 222 ГК РФ определяет признаки и вероятную судьбу самостроя. Причем закон интересуют только капитальные постройки – на фундаменте, «крепко» стоящие на земле. Коттеджи и дачные домики, гаражи и туалеты, складские помещения и торговые палатки, веранды и массивные заборы – все эти и другие объекты попадут под риск сноса как самострой, если обнаружится хотя бы один из четырех признаков.  

  1. Спорные права на распоряжение земельным участком под строительство. К примеру, застройщик возвел объект на собственной земле, но не позаботился о межевании, нарушил соседские границы; или наследники поспешили построиться, не оформив права наследства на участок; постройка выросла на самозахваченной земле и по этой причине не может быть узаконена. Арендаторы земли возводят на ней объекты, не обратив внимание на то, что в договоре аренды не прописан пункт о возможности строительной деятельности. Наведя порядок в документации по земле, владелец получит шанс узаконить самострой.
  2. Нецелевое использование земли. Капитальное строительство разрешено только на участках категории «Земли поселения» с видом разрешенного использования (ВРИ), предусматривающим возведение построек на фундаменте (индивидуальные/многоквартирные здания, торговые павильоны и т. д.). Если ВРИ участка не соответствует характеру объекта – постройка будет незаконной. Например, на участке под огородничество не предусмотрено возведение постоянного жилья, а на землях под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) нельзя строить дома на двух и более хозяев, а также магазины и другие объекты предпринимательской деятельности. Узаконить и сохранить уже возведенные объекты можно только при замене ВРИ участка. Категорию же земли изменить практически невозможно: самострой, появившийся в пределах сельскохозяйственных угодий, земель водного или лесного фонда, на природоохранной территории спасти не удастся – он подлежит сносу.
  3. Отсутствие разрешения/уведомления о согласовании на строительства от органов власти. Часто застройщики пренебрегают получением согласовательных виз в начале строительных работ, рискуя будущим своих строений. Возведенные без согласования дома, киоски, магазины впоследствии могут оказаться незаконными – они могут попасть в рекреационную зону общего пользования, или не вписаться в градостроительные планы, оказаться в непосредственной близости трубопроводов, автострад, опасных промышленных объектов. На начало строительства этих ограничений могло и не быть, либо застройщик мог о них не знать – и только разрешительная документация властей может послужить основанием для сохранения «неудобной» недвижимости или хотя бы для компенсации снесенного строения. Отсутствие такой документации превращает возведенный объект в самострой, который сохранить при изменившихся условиях весьма проблематично.
  4. Нарушение строительных нормативов. Оно может нести угрозу жизни и здоровью окружающих. Так, сокращение противопожарных расстояний между домами таит угрозу быстрого распространения огня; крутой скат крыши, направленный на соседей или прохожую часть улицы приведет к сходу снега и льда на людей или чужой участок, водоснабжение и септик, смонтированные в обход централизованных коммуникаций, несут риск загрязнения окружающей среды и распространения инфекционных болезней. Факт опасных нарушений устанавливают строительно-технические экспертизы. При существенных изъянах градостроительных норм и правил самострой теряет право на существование, однако устранимые нарушения могут быть исправлены с последующей легализацией недвижимости. Немаловажную роль в судьбе самовольной постройки играют собственники соседних участков. Все, что нарушает их права: затенение/загрязнение их территории близко расположенным новостроем, переход за границы участка, другие неудобства – должно быть с ними письменно согласовано, иначе объект станет незаконным и его судьба будет решаться в суде.

Кто может признать недвижимость самостроем

image

Градостроительный Кодекс РФ определяет круг лиц, полномочных признать объект капитального строительства самостроем. В него входят государственные органы надзора:

  • за строительством (соблюдение строительных, противопожарных, санитарно-гигиенических норм, градостроительный план);
  • за распоряжением земельными ресурсами (целевое использование земли);
  • за охраной и использованием водных объектов;
  • в сфере использования особо охраняемых природных территорий;
  • в отношении объектов культурного наследия;
  • за охраной леса.

Полномочиями объявлять недвижимость незаконной постройкой наделены инспектора в области охраны окружающей среды, органы местной власти по земельному и природоохранному контролю (ч.2 ст. 55.32 Градостроительный Кодекс РФ). Легализация строения невозможна без разрешительных виз всех перечисленных инстанций; в некоторых случаях понадобится проводить экспертизы и получать заключения специалистов о соответствии/ нарушении законодательных норм.

На каких основаниях объект капитального строительства подлежит сносу

Обнаружив признаки незаконной постройки, представители надзора посылают уведомление в органы местной власти о факте самостроя на данной территории. Орган местного самоуправления примет решение о сносе самовольной постройки, если:

  • строительство с самого начала проводилось на участке, не имеющем правоустанавливающих документов; действия застройщика расцениваются в этом случае как самовольный захват земли;
  • спорный объект не соответствует целевому назначению земли/расположен на территории общего пользования (ч.1 п.4 ст. 222 ГК РФ).

image

Резолюция местных властей о сносе или о приведении постройки в соответствие с установленными нормами дает собственникам шанс на спасение самостроя. Она принимается в следующих случаях:

  • объект не соответствует целевому назначению земли и ВРИ;
  • самострой расположен вблизи территории с условиями особого использования (аэродромы, трубопроводы, автотрассы, природоохранные зоны и т. д.);
  • нет разрешительных документов на строительство. (ч.2 п.4 ст. 222 ГК РФ).

Судьбу самостроя на участке, находящемся в частной собственности или бессрочном пользовании, решает только суд (п.4 ст. 222 ГК РФ).

Однако местные власти могут все-таки принять решение о сносе – если постройка угрожает жизни и здоровью окружающих. В этом деле большую помощь им могут оказать «соседи-доброжелатели». Финал борьбы за жизнь такого самостроя решается в суде, вердикт которого опирается на пункты закона и судебную практику.

Закон определяет, какое строение не подлежит сносу:

  • на момент суда уже оформлены все правоустанавливающие документы на землю и её целевое использование;
  • постройка уже приведена в соответствие установленным требованиям;
  • есть доказательства того, что объект недвижимости не представляет угрозы жизни и здоровью окружающих, не ущемляет интересы соседей.

image

Кто принимает решения о сносе

Постановление о сносе самовольных построек, возведенных на землях

  • государственных,
  • муниципальных,
  • «бесхозных» (не имеющих правоустанавливающих документов)

– выносят органы местного самоуправления. В течение 7 дней после принятия вердикта администрация направляют владельцу требование о сносе самовольной постройки. А если собственника неузаконенного здания установить не удается – уведомление о сносе самостроя публикуется в органах печати и в Интернете. На границах земельного участка устанавливаются щиты с информацией о ликвидации самостроя. (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Чтобы спасти свою недвижимость, собственнику придется обращаться в суд с иском об отмене решения о сносе самовольной постройки.

Если спорный объект находится на частной земле, но по заключению специалистов представляет угрозу жизни и здоровью окружающих, иск о сносе самовольной постройки подает в суд администрация местного самоуправления. Незаконные постройки на частной земле могут быть снесены только по решению суда.

Внесудебный порядок сноса самостроя

Как мы упоминали выше, возможен порядок сноса без участия суда, он представлен на иллюстрации ниже. Этот порядок соблюдается только в том случае, если ни одна из сторон не обратилась в суд для отстаивания своих интересов.

image

Судебный порядок сноса

В случае споров, как обычно, решение принимает суд. Хозяин самостроя может оказаться ответчиком по иску о сносе самовольной постройки как со стороны местной администрации, так и со стороны соседей, чьи права ущемляет спорное строение. Согласно процессуальному кодексу, на рассмотрение подобных дел суду отводится месячный срок, что явно недостаточно для объективного рассмотрения и сбора экспертных заключений. Поэтому, готовясь к защите своей постройки в суде, собственник должен подать встречный иск о легализации постройки, сам позаботиться о проведении необходимых экспертиз, привести в порядок документацию по земле, попытаться получить разрешение на легализацию объекта в административном порядке, решить споры с соседями без постороннего вмешательства.

Соседи же, подавая исковое заявление о сносе самовольной постройки, должны обосновать каждый пункт своих претензий ссылками на закон и документальными подтверждениями (фото, выводы строительно-технической экспертизы, заключения кадастрового инженера). К примеру, по СНиП 30-02-97:

  • строительство хозяйственных объектов (туалетов, гаражей, беседок) в непосредственной близости к соседнему участку (ближе 3-х метров от межи; для туалетов — 8 м) — есть нарушение строительных норм;
  • противопожарные правила запрещают возводить жилые объекты на расстоянии меньше 6-8 м один от другого, а для деревянных домов (бань) эта норма доходит до 12-16 м;
  • гаражи не должны препятствовать свободному подходу/подъезду к участку соседа;
  • сплошные заборы выше 2,5 м значительно затеняют соседний участок (здесь можно сослаться на ст. 304 ГК «Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения»).

Решение суда зависит от правильно составленного иска о сносе самовольной постройки со всеми ссылками на действующее законодательство, а также от доказательной базы. Что касается владельца самостроя, в ходе разбирательства будут приняты во внимание все попытки узаконить строение в досудебном порядке.

image

Практика показывает, что сегодня суды принимают решение о сносе только в случаях, когда нет вариантов для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

Что делать собственнику, если он получил постановление о сносе самостроя

Если собственник желает сохранить строение, он может оспорить постановление администрации и, в случае выигрыша, затем зарегистрировать свои права на самострой. См. ниже иллюстрацию.

image

Если же оспорить решение не удастся, придется сносить. Снос самостроя происходит чаще всего застройщиком и за его счет. Если же виновника установить не удается, ликвидировать самострой обязан собственник или арендатор земельного участка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). 

  1. Местная администрация, приняв решение о сносе, направляет арендатору/собственнику земли предписание о том, что в течение указанного срока он должен произвести демонтаж незаконного объекта. В ст. 222 ГК РФ прописаны сроки исполнения – от 3-х до 12 месяцев. Собственник может обжаловать в суде постановление местных властей о сносе, попытаться легализовать самострой. Он может также обратиться в суд с просьбой об отсрочке работ по демонтажу, ссылаясь на нехватку средств или иные уважительные причины (ст. 203 ГК РФ). В случаях, когда владелец не выполняет предписаний, администрация сама передает дело в суд, добиваясь судебного определения о сносе.
  2. Судебное решение о сносе самостроя владелец вправе обжаловать в апелляционном суде. Если и эта инстанция подтвердит первоначальный вердикт, незаконная постройка подлежит безоговорочному сносу. При уклонении от исполнения судебного акта вопросом о сносе займутся судебные приставы. Владелец самостроя рискует потерять землю — его участок может быть изъят для госнужд и продан с торгов по низкой стоимости как ЗУ с обременением (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ). Владелец получит деньги за землю, а сносом или реконструкцией самостроя займется новый собственник земли (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).
  3. В случаях, когда собственник земельного участка, обремененного самостроем, не определен, снос объекта организует местная власть за счет государственного бюджета. За 2 месяца до начала работ администрация обязана разместить на своем сайте объявление о планируемом мероприятии, поставить на границах участка щит с указанием о сносе самостроя.

Для того, чтобы ликвидировать незаконное строение, его владелец/правообладатель земли должен заключить договор подряда на снос со строительной организацией, имеющей лицензию на такой вид деятельности. За 7 дней до начала работ необходимо уведомить об этом органы местной власти (ч. 4-5, ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

Заключение

Снос самостроя – это всегда «маленькая трагедия» для собственника. Её можно избежать, подчиняясь правилам игры, которые диктует государство. Они постоянно ужесточаются. Единственно верное решение для владельцев незаконных построек – легализовать их, используя возможности, предоставленные законом №340-ФЗ, от 03.08. 2018 г.

image

Если у вас остались вопросы, задайте их по бесплатным телефонам горячей линии:

8 (800) 350-84-32 для регионов РФ

8 (499) 938-49-63 для Москвы

8 (812) 425-60-96 для С-Петербурга

или воспользуйтесь формой для бесплатной консультации.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий