Проведение Специальной оценки условий труда в соответствии с  Федеральным законом РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

“Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014)

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов; 2. Опасных производственных факторов; 3. Тяжести труда; 4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Читайте также:  Сложные случаи признания основных средств

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

image
image

Какие организации уполномочены проводить СОУТ

Необходимо выполнение следующий требований и наличие соответствующих документов.

Аттестат аккредитации испытательной лаборатории в Национальной системе аккредитации, что подтверждается соответствующей записью в реестре аккредитованных лиц, находящемся на сайте Росаккредитации: https://pub.fsa.gov.ru/ral;Уведомление о внесении в реестр организаций, проводящих СОУТ, что подтверждается соответствующей записью в реестре на сайте Минтруда РФ: https://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations/info/263.Квалификация эксперта должна быть подтверждена наличием сертификата на право проведения СОУТ, что подтверждается соответствующей записью в реестре экспертов, проводящих СОУТ на сайте Минтруда: https://akot.rosmintrud.ru/sout/experts

Мы гарантируем, что все оформленные Лабораторией труда материалы соответствуют требованиям законодательства РФ. Это неоднократно подтверждалось заключениями с положительной оценкой результатов работ от Государственной экспертизы условий труда.

Область аккредитации испытательной лаборатории

работает по инновационной схеме построения структуры бизнеса, основанной на клиентоориентированной модели развития и единых стандартах качества проведения работ вне зависимости от региона присутствия заказчика.

Подобный подход, ставящий во главу угла потребности клиента и его желание получить качественную услугу, послужил прекрасным катализатором роста Компании. Рынок живо отреагировал на предложенный курс, что позволило в кратчайшие сроки заработать важную составляющую деятельности любой компании — хорошую профессиональную репутацию, и как следствие, часть справедливую часть рынка.

11 представительств компании по всей России

22 опытных специалиста лаборатории

Читайте также:  Акт выбраковки товара образец

120 тысяч рабочих мест проведено СОУТ за последние 3 года

151 прибор в составе испытательной лаборатории

1100 рабочих мест проведено СОУТ за 4 мес. для одного клиента

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Читайте также:  Претензия на возврат товара поставщику: образец

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ. Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще). Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Стоимость СОУТ

Стоимость наших работ по СОУТ в Москве зависит от трех основных факторов:

  • характер и особенности условий труда на рабочем месте,
  • количество рабочих мест,
  • месторасположение рабочих мест.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники; √ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно; √ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Наши клиенты

Мы имеем многолетный опыт работы с российскими и международными организациями.

Провели специальную оценку условий труда в сотнях компаний, среди которых есть мировые бренды и лидеры своей отрасли. Ниже представлены некоторые из них.

Читайте также:  Инструкция: увольняем материально ответственного работника

АО «Лакталис Восток»

Объем работы:

свыше 250 рабочих мест

Период предоставления услуги:

2015 — 2020 год

Измерения проводятся в строгом соответствии с корпоративными стадартами безопасности на предприятиях пищевой промышленности.

АО «ДСК»АВТОБАН»

Объем работы:

свыше 1000 рабочих мест

Период предоставления услуги:

2013 — 2020 год

Качество работ неоднократно подтверждалось положительными заключениями органов государственной экспертизы условий труда.

КБ «ЛОКО — Банк» (АО)

Объем работы:

свыше 1000 рабочих мест

Период предоставления услуги:

2014 — 2020 год

Средства потраченные на поведение работ не превысили утвержденный бюджет и были успешно зачтены в счет страховых взносов в ФСС РФ.

ГК «Мираторг»

Объем работы:

свыше 1000 рабочих мест

Период предоставления услуги:

2016 — 2020 год

Качество работ неоднократно подтверждалось положительными заключениями органов государственной экспертизы условий труда.

ООО «Келли Сервисез»

Объем работы:

около 750 рабочих мест

Период предоставления услуги:

2015 — 2020 год

АО «ГУОВ»

Объем работы:

свыше 1250 рабочих мест

Период предоставления услуги:

2018 год

Работы проводились в сжатые сроки на территории 5 областей ЦФО.

Кликните по благодарности, чтобы её увеличить.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется; √ что на этих РМ происходило раньше; √ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

Читайте также:  Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ); • начали эксплуатироваться вновь созданные РМ; • изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения внеплановой спецоценки

Когда действовала единая система аттестации рабочих мест на предприятиях, внеплановые оценки регламентировали пп. 47-48 Приказа 324, но новый ФЗ-426 его упразднил. Действующий порядок и этапы оценки внеочередного типа выглядят так:

  1. Подготовительные работы — определяется перечень рабочих мест, которые будут оцениваться, выбирается экспертная фирма, оформляется комиссия.
  2. Идентификация потенциально опасных, вредных факторов — обязательно с дальнейшим декларированием степени соответствия текущих параметров заявленным.
  3. Измерение степени влияния этих факторов — нужно для определения класса вредности.
  4. Согласование отчета по результатам оценки — по образцу.
  5. Объявление данных.

Инспектор вносит записи по результатам проверки

Руководству предприятия нужно подготовиться к СОУТ, поскольку рабочие места оцениваются в первую очередь, особенно, если на них предположительно вредные факторы оказывают максимальное воздействие.

Обратите внимание! Подготовка и оплата проверки — обязательства работодателя.

Использование результатов СОУТ

В течение 3 дней со дня утверждения заказчик СОУТ должен сообщить об этом проводившей исследование организации и направить в ее адрес копию утвержденного документа.

Работодатель должен ознакомить работников с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета (п. 5 ст. 15 закона 426-ФЗ).

Сотрудники, рабочие места которых признаны вредными, имеют право на различные льготы и компенсации, предусмотренные законодательством (льготная пенсия, доплаты к тарифной ставке, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и т.п.)

В эти же сроки (30 дней) работодатель должен разместить результаты СОУТ на своем сайте. Публикации подлежит информация об установленных классах по рабочим местам и проводимых мероприятиях по охране труда.

По рабочим местам, для которых нежелательные производственные факторы не выявлены, либо по рабочим местам, отнесенным к 1 или 2 классу, работодатель в течение 30 рабочих дней подает в региональное подразделение Минтруда декларацию соответствия условий труда (ст. 11 закона 426-ФЗ, приказ Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н).

Также работодатель должен уведомить о результатах спецоценки ФСС РФ (подп. 18 п. 2 ст. 17 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»). ФСС использует эту информацию для принятия решений о скидках или надбавках к страховому тарифу для данного работодателя.

Кроме того, специализированная организация заносит информацию о результатах СОУТ в государственную информационную систему (ст. 18 закона 426-ФЗ).

Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

3.1. В случае отсутствия возможности у работодателей – субъектов малого предпринимательства (включая работодателей – индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии, указанные в части 5 настоящей статьи, частях 2, 4 и 5 статьи 10, частях 2, 7, 9 – 11 статьи 12, части 6 статьи 14, части 2 статьи 15 и части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, исполняет работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.

4. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом”, Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос” и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2018.04.15

Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, к которым относится в том числе обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда (далее также СОУТ).

До недавнего времени отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным осуществлялось на основании аттестации рабочих мест. С 1 января 2014 года на смену указанной процедуре пришла специальная оценка условий труда. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Закон N 426-ФЗ) установил правовые, организационные основы и порядок проведения СОУТ, а также правовое положение, права, обязанности и ответственность ее участников.

В настоящее время именно СОУТ является основой классификации условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности. При этом результаты проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет со дня ее завершения (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда – единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным органом нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

 

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда:

 

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона N 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности. В частности, СОУТ обязательна в отношении условий труда работников религиозных организаций (см. письмо Минтруда России от 08.06.2017 N 15-1/00Г-1593).

Индивидуальные предприниматели, как видно из закона, от обязанности обеспечить проведение СОУТ не освобождены.

СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Этапы проведения СОУТ

Проводимые мероприятия

Организационные и подготовительные мероприятия

  • выбор организации, проводящей СОУТ, и заключение с ней гражданско-правового договора;
  • формирование комиссии по проведению СОУТ, утверждение ее состава и порядка деятельности;
  • утверждение графика проведения СОУТ;
  • утверждение перечня рабочих мест, подлежащих оценке, с указанием аналогичных рабочих мест

Проведение СОУТ

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • исследование и измерение вредных и (или) опасных факторов, их оценка

Оформление результатов СОУТ

  • формирование результатов СОУТ, утверждение отчета;
  • ознакомление работников с результатами проведения СОУТ;
  • информирование (передача данных) о результатах проведения СОУТ

Ответственность за нарушение законодательства о СОУТ

За нарушение трудового законодательства и установленного порядка проведения специальной оценки условий труда установлена административная ответственность для работодателей и организаций, ее проводивших, а также их должностных лиц.

Статья КоАП РФ

В чем выражено нарушение

Субъект

Санкция (административное наказание)

ч. 1 ст. 5.27

нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Пример: в трудовом договоре отсутствуют сведения об условиях труда на рабочем месте (не указан (подкласс) условий труда, установленный по результатам проведения СОУТ)

должностное лицо

предупреждение или административный штраф в размере от 1000 до 5000 рублей

индивидуальный предприниматель

предупреждение или административный штраф в размере от 1000 до 5000 рублей

юридическое лицо

предупреждение или административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей

ч. 2 ст. 5.27

совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

должностное лицо

административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

индивидуальный предприниматель

административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей

юридическое лицо

административный штраф в размере от 50 000 до 70 000 рублей

За нарушение работодателем и его должностными лицами законодательства о СОУТ административная ответственность предусмотрена ч. 2 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Статья КоАП РФ

В чем выражено нарушение

Субъект

Санкция (административное наказание)

ч. 2 ст. 5.27.1

нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

должностное лицо

предупреждение или административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей

индивидуальный предприниматель

предупреждение или административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей

юридическое лицо

предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей

ч. 5 ст. 5.27.1

совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1 – 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

должностное лицо

административный штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

индивидуальный предприниматель

административный штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

юридическое лицо

административный штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

За нарушение организацией, проводившей СОУТ, установленного порядка ее проведения, предусмотрена следующая административная ответственность.

Статья КоАП РФ

В чем выражено нарушение

Субъект

Санкция (административное наказание)

ч. 1 ст. 14.54

нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

должностное лицо

административный штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей

юридическое лицо

административный штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей

ч. 2 ст. 14.54

совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

должностное лицо

административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

юридическое лицо

административный штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий