Контролируемые сделки 2017: критерии, таблица

Содержание

Вопреки иллюзиям налогоплательщиков работники ФНС уже давно знакомы с основными схемами уклонения от налогов. Известно им также то, что налоги можно оптимизировать через сделки с дружественными фирмами. В целях противодействия уклонению государство обязывает налогоплательщиков уведомлять о контролируемых сделках, совершенных за год. Что такое контролируемые сделки, как заполнить и подать по ним уведомление, мы и расскажем в данной статье. Вы также узнаете об ответственности за неподачу уведомления.

Кто сдает уведомление о контролируемых сделках за 2020 год

Исключением является некоторые виды сделок, которые всегда признаются контролируемыми, даже если зависимости налогоплательщиков друг от друга нет. Например, договоры с компаниями из офшорного списка или договоры о продаже природных ресурсов.

Контролируемыми считаются контракты между взаимозависимыми лицами, имеющие признаки контролируемости, которые определены в ст. 105.14 НК РФ.

Если договоры заключены между взаимозависимыми, то для признания их контролируемыми этого еще недостаточно. Важно, чтобы субъекты подпадали под специальные условия:

Отчитаться обязана каждая из сторон контролируемой сделки. Подтверждают это письмо ФНС РФ от 24.04.2015 № ЕД-4-13/7083, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу № А05-3448/2014. Исключение – если сделку признает контролируемой только один из ее участников. Например, когда организация безвозмездно передает имущество взаимозависимой компании. В такой ситуации подать уведомление обязана сторона, которая получила имущество. Передающая сторона отчитываться не обязана. Ведь расходы по безвозмездной сделке в расчет налога на прибыль она не включает (п. 13 ст. 105.3, п. 16 ст. 270 НК). Такие выводы следуют из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 № 09АП-28934/2015.

Следует сказать, что официальной позиции Минфина и ФНС по данному вопросу нет. Поэтому безопаснее отчитаться по таким сделкам каждой из сторон либо придется отстаивать свою позицию в суде.

Если одна из сторон сделки не подала уведомление, инспекция вправе:

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках

Уведомление подается только раз в 12 месяцев не позднее 20 мая следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если данная дата выпала на нерабочий день, то срок переносится на ближайший рабочий.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Заполните раздел 1А по всем однотипным контролируемым контрактам, совершенным с одним контрагентом в течение 12 месяцев. Например, по всем договорам с одним и тем же заказчиком. Если вы не только оказывали ему услуги, но и продавали товар или, наоборот, что-то у него покупали, заполните по таким сделкам отдельный раздел 1А (п. 6.1 порядка заполнения уведомления).

Образец заполнения уведомления о контролируемых сделках

Если выяснтся, что договоры, заключенные в отчетном периоде, подпадают под критерии контролируемости и изучен порядок заполнения уведомления, то можно приступать к самостоятельному заполнению уведомления. В этом поможет образец заполнения уведомления, который подготовили специалисты сайта «Время Бухгалтера». Скачайте его по ссылке: образец заполнения уведомления о контролируемых сделках

Штраф за непредоставление уведомления о контролируемых сделках

За одно только неуведомление о контролируемых сделках предусмотрена ответственность по 129.4 НК РФ, согласно которой ответственность возникает за нарушение срока предоставления уведомления о контролируемой сделке либо за недостатки, допущенные налогоплательщиком при заполнении уведомления о контролируемой сделке, препятствующие получению налоговым органом достоверной информации о ней. В настоящий момент штраф по указанной статье составляет 5 тыс. рублей. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в пункте 9 «Обзора практики от 16.02.2017», размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверных сведений), не зависит от числа сделок, которые должны быть указаны в уведомлении.

Однако не стоит думать, что неподача уведомления поможет избежать больших штрафов за контролируемые сделки. Существует и другая статья — 129.3 НК РФ. По данной статье налогоплательщика могут оштрафовать на сумму 40 процентов от неуплаченного налога, если недоплата налога возникла из-за применения в контролируемых сделках нерыночных цен.

Автор: Сергей Сухочев

Предприниматели всегда ищут лазейки для снижения налоговых сумм, и проводимые между контрагентами финансовые сделки не являются исключением. Об этом знают и в налоговых органах, именно по этой причине были приняты контролируемые сделки, таблица, созданная на 2020 год, поможет каждому владельцу бизнеса решить вопросы, связанные с контрактами и дополнительным интересом к бизнесу со стороны ФНС.

image

Основные критерии

Контролируемые сделки предназначены для того, чтобы устранить вероятность избегания уплаты налога. В случае сговора участников величина налога путем особых способов его уменьшения будет впоследствии перечислена в бюджет не в полном объеме. Для этого во время заключения сделок участниками могут отражаться неверные данные, касающиеся стоимости услуг либо товаров. Указывая в контракте фиктивную стоимость, участники соглашения снижают реальную величину налоговой базы.

Но не всегда стоимость может занижаться, в зависимости от применяемой системы налогообложения она может быть завышена. От этого, соответственно, происходит и увеличение базы, которая впоследствии используется для проведения вычета, к примеру, НДС. В обоих случаях изменение стоимости, оказывающее негативное влияние на величину налога, является незаконным. Несмотря на то, что предприниматели постоянно занимаются заключением каких-либо сделок, не все они представляют интерес для ФНС.

Применяются критерии контролируемых сделок там, где происходит заключение контрактов между взаимозависимыми предприятиями. Все используемые критерии указаны в ст.105.14 НК. Они отличаются широким спектром действия, хотя под них попадают только те сделки, фирмы-участники которых  взаимозависимы.

В каких случаях сделка становится контролируемой ФНС

Попасть в категорию, где сделки находятся на особом контроле у налоговиков, можно по разным причинам. Среди присутствующих в налоговом кодексе критерий особенно выделяются три. Так, особое внимание налоговых органов вызывают контракты, в которых во время их заключения были подписи «лишних» посредников. Не избежать контроля и в том случае, если при заключении сделки один из участников оказался без статуса налогового резидента РФ.

Помимо таких нюансов, привлечь внимание налоговиков к проводимым сделкам фирмы могут и высокими оборотами по контракту, годовая величина которых превышает 100 000 000 рублей. Для того чтобы сделка стала контролируемой ФНС, не обязательно один из участников должен быть нерезидентом РФ. Попасть под дополнительный контроль налоговиков могут как российские, так и иностранные фирмы.

Несмотря на критерии и поводы их применения, вызвать такой же интерес могут любые лица, которые во время сделки, к примеру, осуществили необоснованное увеличение стоимости, влекущее за собой существенное снижение налога. Хотя стоит оговориться, что суды неодобрительно смотрят на действия ФНС относительно лиц, которые не являются зависимыми. Об этом присутствует информация в решении ВС от 1 февраля 2020 года номером АКПИ15-1383.

Сроки подачи и особенности заполнения уведомления

Подается уведомление о контролируемых сделках, совершенных в прошлом году, в ФНС раз в год до 20 мая текущего года. Передача документа может быть осуществлена в двух видах. Так, уведомление можно передать лично или через почту в бумажном формате, или же в электронном виде.

Независимо от того, какой формат применяется для заполнения, форма документа не изменяется. Состоит он из первого титульного листа и 4 разделов. В каждом блоке должна быть отражена только правильная и актуальная информация. Стоит помнить, что заполненное уведомление не подлежит скреплению. Запрещено в документе выполнять процедуру исправления внесенных данных либо другие меры корректировок информации.

Если в ФНС было передано уведомление с недостоверными данными либо ошибкой, исправить ее можно только уточняющим документом. В ситуации с электронного формата уведомлением для устранения вероятности порчи документа следует особое внимание уделять носителю, который будет применяться для предоставления документа в ФНС.

Для отражения каждого символа в документе применяется соответствующая ячейка. В числе исключений является только дата. В документе не должны присутствовать пустые поля. При отсутствии данных, которые там должны быть отражены, в них следует ставить прочерки. В текстовых полях занесение информации должно осуществляться с применением заглавных букв. Нельзя отражать цифровые значения, величина которых меньше 50 копеек.

В ситуации с цифрами, превышающими эту грань, цифровое значение подлежит округлению до рубля. Заносить знаки следует слева. Если при заполнении ячеек знаков оказалось меньше, чем количество предназначенных для отражения данной информации ячеек, то в оставшихся пустыми следует проставить прочерк.

Предоставлять уведомление в ФНС фирмы обязаны только с актуальной информацией. Если налоговиками будет выяснено, что данные являются недостоверными и присутствует факт занижения налога, фирму будет ожидать привлечение к административной ответственности.

image

Контролируемые сделки – это те, которые происходят между лицами, считающимися взаимозависимыми. По ним налоговые органы имеют право проверять соответствие стоимости рыночной, а, кроме того, отслеживают полный объем исчислений наряду с уплатой ряда налогов. Ниже рассмотрим ст. №105.14 из НК РФ с комментариями.

Виды сделок между участниками, которые являются взаимозависимыми

Согласно целям Налогового кодекса, такими сделками считаются те из них, которые происходят между участниками, которые являются взаимозависимыми:

  • Контролируемая сделка – это совокупность операций по перепродаже товаров, либо выполнению заказов и предоставлению услуг, которые совершаются с участием лиц, которые не считаются взаимозависимыми. Подобную совокупность приравнивают к сделкам между участниками, которые являются взаимозависимыми, правда при этом не принимается во внимание присутствие третьих лиц, которые не осуществляют в этой совокупности никаких дополнительных функций. Исключение составляет организация ими перепродажи товаров, оказания услуг и так далее. Третьи лица не принимают на себя риски и не используют активы для организации реализации товаров.
  • Крупные сделки в области внешней экономики и торговли.
  • Сделки при условии, что одной из сторон является участник, чьим местом жительства является государство либо территория, включенная в список, утвержденный Министерством финансов согласно статье №284 Налогового кодекса. В том случае, если деятельность российского учреждения образует постоянное представительство в стране, включенной в список, указанный в статье №284, то данную организацию рассматривают как лицо, чьим местом проживания выступает территория, входящая в данный перечень.

Обстоятельства, согласно которым сделки считаются контролируемыми

Контролируемые сделки – это сделки между участниками, чьим местом регистрации и жительства является Россия. Они являются таковыми в том случае, если имеется хотя бы одно из следующих нижеприведенных обстоятельств:

  • Максимальная сумма сделок между участниками за календарный год превосходит один миллиард рублей.
  • Одна из сторон выступает налогоплательщиком за добывание полезных ископаемых. При этом налог исчисляется по ставке, которая установлена в процентах, а непосредственно предметом сделки считается добытое ископаемое. Данное ископаемое признают для указанного лица объектом налогообложения.
  • В сделке участвуют взаимозависимые лица, и по меньшей мере одна из сторон выступает налогоплательщиком, который применяет один из специальных режимов. Одним из них считается система налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Еще один режим предполагает систему в форме единого налога на вмененную прибыль для некоторых видов деятельности. При всем этом в числе других лиц, которые являются сторонами сделки, есть те, которые не применяют вышеприведенные налоговые режимы.
  • Одна из сторон не обязана платить налог за прибыль предприятия. Но при этом другая сторона не освобождена от подобных обязанностей. Что еще предполагают контролируемые сделки НК РФ?
  • По меньшей мере одна из сторон выступает резидентом специальной экономической зоны либо является ее участником, а государственный режим на этой территории предусматривает специальные льготы по налогам на прибыль учреждений.
  • Крупная сделка должна удовлетворять параллельно нескольким условиям. Во-первых, одна из сторон должна выступать налогоплательщиком и учитывать прибыль и убытки по сделкам. Любая другая сторона может не считаться налогоплательщиком. Либо она может являться налогоплательщиком, но при этом имеет право не учитывать прибыль и убытки по сделкам при определении налоговой базы.
  • Хотя бы одна из сторон выступает членом инвестиционного проекта, который применяет ставку по налогу на прибыль учреждений, который подлежит зачислению в федеральный бюджет.
  • Минимум одна сторона сделки выступает исследовательским корпоративным учреждением, который пользуется освобождением от выполнения обязанностей налогоплательщика на добавленную стоимость.

Сделки, которые не считаются контролируемыми

Контролируемыми не признаются нижеприведенные варианты сделок:

  • Сторонами сделки служат лица из одной и той же объединенной группы налогоплательщиков, которая была образована согласно Налоговому кодексу. Исключение составляют те операции, чьим предметом служит добытое полезное ископаемое, которое считается объектом налогообложения. При этом в рамках добычи налогообложение должно происходить по специальной ставке, которая устанавливается в процентах.
  • Сторонами сделки служат участники, которые удовлетворяют одновременно нескольким требованиям. Одним из таких требований выступает регистрация в одном субъекте государства. Кроме того, взаимозависимые лица не должны иметь обособленных подразделений на территории прочих субъектов страны, а также и за ее пределами. Еще одним требованием можно назвать то, что участники не должны оплачивать налог на прибыль учреждений в бюджеты других субъектов страны. Помимо всего прочего, участники сделки не должны иметь убытки, принимаемые при исчислении налогов на прибыль учреждений. Также еще одним требованием является то, что должны отсутствовать обстоятельства для признания совершаемых сделок контролируемыми.
  • Сделки между налогоплательщиками, которые происходят при осуществлении какой-либо деятельности, которая связана с добыванием углеводородного сырья на одном из морских месторождений.
  • Межбанковские кредиты с общим сроком до семи дней включительно.
  • В сфере военного и технического сотрудничества России с зарубежными государствами.
  • Сделки по предоставлению гарантий в ситуациях, когда все стороны выступают российскими учреждениями, которые не являются банками.
  • Сделки, связанные с предоставлением беспроцентных займов, которые происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, местом регистрации или проживания которых является Россия.

Товары контролируемых сделок

Контролируемая сделка – это сделка, которая считается таковой в том случае, если их предметом служат товары, которые входят в состав одной и более следующих категорий:

  • Драгоценные камни.
  • Нефть и подобное. В данной ситуации подразумеваются товары, выработанные из нефтепродуктов.
  • Черные металлы.
  • Цветные металлы.
  • Драгоценные металлы.
  • Минеральные удобрения.

Коды товаров, которые были перечислены выше, согласно номенклатуре экономической деятельности, устанавливаются органом власти, который выполняет функции по разработке государственной политики, а, кроме того, по нормативному и правовому регулированию в сфере внешней экономики.

Сделки также считаются контролируемыми в тех ситуациях, когда сумма прибыли по ним больше шестидесяти миллионов рублей. При этом учитывает доход от сделок, которые были совершены одним лицом за полный календарный год.

Сумму прибыли по совокупности сделок определяют путем сложения полученных доходов за полный календарный год. В рамках определения суммы прибыли по сделкам исполнительный орган власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, вправе осуществлять проверку соответствия полученных доходов рыночному объему.

На основании заявления органа власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, суд может признать операцию контролируемой в том случае, если имеется достаточно оснований полагать, что она выступает частью группы однородных операций.

Основные критерии

Итак, Налоговый кодекс предполагает, в частности, следующие критерии сделок, которые считаются контролируемыми:

  • Сделки происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, а также выступающими резидентами страны.
  • Внешнеторговые сделки с резидентом из оффшорной зоны на сумму более шестидесяти миллионов рублей.
  • Внешнеторговые операции между участниками, являющимися взаимозависимыми. При этом сумма прибыли значения не имеет.

Критерии контролируемых сделок обязательно должны соблюдаться. При этом в законодательстве перечисляются сделки, которых не признают контролируемыми не зависимо от того, удовлетворяют они вышеприведенным критериям или нет.

К подобным операциям в особенности относят сделки между учреждениями, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • Учреждения зарегистрированы в одном субъекте страны. При этом у них нет обособленных подразделений на территориях прочих субъектов и за границей в том числе.
  • Предприятия не осуществляют выплату налогов на доходы в бюджеты прочих субъектов государства.
  • Отсутствуют убытки, которые учитываются при исчислении налогов на доходы. При этом во внимание принимаются убытки из предыдущих периодов, которые переносятся на будущие этапы.

Варианты определения прибыли

Согласно Налоговому кодексу в рамках проведения контроля сделок, которые происходят между участниками, используются следующие методы определения прибыли:

  • Методика сопоставления рыночных цен.
  • Стоимость последующих реализаций.
  • Затратный способ.
  • Вариант сопоставимой рентабельности.
  • Приемы в распределении прибыли.

При этом возможно применение комбинации двух и более способов. Стоит отметить, что методика сопоставления рыночных цен считается приоритетной в большинстве ситуаций.

Примеры контролируемых сделок представлены ниже.

Сделки и штрафы

Согласно законодательству, неуплата налогоплательщиками сумм в рамках использования в контролируемых сделках коммерческих условий, которые не сопоставимы с требованиями между лицами, предполагает взыскание следующих штрафов:

  • В общем объеме от двадцати процентов неуплаченного размера налога. Этот штраф имеет отношение к периодам, начиная с 2014 по 2016 года.
  • В размере сорока процентов от неуплаченной суммы, но не меньше тридцати тысяч рублей. Этот штраф имеет отношение к налоговым периодам, начиная с 2017 года.

Самостоятельная корректировка обязательств по налогам в рамках осуществления контролируемых сделок

Налогоплательщики имеют право самостоятельно корректировать свои обязательства по налогам, в связи с использованием цен в сделках между участниками, которые не соответствуют рыночному уровню, в целях избегания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Корректирование баз, а также соответствующих сумм необходимо производить по завершении календарного года, который включает налоговые периоды, суммы которых требуется урегулировать:

  • В отношении физических лиц это происходит одновременно с подачей декларации не позже 30 апреля года, который следует за завершенным налоговым периодом.
  • Для организаций корректировка должна происходить одновременно с подачей декларации по налогам на доходы не позже 28 марта того года, который следует за завершенным периодом.

Согласно ст. 105. 14 НК РФ периодом по налогу на добавленную стоимость считается квартал. А для налогов на добычу ископаемых таким периодом является один месяц. Корректировки по налогам отражают в уточненных декларациях по каждому из периодов, в котором было зафиксировано отклонение цен. Данные декларации представляются одновременно с документами по налогам на прибыль учреждений.

Суммы недоимок, выявленных налогоплательщиком в результате самостоятельно произведенной корректировки, должны быть погашены в срок не позже момента уплаты налога на прибыль учреждений за соответствующий период. То есть это должно быть сделано не позже 28 марта того года, который следует за завершенным налоговым периодом. Важно учитывать, что за период с момента возникновения недоимок до истечения установленного отрезка погашения пеня на их сумму не начисляется.

Контролируемые сделки: срок, обязанность и адрес уведомления

Кто подает уведомление о контролируемых сделках?

Информация о совершенных налогоплательщиком в текущем календарном году сделках указывается в уведомлении. Данное уведомление лица направляют в налоговый орган по месту своего нахождения в срок не позже 20 мая того года, который следует за периодом, в котором была осуществлена контролируемая сделка. Лица, которые отнесены к категории крупных налогоплательщиков, предъявляют указанные уведомления в налоговые органы по месту учета.

В том случае, если налогоплательщик в установленный срок не предоставит уведомление в соответствующий орган о контролируемых сделках, которые были осуществлены им в календарном году, то его ждет штраф в размере пяти тысяч рублей. В том случае, если лицо предоставит недостоверные сведения, его также ожидает штраф в объеме пяти тысяч рублей.

В зависимости от выбора налогоплательщиков, уведомление о совершенных сделках можно предоставлять, как по установленной схеме – на бумажном носителе, так и по утвержденному формату в электронном виде.

Форму уведомления о выполненных контролируемых операциях наряду с порядком ее заполнения и представления в электронном виде утверждает федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен по контролю, а, кроме того, надзору в сфере налогов по согласованию с Министерством финансов. Форма уведомления обязательно должна быть утверждена Федеральной налоговой службой.

В том случае, если будут обнаружены неполнота сведений наряду с неточностями либо ошибками в заполнении представленного документа о контролируемых сделках, то налогоплательщик имеет право направить уточненный вариант уведомления.

Какую информацию должен указывать налогоплательщик в уведомлении?

Итак, информация о проведенных контролируемых сделках должна содержать следующие сведения:

  • Календарный год. В этом разделе указывают год, за который представляют информацию о проведенных налогоплательщиками контролируемых сделках.
  • Предмет осуществленных сделок и их краткое описание.
  • Информация обо всех участниках сделок. В этом разделе требуется указать полное наименование учреждения, а также ИНН в том случае, если предприятие состоит на учете в налоговом органе в России. Кроме того, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то требуется сообщить его фамилию, имя и отчество, а также ИНН. Гражданские лица предоставляют абсолютно те же сведения.
  • В одном из разделов уведомления требуется указать сумму полученной прибыли. Помимо этого, нужно будет сообщить и о сумме понесенных убытков в результате контролируемых сделок.

Таким образом, непосредственно суть контролируемых сделок применяется в отечественном законодательстве касательно контроля трансфертной стоимости сделок между участниками, которые выступают взаимозависимыми.

Похожие статьи

Контролируемые сделки – критерии в таблице 2020 года приведены далее в статье – предусмотрены законом в большом количестве разновидностей. Рассмотрим их с учетом классификации налогоплательщиков, отраженной в положениях НК РФ.

  • О каком контроле сделок идет речь и кто его проводит?
  • Какие сделки попадают под контроль
  • Каковы критерии контролируемых сделок между налоговыми резидентами
  • Контролируемость резидентов: таблица налоговых критериев
  • Контролируемость резидентов: таблица неналоговых критериев
  • Контролируемость нерезидентов: таблица критериев
  • Приравненные сделки: в чем их специфика
  • Контроль приравненных сделок: таблица критериев

О каком контроле сделок идет речь и кто его проводит?

В соответствии со ст. 105.15 НК РФ инспекторы ФНС вправе истребовать у объектов налогового контроля документацию относительно определенной сделки либо группы однородных сделок. В такой документации могут отражаться сведения, перечисленные в п. 1 ст. 105.15 НК РФ, в частности:

  • о деятельности контролируемого субъекта;
  • лицах, с которыми заключены контролируемые договоры;
  • методике ценообразования по соответствующим договорам;
  • сроках и условиях расчетов сторон;
  • роли каждой из сторон в коммерческих отношениях, финансовых рисках участников правоотношения.

Налогоплательщик может представить в ФНС в принципе любые сведения в подтверждение законности сделки (п. 2 ст. 105.15 НК РФ). Под законностью в данном случае следует понимать прежде всего правомерность применения финансовых условий договора — с точки зрения цен и прочих экономически значимых параметров соглашения. И основной критерий правомерности здесь — соответствие условий контракта тем, что характеризуют сопоставимые соглашения.

Если говорить о самых простых условиях, то договор не должен отражать:

  • неоправданное завышение цен (при котором у покупателя может быть занижена прибыль по причине больших расходов);
  • необоснованное занижение цен (когда продавец, в свою очередь, может занизить свою прибыль по причине малых доходов).

ФНС вправе истребовать документацию по контролируемым контрактам не ранее 1 июня года, идущего за тем, в котором они заключены.

Рассмотрим теперь, исходя из каких критериев ФНС может относить сделки к контролируемым.

Какие сделки попадают под контроль

Под контроль ФНС попадают правоотношения, одновременно соответствующие следующим трем критериям:

  1. В сделках участвуют взаимозависимые лица, идентифицируемые в качестве таковых в соответствии с п. 2 ст. 105 НК РФ.
  2. Правоотношение классифицировано как идентичное сделке между обоюдно зависимыми субъектами — в соответствии с критериями, отраженными в п. 1 ст. 105.14 НК РФ. То есть если данные критерии будут соблюдены, то даже те субъекты, что не являются взаимозависимыми, могут становиться объектами контроля со стороны ФНС.
  3. Правоотношение подходит под прочие критерии контролируемости, отраженные в ст. 105.14 НК РФ.

Отметим, что в общем случае любые контракты между обоюдно зависимыми субъектами контролируемы (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Но в ст. 105.14 НК РФ детально отражены исключения из этого правила на основании установленных законом критериев.

При этом можно выделить следующие категории контролируемых ФНС правоотношений:

  1. Сделки взаимозависимых лиц (и приравненные к ним сделки), каждое из которых имеет статус резидента России (то есть поставлено в РФ на налоговый учет).
  2. Правоотношения, в которых участвуют обоюдно зависимые субъекты (и приравненные к ним контракты), из которых как минимум один не имеет статуса резидента России.
  3. Отдельные категории сделок, приравненных к взаимозависимым.

Рассмотрим подробнее, какие критерии контролируемости установлены для каждого типа правоотношений. Для этого используем небольшие таблицы.

Каковы критерии контролируемых сделок между налоговыми резидентами

Налоговый резидент — это физлицо, которое на момент установления наличия или отсутствия данного статуса (например, в связи с необходимостью исчислить подоходный налог) находится в России не менее 183 дней из 12 идущих подряд месяцев. Между периодами его нахождения могут быть любые паузы: к примеру, он может жить одну неделю в России, другую — за границей, но важно, чтобы за 12 месяцев в России он находился хотя бы на 1 день дольше.

Документами, подтверждающими резидентство, могут быть сведения по загранпаспорту (с отметками о въезде и выезде из России), проездные документы (актуально для путешественников в Беларусь и страны, в которые можно въезжать без загранпаспорта). ФНС может запрашивать данные о выездах и въездах человека непосредственно в отвечающем за миграцию ведомстве.

Критерии контролируемости, о которых идет речь, можно разделить на следующие категории:

  1. Единичные критерии (достаточно соблюдения одного из них, и сделка будет контролируемой).
  2. Солидарные критерии (когда требуется соблюдение двух и более критериев).

При этом из нескольких солидарных критериев можно условно выделить ведущий критерий-ориентир и смотреть на него прежде всего.

Ниже вы можете увидеть подробные таблицы с критериями, классифицированными на указанные разновидности, и еще дополнительно:

  • на налоговые критерии;
  • неналоговые критерии.

То есть те, что прямо связаны со спецификой применяемой системы налогообложения и те, что не связаны с ней.

Контролируемость резидентов: таблица налоговых критериев

Порядковый номер критерия

Ведущий солидарный либо единичный критерий

Прочие солидарные критерии

Какой пункт ст. 105.14 НК РФ регулирует*

1

Как минимум один участник правоотношений платит НДПИ, исчисляя налог по процентным ставкам

Величина обязательств по соглашению превышает пороговый критерий**

П. 3, подп. 2 п. 2

2

По меньшей мере одна сторона контракта платит ЕСХН либо ЕНВД и как минимум один из контрагентов — не платит

Обязательства — более 100 млн руб.

По меньшей мере один участник не входит с кем-либо из своих партнеров в общую консолидированную группу налогоплательщиков

Подп. 3 п. 2, п. 3, подп. 1 п. 4

3

Как минимум один субъект правоотношений в течение года применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль

Обязательства выше порогового уровня

Подп. 9 п. 2, п. 3

4

Хотя бы один субъект правоотношений освобожден от налога на прибыль (в том числе на праве резидентства в «Сколково») и как минимум один из контрагентов платит такой налог и не обладает статусом резидента «Сколково»

Обязательства выше пороговой величины.

По меньшей мере один субъект не входит с кем-либо из партнеров в общую консолидированную группу

Подп. 4, 8 п. 2, п. 3, подп. 1 п. 4

* Здесь и далее — во всех случаях применяются прежде всего положения ст. 105.1 НК РФ. Затем — ст. 105.14 (главный источник норм, регламентирующих подконтрольные ФНС сделки) и некоторые корреспондирующие с ней статьи кодекса (прямо указаны в таблице).

** Здесь и далее, если в таблице прямо не указано иного, — 60 млн руб.

Контролируемость резидентов: таблица неналоговых критериев

Порядковый номер критерия

Главный солидарный либо единичный критерий

Иные солидарные критерии

Какой пункт ст. 105.14 НК РФ регулирует

1

Как минимум один участник подключен к реализации регионального инвестпроекта

Обязательства сторон выше пороговых

Подп. 7 п. 2, п. 3 и п. 1 ст. 25.9 НК РФ

2

Один из участников — субъект, добывающий углеводороды на морях

Подп. 6 п. 2, п. 3 и ст. 275.2 НК РФ

3

Один из участников ведет деятельность в особой хозяйственной зоне (либо свободной хозяйственной зоне)

Обязательства участников выше пороговых.

По меньшей мере одна сторона не входит с кем-либо из контрагентов в общую консолидированную группу

Подп. 5 п. 2, п. 3, подп. 1 п. 4

4

Обороты по договору — более 1 млрд руб.

Как минимум один участник не входит с кем-либо из контрагентов в единую консолидированную группу налогоплательщиков.

По меньшей мере один из партнеров не ведет бизнес в одном из регионов с кем-либо из контрагентов, но при этом имеет подразделения в других субъектах РФ (и платит там налоги).

Как минимум один из партнеров несет убытки, что берутся в расчет при исчислении налога на прибыль

Подп. 1 п. 2, подп. 1 п. 4, подп. 2 п. 4

5

Предмет правоотношения — купля-продажа:

  • нефти и топлива;
  • металлов;
  • удобрений;
  • драгоценных камней

Обязательства партнеров выше порогового уровня

П. 1, подп. 2 п. 1, п. 5, п. 7

Отдельно определяются критерии по сделкам между нерезидентами (либо между резидентом и нерезидентом).

Подпишитесь на рассылку

Контролируемость нерезидентов: таблица критериев

Нерезидент — физлицо, которое находится в РФ, в свою очередь, менее 183 дней в течение 12 месяцев, идущих подряд. Интервалы опять же значения не имеют: человек может пробыть на территории РФ 182 дня подряд и будет считаться нерезидентом, если остальные дни в течение указанного периода проведет за границей.

При установлении контролируемости по контрактам между нерезидентами также правомерно придерживаться классификации по ведущим солидарным, обычным солидарным и единичным критериям.

Категория правоотношений

Основной солидарный или единичный критерий

Солидарные критерии

Какой пункт ст. 105.14 НК РФ регулирует

Сделка между обоюдно зависимыми нерезидентами (либо приравненная к ней сделка)

Сам факт совершения сделки (не имеют значения ее предмет, обороты и прочие условия)

П. 1

Контракт между обоюдно зависимыми резидентом и нерезидентом (либо приравненная к ней сделка)

Определенная специфика есть у правоотношений, которые считаются приравненными к контрактам между обоюдно зависимыми субъектами.

Приравненные сделки: в чем их специфика

В положениях п. 1 ст. 105.14 НК РФ отражены критерии, по которым сделка, которая совершается лицами, что не рассматриваются как взаимно зависимые, может быть приравнена к той, что считается заключенной между обоюдно зависимыми лицами. В частности, такое приравнивание осуществляется, если:

  • участники для чего-то подключают не несущих рисков посредников, хотя по всем признакам можно было бы обойтись без них;
  • правоотношение связано с реализацией товаров в рамках мировой биржи, и ее оборот превышает 60 млн руб.;
  • как минимум один из участников зарегистрирован в офшорной зоне (либо имеет налоговое резидентство там).

Узнать подробнее, в каких случаях указанные приравненные сделки попадают под контроль, вы сможете из таблицы ниже.

Контроль приравненных сделок: таблица критериев

Категория правоотношений, приравненных к сделкам между обоюдно зависимыми лицами

Единичный (ведущий) критерий контролируемости

Солидарные критерии

Какой пункт ст. 105.14 НК РФ регулирует

Правоотношение при участии посредников, роль которых не видится значимой и которые не несут ответственности за риски по контракту

Любые критерии, изложенные в пп. 1 и 2 ст. 105.14 НК РФ и корреспондирующих пунктах ст. 105.14 НК РФ***

П. 1, подп. 1 п. 1, п. 2

Сделка, предмет которой — реализация мировых биржевых товаров

Любые критерии, предусмотренные п. 2 ст. 105.14 НК РФ и прочими пунктами ст. 105.14 НК РФ***

Оборот — больше порогового уровня.

Продается один из следующих товаров:

·   нефть (либо топливо после ее переработки);

·   металлы;

·   драгоценные камни

П. 3, подп. 2 п. 1, п. 5, п. 7

Как минимум один участник договора — представитель офшора (либо его налоговый резидент)

Обязательства в рамках сделки — выше порогового критерия

П. 3, подп. 3 п. 1, п. 7

*** По существу, здесь применяется перечень критериев, отраженный в первой таблице — по сделкам с участием резидентов. Распространяется на сделки с участием необязательных посредников и критерий, по которому любая сделка становится подконтрольной, если как минимум один из ее участников — нерезидент.

***

Подлежащей контролю со стороны ФНС может быть признана только сделка между взаимозависимыми субъектами либо приравненная к ней сделка. Основной предмет контроля сделки — правомерность ее финансовых условий. В отношении резидентов и нерезидентов критерии контролируемости могут применяться разные.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Сделки».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня. Предыдущий материал Следующий материал

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий